Сколько советских граждан отказались возвращаться в СССР после окончания Великой Отечественной

На модерации Отложенный

    Категории «невозвращенцев» были разными – коллаборационистов («власовцев» и других пособников гитлеровцев) на родине ожидали суд и ГУЛАГ (в лучшем случае), аналогичная участь была у многих военнопленных, даже не сотрудничавших с немцами.

    А «остарбайтеры» не хотели возвращаться в Советский Союз потому что успели оценить преимущества западной жизни – даже будучи подневольными работниками. За рубежом оказалось 5 миллионов? Это данные по количеству советских граждан, включая угнанных на принудительные работы («остарбайтеров») и военнопленных, – из рассекреченного архива начальника уполномоченного СНК СССР по делам репатриации Филиппа Голикова.

    Большинство из подлежащих репатриации (3 миллиона человек) находились в зоне, контролируемой союзниками. Из общего количества находившихся на освобожденных от гитлеровцев территориях 1,7 миллиона приходилось на военнопленных, среди которых были и коллаборационисты (зачастую семейные, ушедшие с немцами при отступлении и получившие статус «перемещенные лица»).

    По данным ведомства Ф. Голикова, всего представителей этих категорий потенциальных репатриантов изначально насчитывалось 6,8 миллионов человек – остальные к концу войны либо умерли, либо были уничтожены фашистами за годы Великой Отечественной. Так сколько же осталось? Историки Михаил Геллер и Александр Некрич, приводя в своей книге «Утопия у власти» данные о 500 тысячах «потенциальных репатриантах» оставшихся на Западе после Великой Отечественной войны, недоумевали: отчего в рассекреченных официальных данных ведомства Филиппа Голикова цифры репатриированных так сильно разнятся с количеством «вынужденно перемещенных граждан СССР [в Германию и страны-сателлиты во время войны]», указанных этим же ведомством?

    Согласно исследованиям сотрудников Института истории Академии наук СССР Владимира Полетаева, Юрия Стрижкова и Владимира Тельпуховского, подобная «нестыковка» в статистике репатриированных вызвана тем, что из стран-сателлитов фашистской Германии массово вывозили советских граждан, не являвшихся местными жителями – эти люди могли там оказаться вовсе не потому что были в свое время насильственно «угнаны» (захвачены в плен). Цифру в 500 тысяч оставшихся на Западе советских граждан подтверждает и российский историк Виктор Земсков, указывая, что это количество – оптимально для возможностей по приему подобного контингента западными странами.

    Примечательно, что приблизительно аналогичные данные изложены в рассекреченных статистических выкладках советского Управления по делам репатриации (с разницей в минус 50 тысяч человек). Согласно этим официальным сведениям, в основном речь идет о советских немцах и жителях западных областей Советского Союза – именно они, по мнению ведомства Филиппа Голикова, и составляли костяк «невозвращенцев».

     По информации управления, свыше 80 тысяч человек из них осели в Западной Германии, а большая часть (более 100 тысяч) – в Англии. Самые крупные диаспоры не пожелавших вернуться на родину выбрали для своего нового места жительства Австралию (свыше 50 тысяч человек) и Америку (более 35 тысяч бывших граждан СССР). Николай Сыромятников