Женя Снежкина. Спецоперация против зомби

14 мая на Старом Арбате сотрудники ОМОНа разогнали "Зомби парад". "Зомби парад" – это несколько десяткой детей, подростков и юношей, раскрашенных под франкенштейнов и сильфид, которые вместе прогуливались по улицам Москвы. Они ничего не требуют, не протестуют, просто гуляют в жутковато-смешных костюмах. По данным ГУВД города было задержано 52 человека, полицейские мотивировали свои действия тем, что задержанные "были одеты в костюмы страшные, дети пугались" . Замечу, что "Зомби парад" проходил в пятый раз и до последнего раза сотрудники полиции претензий к его участникам не имели. А 14 мая этого года вместо веселой прогулки по Арбату получился полицейский автобус, полный подростков. С чего вдруг?

Год назад зомби-парад в Москве прошел без происшествий Источник ElFuLiJo

Женя Снежкина Независимый журналист, много лет проработала в отделах "Общество" таких электронных изданий как Полит.Ру, Грани.Ру, сайт радио "Свобода". В центре ее интересов всегда находились права человека, в частности, права детей.

Если посмотреть на юридическую сторону дела, участников парада задерживали по ст. 20.2 КоАП части первой "Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования" или части второй "Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования". Единственное, на что могла быть похожа прогулка в маскарадных костюмах – шествие. Смотрим в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях": "шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам". Пытаемся пофантазировать на тему того к каким проблемам могут желать привлечь внимание разукрашенные под живых мертвецов подростки (никаких плакатов у них в руках не было). В результате получается, что милиционеры задержали подростков совершенно не законно.

Я думаю, что дело тут не в излишней пугливости московских полицейских – ведь четыре года подряд они детей не трогали. Мне кажется, что проблема заключается в том, что "Зомби парад" прошел в неудачное время. Дело в том, что в эти дни по всей стране проходила полицейская спецоперация "Лидер", направленная на "выявление подростковых групп антиобщественной направленности, а также взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность".

В частности, эта операция прошла в Курске , Воронеже и Абакане . В рамках операции сотрудники полиции должны посещать "места концентрации несовершеннолетних с антиобщественной направленностью, принимая меры к их разобщению".

Правоохранительные органы считают, что "зомби" напугали детей Источник ИТАР-ТАСС

Обратите внимание, что когда речь идет об операции, в описании группы, на которую направлена операция, полицейские употребляют термин не "противоправный", а "антиобщественный" – термин, можно толковать в меру своей фантазии.

Антиобщественным может в глазах полиции выглядеть кто угодно – от фанатов "Спартака" до готов и эмо. А что главное при проведении массовой полицейской операции? Правильно, отчетность. В рамках конкретно "Лидера" полицейские отчитываются по количеству задержанных подростков, количеству выявленных "антиобщественных групп", количеству лиц "вовлекающих подростков в антиобщественную деятельность" и количеству проведенных разъяснительных мероприятий. И если посмотреть на события на Арбате в этом ракурсе, то действия полицейских можно объяснить: полицейские локализовали группу, задержали подростков и провели разъяснительные беседы с ними и их родителями. Все бы хорошо, только отчего-то общественность оказалась против, и журналисты начали названивать в ГУВД и требовать комментарии.

ОМОН задерживает даже "оживших мертвецов" Источник ИТАР-ТАСС

К добру или к худу, мы в большинстве случаем не знаем когда и как полиция проводит оперативно-профилактические мероприятия, мы не знаем, в чем состоит функционал операций "Улица", или "Подросток – игла", или "Школьник". Мы не знаем, как сотрудники милиции формулируют для себя критерии, по которым они определяют группы риска. Эти критерии не являются предметом общественной дискуссии и даже редко публикуются. В результате полиция гоняется по Арбату за зомби, а моя приятельница – тишайшая и аполитичная художница обнаружила в субботу свое чадо, раскрашенное под симпатичную мумию, в отделении полиции. По-моему, настало время заинтересоваться.