Умер ставший фигурантом дела о госизмене ученый Виктор Кудрявцев

На модерации Отложенный

Только что стало известно, что сегодня скончался подзащитный К29 Виктор Кудрявцев. Почти полвека он посвятил российской космической отрасли. Три года назад стал фигурантом дела о госизмене. И без того слабое здоровье учёного подорвало СИЗО. Ему было 77 лет.

В ЦНИИмаш, Центральном научно-исследовательском институте машиностроения, Виктор Кудрявцев прошёл путь от рядового инженера до заместителя начальника аэрогидродинамического центра. Его разработки использовались ещё в советское время для создания ракет Н1, «Энергия», КСЛВ, а также ракет-носителей «Зенит» и «Рокот».

В 2011-2013 гг. Кудрявцев, хорошо знавший английский, координировал международный научный проект. Со стороны Евросоюза в проект вступили германский аэрокосмический центр и бельгийский институт гидродинамики им. фон Кармана. Результаты были открыто опубликованы в России и за рубежом.

В рамках контракта Кудрявцев отправил отчёты европейским партнерам, получив на это разрешения двух комиссий — внутренней институтской и комиссии экспортно-технического контроля. Обе они отметили, что конфиденциальных сведений в отчётах нет. Тем не менее пустя 5 лет ФСБ обвинило Виктора Кудрявцева в передаче секретных сведений о российском гиперзвуковом оружии бельгийскому институту гидродинамики им. фон Кармана, который в обвинении назвали исследовательским центром НАТО.



В июле 2018 года Кудрявцев стал самым пожилым арестантом «Лефортово» — одной из самых старых тюрем Москвы с максимально строгим режимом. Пожилой человек сидел в двухместной камере площадью 8 квадратных метров. Ему можно гулять по часу в день (в такой же маленькой камере, но без крыши). К сахарному диабету, гипертонии, стенокардии, атеросклерозу артерий нижних конечностей, сердечно-почечной недостаточности, хроническому тиреоидиту, последствиям инфаркта миокарда и множеству других заболеваний добавился рак. «Ему совсем не хочется умирать в тюрьме», — позже скажет сын учёного Ярослав Кудрявцев.

В обмен на домашний арест Кудрявцеву предлагали признать вину, оговорить коллег. Он не согласился.

Осенью 2019 года Виктора Викторовича всё же отпустили из СИЗО домой — не сняв обвинений. Стараниями наших адвокатов следствие было приостановлено до выздоровления обвиняемого. До возобновления следственных действий он не дожил.

«Дело Кудрявцева — пример того, как спецслужбы убивают российскую науку. В прямом смысле этого слова», — прокомментировал смерть подзащитного Иван Павлов.

Добавим от себя: говорят, за дела, связанные с госизменой, силовикам ставят особенно жирные палочки.

Иногда они стоят человеческих жизней.