Переписка Ленина с Каутским

 

 

Помимо весьма известной в нашей стране переписки Энгельса с Каутским немалое значение в истории коммунистической мысли сыграла «переписка» Ленина и Троцкого всё с тем же Каутским.

Началось всё с того, что известный немецкий марксист ужаснулся результатам революции в России, обвинив большевиков в розжиге гражданской войны, подавлении демократии и установлении диктатуры меньшинства. В ответ Ленин обозвал Каутского «ренегатом» в специально выпущенной для этого брошюре. Общение столпов марксизма успешно завязалось.

Каутский ответил Ленину уже целой книгой под говорящим названием «Терроризм и коммунизм», в которой он развил свои идеи и верно предсказал скорое наступление в России диктатуры бонапартистского образца:

В заключительном разделе «Терроризма…» — озаглавленном «Коммунисты за работой» — Каутский утверждал, что социальная катастрофа, последовавшая за Первой мировой войной, была непосредственной причиной Русской революции. Большевики же, по его мнению, лишь воспользовались анархией в стране, захватив при помощи пролетариата власть в промышленных городах — подобное мнение разделяло в тот период множество социал-демократов. Последовавшая за этим массовая экспроприация предприятий, продолжал Каутский, не могла привести к успешному построению социализма, поскольку Великая война практически уничтожила «дисциплинированный и высокоинтеллектуальный рабочий класс», сохранив лишь «самых невежественных» его представителей. Закономерным результатом всего этого стал экономический крах и «примитивная» жажда мести со стороны рабочих: «Большевизм победил в России, но социализм потерпел там поражение».

Персональную ответственность за Октябрьский переворот и последовавший за этим разгул насилия, сопровождавшийся поиском «саботажников», Каутский возложил на лидера большевиков Льва Троцкого. По мнению Каутского РСФСР перешла к построению не социализма, а «государственного капитализма». Теоретик марксизма прогнозировал, что применение силы и диктаторские методы работы, приведут в конечном итоге к некой новой угнетающей общественной системе.

Троцкий в ответ написал книгу с тем же названием, но совершенно противоположным смыслом, посвящённую оправданию терроризма:

«Терроризм и коммунизм» — книга, написанная наркомвоенмором Львом Троцким в вагоне своего бронепоезда и впервые опубликованная во время Гражданской войны, в 1920 году. Являлась ответом на одноимённый труд Карла Каутского, назвавшего в 1919 году советский большевистский режим «казарменным социализмом». В своём ответе Троцкий пытался обосновать Красный террор и отсутствие парламентаризма в РСФСР: приведённые им аргументы позже неоднократно использовались для оправдания политических репрессий. Единственная работа Троцкого, удостоившаяся похвалы Иосифа Сталина. Переведена на многие языки мира.

Большевики после 1917 года терпеть не могли социал-демократов (из лона которых сами первоначально вышли): руководство СССР не поддерживало социал-демократические партии в капстранах и репрессировало умеренных социалистов повсюду, куда только могло дотянуться.

Видимо, мысль о том, что можно и нужно строить «светлое будущее» демократическим путём, без массового кровопролития, была большевикам по какой-то причине чужда.