Философия Нового времени. Фрэнсис Бэкон

Продолжаю лекции для желающих вспомнить свою студенческую молодость.

Возрождение и Реформация, развитие производства и торговли подготовили почву для отхода от средневекового стиля мышления. Вы вчера уже читали об этом. Светский образ жизни становится преобладающим, национальные государства заменяют церковь как орган управления, возрастает роль светской власти. Возникает тенденция перехода богатых предпринимателей в аристократию нового типа. Растёт авторитет науки и знаний, что принципиально отличается от авторитета церкви, поскольку является интеллектуальным, а не принудительным и наказания не грозят тем, кто имеет собственные взгляды. Наука, в отличие от церкви, не считает свои суждения абсолютно верными и неизменными, признаёт их основанными на опыте и подверженными изменениям. Это порождает новый стиль мышления и приводит к возникновению новой философии.

Связующим звеном между концепциями Возрождения и стилем мышления Нового времени стала философия англичанина Фрэнсиса Бэкона.(1561—1626) 

Он впервые поставил задачу разработки научных эмпирических методов познания природы. Ну а что при короле Якове I он был ещё и лордом-канцлером уже не столь важно.

Так вот. Бэкон признаёт три основные проблемы: Бог, Природа, Человек. Но если теология опирается на откровение и Священное писание, где «и без меня много служителей и прислужников», пмшет он, то философия свободно должна заниматься естественнонаучными знаниями.

Он разграничил теологию и философию. По мнению Бэкона из 25 веков существования культуры только шесть можно считать благоприятными для развития знания: это Древняя Греция, в какой-то степени Древний Рим и Возрождение. На протяжении всего остального времени философия, «эта великая мать всех наук была унижена до презрительной должности служанки религии». Пустое морализирование на религиозные темы не плодотворно, философия и наука должны служить не Богу, а человеку. 

Нет, он не отрицал и необходимости религии для масс: «Атеизм - это тонкий лёд, по которому один человек пройдет, а народ провалится в бездну». Для тех времён и нравов это была разумная позиция так как народ был не образован.

Бэкон убеждён: «Мы столько можем, сколько знаем».

«Знание – сила» - его кредо, а оно может быть получено методом эмпирического исследования. «Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Поэтому следует исходить из единства опыта и разума и опираться на индуктивные методы.

В трактате «Новый органон» (1620) Бэкон подверг критике даже самого Аристотеля, который у церковников-схоластов считался высшим и непререкаемым авторитетом. Это был крупный шаг к освобождению от догм, господствовавших в средние века. «Истина – дочь времени, а не авторитета».

Роль дедуктивного метода и силлогистики Аристотеля Бэкон отодвигает на второй план, так как оперирование силлогизмами истинного знания не гарантирует, поскольку сами посылки силлогизмов могут быть подтасованными, необоснованными, ложными.

Нельзя построить науку на таких понятиях, как субстанция, скрытые качества, сущность и т.п. высокие слова.

  Только чувственный опыт есть источник знания, и наука состоит в рациональном его осмыслении. «Начало всякой мудрости в признании фактов», но чтобы их получить и осмыслить необходимы целенаправленные наблюдения, эксперименты, сравнения, рациональный анализ, индуктивные выводы. Условие прогресса науки - совершенствование индуктивных умозаключений.

В прошлом, говорит Бэкон, мыслители были либо эмпириками, которые как муравьи, тащили в кучу факты, либо догматиками, которые, как пауки, тянули из себя паутину спекулятивных словесных узоров. А подлинные ученые должны работать подобно пчелам, соединяя факты в систему осмысленных и эмпирически  проверяемых знаний с помощью разумно обоснованных методов, главным из которых является метод индукции. «У кого нет идей, тот не видит и фактов».

 

По Бэкону существуют два вида опытов: плодоносные, ведущие к практическим результатам, и светоносные, способствующие новым открытиям. Вторые носят методологический характер и потому важнее первых.

До Бэкона философы тоже писали о важности индукции, но Бэкон подчеркнул возможность и ошибочных индуктивных выводов и описал их причины. Он старался устранить саму возможность искажения научных исследований разного рода предрассудками. «Нет ничего гибельнее благоговейного отношения к призрачным химерам», нужно выгнать их вон, освободиться от идолов, которые мешают видеть «истинное положение вещей». Он насчитал четыре разновидности идолов:

  1.     Идолы рода: ограниченность ума и несовершенство органов чувств, страсти, которые искажают знание, желание истолковать природу по аналогии с человеком, приписывание ей каких-то окончательных целей и т.п.
  2.     Идолы пещеры: это заблуждения, свойственные отдельному индивиду, поскольку каждый сидит в своей пещере воспитания, обучения, привычек.
  3.     Идолы рынка, рыночной площади: это затертые значения слов, которые как затертые монеты приводят к словесной путанице. Слова насилуют разум и ведут к пустым и бессмысленным спорам.
  4.     Идолы театра: это влияние ложных теорий и философских учений, которые благодаря склонности людей к слепой вере в авторитеты заводят людей в заблуждения.

Полностью устранить эти идолы невозможно, но осознав их влияние, можно снизить их вредоносность. Он верил в возможность неискаженного истинного знания, в прозрачность субъекта познания и думал, что знания могут быть получены непосредственно из экспериментов индуктивным методом. Он не учёл, что обойти устройство познающего интеллекта невозможно. До Канта было ещё далеко.

Философия Бэкона - связующее звено между идеями Возрождения и философией Нового времени, от него берут начало два направлениярационализм, опирающийся на разум, и эмпиризм, опирающийся на опыт. Но не следует думать, что рационалисты совершенно отрицали роль опыта, а эмпирики роль разума. Просто они по-разному расставляли акценты. 

Не забудьте поставить + и (или)  высказать своё мнение.