Брат на брата, или вновь про Каина и Авеля
На модерации
Отложенный
Библейский сюжет о Каине и Авеле, несмотря на кажущуюся однозначность трактовки поведения его персонажей, на самом деле не столь прост и примитивен. Подтверждением тому служит огромная масса написанного на эту тему за многие века. Собственно говоря, о чём тут можно рассуждать? Всё ясно и понятно – Старший брат (Каин) убил младшего (Авеля) сугубо из чувства чёрной зависти. Негодяй Каин лишил жизни бедного доброго Авеля. Понятия «раскаяние» и «окаянный» прочно укоренились в нашем родном языке. Однако давайте рассмотрим внимательнее этот короткий сюжет, заодно немного заглянув в древнейшую историю. Там всё очень запутано, а, следовательно, не так однозначно.
Итак, странности начинаются прямо сразу:
«1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и
сказала: приобрела я человека от Господа.»
Вот интересно, что значит «приобрела человека от Господа?» Если речь о Каине, то почему он от Господа? Самое смешное предположение, что у бедного Адама был весьма основательный повод для ревности к своему Творцу и обвинения Евы в супружеской неверности. Но… о ужас! В этом случае, какой пример подаёт библейский Бог! В общем, история первого братоубийства начинается с истории супружеской измены. Остаётся только надеяться, что слова Евы не достигли ушей её супруга, иначе человечество на этом закончилось бы, едва успев начаться.
Но есть ещё одна спасительная интерпретация слов первой женщины. Под «человеком от Господа» она имела в виду Адама. Дело в том, что Еве в райском саду надоела роль помощницы садовника, она, как истинная женщина, стремилась обзавестись семьёй, детьми, внуками… ей хотелось, чтобы рядом с ней был не коллега по работе, а Человек, любящий и заботливый супруг! Ради этого она даже съела запретный плод и уговорила Адама сделать то же самое. И только после этого «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила», и только теперь она могла сказать, что в лице Адама приобрела наконец-то себе «человека от Господа». Вот так появилась на свет первая на Земле ячейка человеческого общества под названием «семья».
А, может быть, Ева имела ввиду то, что Каин – это вместилище талантов, светлый человек, как говорят в народе, «от Господа», талант «от Бога». Согласно ветхозаветному апокрифу «Житие Адама» - Ева родила Каина, «и он был сияющим», то есть подобным Солнцу.
Дальше началось… У Каина появился младший брат по имени Авель. В подобных мифах, идущих из глубокой древности, имена и профессии персонажей имеют большое значение. Имя «Каин» по одной из версий происходит от «кайин» - кузнец. В пользу этой версии говорит имя одного из прапрапраправнуков Каина – Тувалкаин (кузнец из места Тувал), который по Библии «был ковачом всех орудий из меди и железа». Между прочим, с тех самых времён самая распространённая на Земле фамилия – Кузнецов. Сам Каин по Библии имел основную профессию земледельца, выполняя наказы Творца «возделывать землю» и есть безубойную пищу. Этимология имени Авель (по-еврейски Хевель) менее ясна (наверное, ввиду краткости его жизни). Две из возможных версий - это имя происходит либо от слова «дыхание» либо от слова «ничто». По профессии Авель был пастух:
«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец»
Профессия Авеля вызывает вопросы. Зачем разводить массу животных, если их мясо в пищу употреблять запрещено Богом? Ну разве только для стрижки овечьей шерсти и для молока – и то и другое в хозяйстве весьма полезны. И, заметьте, как сказано: «пастырь овец»… так и хочется добавить «заблудших». И, как мы увидим чуть позже, не зря хочется.
Профессии в данном случае являются яркой характеристикой обоих персонажей. Каин – трудяга и мастер на все руки. Он и коваль, и землепашец, и, как окажется впоследствии, стал основателем первого на Земле города. Одним словом, цивилизатор. Авель – пастух, просто пастух. На Руси пастухами были либо дети, либо старики, либо по здоровью не способные к более серьёзному труду люди. Либо лентяи, ищущие нетяжёлую работу. Эдакие Емели-лежебоки. С другой стороны, в данном случае профессии могут характеризовать два образа жизни – земледельчество и скотоводство. Это важно, так как считается, что древнесемитские племена (назовём их для большей краткости протоевреями) были именно скотоводами, оставившими память в истории человечества под именем гиксосов. По свидетельству древнеегипетского историка Манефона, гиксосы были крайне жестокими завоевателями древнего Египта, они жгли города и святилища Богов, убивали и порабощали остатки населения. Их власть в Египте просуществовала 511 лет, после чего они, потерпев военное поражение, ушли через пустыню в Сирию и основали город Гиеросолимы (Иерусалим). Вот вам заодно и одна из альтернативных версий исхода евреев из Египта. Возможных переводов слова «гиксос» существует два: первый – цари-пастухи («гик» - царь, «сос» - пастух) второй (противоположное первому) - пленники-пастухи («гак» с густым придыханием - пленник). Так что Авель как пастырь овец – это прообраз, архетип священнослужителя у древнесемитских племён и далее у христиан. В христианстве слово «пастырь», то есть «пастух» приобрело значение «священник», а аллегорией «овцы» зачастую обозначаются простые верующие, сиречь объект пастьбы - «паства».
Что происходит дальше? Оба брата, стремясь обратить на себя Всевышнее внимание, приносят в жертву Богу самое дорогое, что у них есть – плоды своего труда. Так маленький ребёнок, стремясь заслужить одобрение взрослых, несёт им плоды собственных усилий - рисунки и прочие поделки:
«3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.
И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.»
Тут сразу появляется масса трудноразрешимых вопросов. Мы только что прочли сцену первых в истории человечества ритуалов жертвоприношений. Какими должны быть людские дары, чтобы Бог обратил благосклонное внимание на своих детей? По Библии получается, кровавыми? Выходит, первым убийцей среди людей стал именно Авель. С этой точки зрения понятно, почему «Каин сильно огорчился, и поникло лице его». Он стал свидетелем убийства, и не простого, а ритуального, и не просто ритуального, а принятого Богом благосклонно. Тут поневоле огорчишься. Еврейский философ Йосеф Альбо, живший в Испании в XIV веке объяснял, что добрый Каин, подобно язычникам Азии и Америки, считал людей и животных равными друг другу. Помните, у Арсеньева Дерсу Узала называл «людь» и белку, и медведя, и росомаху…
В дальнейшем евреи восприняли опыт Авеля, совершая «всесожжение» первородных в стаде животных в качестве жертвы Богу. Библейскому Богу это нравится, он и сам порой непрочь устроить себе жертву, причём именно первородных и не только из одних животных. Вот цитаты:
«4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта,
5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца
фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни,
которая при жерновах, и всё первородное из скота;
………….
29 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской,
от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца
узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.
30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и
сделался великий вопль [во всей земле] Египетской, ибо не было
дома, где не было бы мертвеца.
………….
12 отделяй Господу все [мужеского пола] разверзающее ложесна; и
все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола,
[посвящай] Господу,»
Вот такой вот, извините, высочайший получается холокост. Как на всё это прикажете смотреть, уважаемые дамы и господа? Вот именно, Каин тоже расстроился. А тут ещё Господь Бог так некстати пристал со своими вопросами:
«6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего
поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не
делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе,
но ты господствуй над ним.»
Тут, видимо, Каин и решил, что пора кончать с этой путаной историей:
«8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле].
И когда
они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.»
Видимо, Каин убил брата не просто из чёрной зависти, ему стало противно сложившееся положение дел: брат совершает убийство живых существ в угоду Господу, а Бог не только не осудил его поступок, а совсем даже наоборот, «призрел… на Авеля и на дар его». Возмущённый Каин довольно дерзко разговаривает с библейским Богом:
«9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он
сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?»
Типа «тебе лучше знать где мой брат». В ответ Бог не сердится на Каина, он говорит не о своём гневе, а о Земле, для которой убийство и пролитие крови является осквернением:
«10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои
принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более
давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.»
Смотрите, здесь Бог вроде даже жалеет Каина, и последний это понимает. Может быть, убив брата, он тоже совершил угодное библейскому Богу жертвоприношение? Всё логично: Авель принёс в жертву животных – Богу понравилось, тогда Каин из желания понравиться Богу принёс ещё бÓльшую жертву - собственного брата. И ему это (в смысле понравиться) удалось. Узнав, что он теперь «проклят от земли» (не от Бога, заметьте!), он сетует Творцу своих родителей:
«13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего
я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий,
кто встретится со мною, убьет меня.»
Но Бог не желает наказывать Каина, принёсшего ему столь замечательную жертву, он обещает месть тому, кто осмелится убить Каина:
«15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина,
отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы
никто, встретившись с ним, не убил его.
16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.»
«Нод» - это не название местности, дословно переводится как «скитание». Хотя это не столь важно. Гораздо интереснее вопрос: кого так боялся Каин («всякий, кто встретится со мною, убьет меня»), если к этому времени на Земле была всего лишь незначительная горстка людей, состоящая из Адама, Евы и самого Каина? Предположим, что у Адама и Евы к тому времени ещё родились дети, о коих в Библии не упоминается – всё равно этого очень мало, чтобы вызвать такое беспокойство у Каина и такую заботу Бога о его неприкосновенности.
Конец всей истории таков:
«17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И
построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.»
Заметьте, Каин как был трудягой, так им и остался – стал первым градостроителем. Правда, опять же вопрос: от кого, строя город, он отгораживался в таинственной земле Нод?
«18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля
[Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].
20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом
всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса
моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву
мне и отрока в рану мне;
24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят
раз всемеро.
25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и
нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне
другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда
начали призывать имя Господа [Бога].»
Вот так всё чудесным образом устроилось в этой маленькой по объёму, но весьма непростой истории.
Хотя весьма вероятно иное прочтение этого сюжета: речь идёт о различных типах ритуалов поклонения, разделяющих все религии на два больших лагеря – лунные и солнечные культы. Ныне существующим религиям присущи в той или иной степени черты обоих культов – всё перемешалось в этом лучшем из миров. Но на заре человечества разделение было очень чётким: Каин – олицетворение солнечного культа, Авель – лунного. Одни люди почитают светлых солнечных Богов, другие – неверных и призрачных лунных. Солнце – воплощение и символ всего светлого, доброго и дающего жизнь; Луна – бледное ночное светило вампиров, упырей и прочей нежити, жизнь отнимающей. Ветхий завет – книга, созданная представителями лунного культа, и в определённых моментах является результатом переработки и интерпретации более древних источников (например, знаний шумеров) в соответствии с «лунной» идеологией. Вот что пишет ученик Аристотеля Феофраст о жертвоприношениях в иудаизме в те далёкие времена:
«Хотя сирийцы, к которым относятся иудеи, следуя изначальному жертвенному обряду, по сей день приносят в жертву живые существа, но если бы нам приказали приносить жертвы подобным образом, мы устранились бы от такого поступка, притом даже, что они не едят жертвенного мяса, а вместо этого ночью совершают всесожжение с обильными возлияниями меда и вина; они быстро уничтожают жертву, чтобы Всевидящий не стал свидетелем ужасного дела. И делают они это, соблюдая пост с восхода солнца. Все это время, будучи племенем мудрецов, они проводят в беседах друг с другом о божестве, а с наступлением ночи созерцают звезды, глядя на них и вознося Богу молитвы. Они первыми стали приносить живые существа в жертву, в том числе и самих себя, однако делая это по принуждению, а не по желанию.»
Так что в Ветхом завете, само собой, написали, что «…призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» - это, если хотите, политический заказ. Сомнительно, чтобы Творцу всего живого пришлось по душе убийство невинных животных во славу его. Скорее наоборот. Просто Каин и Авель молились разным Богам. Да, лунный Бог Авеля «призрел на его дар». Солнечный Бог, которому поклонялся Каин, будучи Отцом и Наставником человечества, не прописывает Каину инструкции как поступать в непростой ситуации, а даёт духовное наставление: «…почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Существуют и описания характера обережного знака, который Бог сделал Каину, чтобы его никто не убил. Согласно еврейскому трактату под названием «Берешит рабба» - это было «сияние, подобное блеску Солнца». А в малопонятном гностическом тексте под названием «Апокриф Иоанна» Каин напрямую соотносится с небесным светилом: «...Каин, кого поколения людские называют Солнцем...». А без Солнца, как известно, жизнь на Земле невозможна.
Комментарии
Вот у Вас воспалённая фантазия.
Я прочитал только первый абзац - боюсь двигаться дальше.
Отвечаю - приносить жертвы!
Вот уж удивляет автор своей, как минимум, неосведомлённостью. Особенно, если пасти нужно овец.
Ему и так интересно, как я погляжу, выдумывать всякую чушь.
Если бы Вы прочли немного дальше, Вас бы, возможно, возмутила фраза:
"Какими должны быть людские дары, чтобы Бог обратил благосклонное внимание на своих детей? По Библии получается, кровавыми? Выходит, первым убийцей среди людей стал именно Авель. С этой точки зрения понятно, почему «Каин сильно огорчился, и поникло лице его»."
Вы можете выдумывать что угодно и сколько угодно, но если Бог сказал принести жертву с кровью, значит так надо.
Во-первых, Бог дал кожаные одежды, для этого нужно было животное.
Во-вторых, Библия пишет, что без пролития крови не бывает прощения, а Адам был прощён, следовательно кровь пролилась.
То, что Бог дал кожаные одежды, ещё не значит, что животные, носившие эту кожу, были принесены в жертву. Всемогущий мог просто сделать кожу, не убивая никого, правда?
А где в Библии написано, что Адам был прощён? Понятие жертвы за грех появилось много позже, хотя, возможно, я ошибаюсь.
Ввиду того, что Адам с Евой не умерли, я делаю вывод, что Бог их простил. А простить можно было только в том случае, если кто-то умрёт вместо них. Это было животное, вероятно ягнёнок, который являлся символом Агнца Божьего - Иисуса Христа. Вот там в Эдеме и появилось понятие жертвы за грех.
На самом деле, я считаю, что первое жертвоприношение совершил Сам Бог и произошло это в 3:21. Бог показывает, что для того, чтобы жили люди, нужна жертва за грех. Что бы знали и помнили - носите шкуры убитого ягнёнка.
Авель и Каин жили в религиозной семье. Адам и Ева наверняка всё это им рассказали и приносили регулярно жертвы. В том то и проблема, что Каин решил изменить обряд, отказавшись от жертвы кровной. Что это к этому побудило не знаю, но закончилось всё очень плохо и для Авеля и для Каина и его потомков.
Богу жертвы не нужны, Ему нужны отношения.
Ваша версия интересна тем, что объясняет то, что не приемлемо для настоящих людей. Практика подставления вместо себя другого, пусть это будет даже животное. Потому что перед смертью равны все - и животные, и люди.
Почему, к примеру, за мой грех, кто-то должен расплачиваться жизнью? Вот поэтому наравне со словосочетанием "Агнец Божий" в народе есть термин "козёл отпущения".
Одним словом, я с такой рокировкой не согласен.
"Вы прежде всего знаете то, что в последние дни придут насмешники со своими насмешками, которые будут поступать по своим собственным желаниям." 2 Петра 3:3.
Нечем заняться автору.
Уважаемый Алексей! Спасибо Вам за трогательную заботу о чистоте помыслов и духовных исканий своих ближних!
"«В последнее время появятся насмешники..." - то есть Вы хотите сказать, что я один из них? Значит, последнее время, по-Вашему, настало? То есть Вы очередной предрекатель конца света? Таких знаете было сколько за 2000 лет?
Удачи:)!
Ищу? Может быть... не знаю, смогу ли понятно изложить... ищу истоки значимых архетипов, и что-то в них пробую сделать. Возможно исправить. Думаю, в данном случае суть вопроса в древнем споре лунных деструктивных и солнечных созидательных культов, представителями которых выступают Авель и Каин. Что касается этого аспекта - обратите внимание - всё написано вполне серьёзно.
бьем брат брата
Авель - служитель Бога - представитель солнечного культа; Каин - кузнец, маг, собиратель плодов "земли" (читай - материи) - представитель лунного культа.
Бог оперирует антиномиями. На земле ему нужны и те и другие. Поэтому он дал все же Каину защиту.
«Берешит рабба»,«Апокриф Иоанна» - это скорее интерпретации, отошедшие от теистического мировоззрения Ветхого Завета.
«Хотя сирийцы, к которым относятся иудеи, следуя изначальному жертвенному обряду, по сей день приносят в жертву живые существа, но если бы нам приказали приносить жертвы подобным образом, мы устранились бы от такого поступка, притом даже, что они не едят жертвенного мяса, а вместо этого ночью совершают всесожжение с обильными возлияниями меда и вина; они быстро уничтожают жертву, чтобы Всевидящий не стал свидетелем ужасного дела. И делают они это, соблюдая пост с восхода солнца. Все это время, будучи племенем мудрецов, они проводят в беседах друг с другом о божестве, а с наступлением ночи созерцают звезды, глядя на них и вознося Богу молитвы. Они первыми стали приносить живые существа в жертву, в том числе и самих себя, однако делая это по принуждению, а не по желанию.»
И где тут следы солнечного культа?
Иудаизм же в первоначальной трактовке - поклонение Богу - это и есть солнечный культ.
Не знаю, как Вы трактуете разделение "солнечного" и "лунного", но я это понимаю как разделение культов, ориентированных на Бога и культов, ориентированных на природные силы.
Земля, на которой работал Каин, это символизация именно материи, природы. Ассоциация со словом "кузнец" указывает на его магическую ориентацию. Магия вообще - это деятельность, ориентированная на преобразование природы, часть природного, лунного культа. В старые времена многие кузнецы практиковали и магию.
Авель же, пастух.
"Авель как пастырь овец – это прообраз, архетип священнослужителя у древнесемитских племён и далее у христиан. В христианстве слово «пастырь», то есть «пастух» приобрело значение «священник», а аллегорией «овцы» зачастую обозначаются простые верующие, сиречь объект пастьбы - «паства»."
Его духовная жертва оказалась более угодна Богу.
Обе они предначертаны Богом (и составляют антиномию, диалектическую пару), но все же вторая (символизируемая Авелем) Богу более угодна.
Насчёт пастырей и овец. Мне не нравится такая аллегория. Не знаю кто как, а я не хочу быть овцой. И пастырем тоже - все люди равны перед Высшими Силами, и нет смысла себя унижать или делать смешные попытки самовозвышения.
С уважением
"Солнечные культы - это поклонение светлым Богам, самому Солнцу." - Солнце - это не светлый бог.
Бог невидим. Бог только один.
Бог только Один? Соглашусь. Но дети-то у него есть? Есть, читаем Бытие, главу 6 стих 2: "тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал". Если дети людей тоже дети, то дети Бога должны быть тоже Боги. Есть и ещё даже в Библии примеры того, что Богов было несколько. Об этом пишет и ученик Христа, Апостол Иоанн в т.н. "Апокрифе Иоанна". То, что это произведение не вошло в Свод Священного Писания - вопрос к Вселенским Соборам, творившим новодел по своему разумению, вплоть до искажения текстов Евангелий (примеры см. по ссылке http://gidepark.ru/community/43/article/341407#comment-5823795 ).
Буддизм моложе монотеистического древнего иудаизма.
Он моложе монотеистического зороастризма (наследника еще более древнего ведизма ариев)
"Если дети людей тоже дети, то дети Бога должны быть тоже Боги" - нет логики. Бог Един. Его дети (а мы все его дети) не Боги. Библия иногда называет людей богами (с маленькой буквы) - они "образ и подобие" Божие.
Структура любой религии: вера-доктрина-мораль-ритуал. Жертвоприношения - это всего лишь ритуальная часть. Она не составляет сути религии.
Доктрина монотеистических религий - вера в Единого Бога. Доктрина пантеистических религий типа буддизма - обожествление мирозздание (которое суть всего лишь Творение Бога).
По поводу детей Бога. Да, мы, люди, есть дети Бога. Но христианская традиция говорит, что не дети, а рабы. Ну да ладно. Обратите внимание, в Библии чётко разделены сыны божии и дочери человеческие. Как Вы думаете, почему? Повторю цитату: "тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены". Судя по логике, было время, когда сыны божии ещё не видели красоты дочерей человеческих, значит, дочери человеческие не были ни жёнами, ни их матерями, так?
"Доктрина пантеистических религий типа буддизма - обожествление мироздание (которое суть всего лишь Творение Бога)" - не совсем верно. Пантеистические религии не отрицают наличие Творца всего мироздания, чтут его и поклоняются ему. Так же они чтут Силы Природы как Его живое творение. Это очень вкратце
Буддизм как раз отрицал индуизм, где сохранились остатки монотеизма.
А индуизм в Индии исказил монотеизм своих предшественников.
Вообще, чтобы было понятно, в истории противоборствуют две эти тенденции: монотеистическая и пантеистическая (в разных формах). Это противоборство проходит через все религии и учения. Поскольку мировоззрение в них диаметрально противоположно, то и получается, что для монотеиста Авель - хороший, а Каин - плохой, а для пантеиста - наоборот.
В монотеистическом зороастризме дэвы - хорошие, а ахуры - плохие; в индуизме, отошедшем от монотеизма- асуры хорошие, дэвы - плохие.
В истории не противоборствуют монотеистическая и пантеистическая тенденции. В истории есть агрессивная монотеистическая концепция, огнём и мечом утверждающая свою правоту. Не в пример тому же пантеистическому буддизму кстати :). И дело не в том, сколько в религии Богов, а дело в сути этих Богов. Вот тут и происходит деление на лунные и Солнечные культы.
"А индуизм в Индии исказил монотеизм своих предшественников." Интересно, а что было до индуизма? Часом не иудаизм ли :)?
А дело как раз в том, сколько богов.
"Да не будет у тебя других богов перед Лицем Моим." - первая заповедь, данная Богом Моисею.
В древнем Египте также противоборствовали две эти тенденции: религия Осириса (т.е. Бога) и религия Сета (т.е. сатаны). Исход евреев из Египта - это некий символ ухода от зараженного сатанизмом народа, утвержение монотеистического поклонения. Момсей, собственно, был египетским жрецом, но другой (не - Сетовской) религии.
Кстати, альтернативный взгляд на историю с исходом и Моисеем описывает Тацит, ссылаясь на многочисленность источников в подтверждение.
Под Богом (с большой буквы) понимается Первопричина Вселенной. По определению он один.
Осирис был таким Богом. его "жена" Изида - нет. Она символизирует материальную составляющую Вселенной.
Сет - это первоначальное Единство, раздробленное на множество (т.е. эмпирический, физический мир).
Индуизм с середины 1 тысячелетия до н.э. отошео от монотеизма предшественников - ведизма и бразманизма - под влиянием местных индостанских культов.
Идея Тримурти ложная. Там спутан собственно Бог (Брахма). Люцифер (Вишну) и Сатана (Шива).
Сегодняшние индусы поклоняются главным образом Вишну и Шиве.
Буддизм (под влиянием, опять же более ранних местных культов) отошел от понятия Бога вообще. Для буддизма Вселенная самопричинна. При этом, есть разные трактовки буддизма (тхеравада, махаяна, ламаизм, дзен), поэтому это не есть какое-то единое учение.
Авраам отправился в Палестину с территории Вавилонии.
Древние арии дрейфовали с территории Урала в Иран, затем в Индостан.
На рубеже 0 года в Средиземноморье было много проповедников буддизма с Индостана, направленных тамошними правителями и религиозными лидерами и т.д.
Я это к тому, что компоненты религиозных доктрин переходили от народа к народу, но разные народы комбинировани эти элементы по разному, исходя из своих предпочтений.
"Сет - это первоначальное Единство, раздробленное на множество (т.е. эмпирический, физический мир)" - не соглашусь. Физический мир создан, сотворён, рождён (каждый выбирает на свой вкус :) ) Богом. Если почитать Библию, то мы видим: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма". Почему-то, несмотря на эти слова Бога, большинство (не все) представителей христианских конфессий считают этот мир каким-то порочным... странно :)
"Сет - это первоначальное Единство". Думаю, единство это не значит однообразие. Божественное - это Источник Жизни, а Жизнь сильна своим многообразием.
Монотеизм считает, что это Единый Бог проявляется в двух ипостасях: и как Дух Божий (Великий Мировой Дух) и как Первоматерия (Великая Мировая Душа).,
Посмотрите мою статью "Еще о Творении"
http://gidepark.ru/user/2393907608/article/339488.
Отношение Бога и человека к миру в христианстве диалектично: с одной стороны Бог создал мир для неких целей, но, с другой стороны, мир - источник соблазнов и место духовного испытания человека. См."О грехопадении человека и диалектике Библии"
http://gidepark.ru/community/1058/article/286730.
Многообразие (раздробленность) мира - промежуточный этап, после которого последует рано или поздно, обратное возвращение к Богу и Суд, поскольку Бог есть начало и конец всего, Альфа и Омега.