Репортаж с места будущей российской военной базы в Судане
На модерации
Отложенный
Классическое арабское поселение Северной Африки. Жуткая влажность, люди в белых одеждах (так легче переносить жару), запах рыбы и солёный воздух. У кромки Красного моря мальчишки машут российскому военному кораблю на горизонте: разведчику «Иван Хурс», зашедшему в Порт-Судан на денёк пополнить запасы.
«Я работаю с русскими торговыми судами, и знаете, что они всегда заказывают? — улыбается Ихаб Сидки, вице-директор фирмы Sea Pride, поставщика продуктов для корабельных поваров. — Лечо, картофель и... гречку! Когда подобный запрос идёт, я такой сразу: „О-о-о, это же русские!“ К сожалению, гречневую крупу в Судане достать очень сложно, да и лечо не водится... предлагаем банки с тушёными овощами. Берут также креветок, свежие фрукты, консервы и говядину». «Давайте народ на улице поспрашиваем, — предлагает Ихаб Сидки. — Вот вы сами увидите: тут все люди обеими руками за то, чтобы у нас стояли российские военные корабли!»
В декабре 2020 года Россия и Судан подписали соглашение о строительстве пункта для базирования ВМС РФ на Красном море. Таким образом, у флота России вскорости может появиться вторая (после сирийского Тартуса) база за границей.
«Русские купят осьминога»
— Я очень хорошо отношусь к мысли о том, чтобы сюда прибыли русские моряки, — говорит мне Амани Омар Мухаммед, студентка 5 курса кафедры русского языка университета Хартума. — Я сама уроженка Порт-Судана, в нашей республике очень низкие зарплаты и безработица: разумеется, мне подойдёт, если я смогу получить работу переводчика на базе РФ. Ведь там будет много вакансий, правда? Откровенно волнуюсь и жду этого.
Городской рыбный рынок — местная «богемная тусовка», где обмениваются утренними новостями. Тут и сами рыбаки, привозящие товар на лодках, и оптовики, и владельцы кафе, закупающие товар, и — отдельная профессия — чистильщики креветок. Продают всё: осьминогов, лобстеров, сардины, тунца и рыбу-наполеона. Информация о будущей российской военной базе вызывает горячий интерес.
«Мне обидно, что в Порт-Судане нет иностранных туристов, — высказывается рыбак Абдалла. — Люди здесь живут очень скромно, средняя зарплата — 20 000 суданских фунтов (4 000 рублей — Авт.) в месяц, никакой возможности заработка. Я крайне рад русским кораблям, пусть моряки приходят за нашим товаром... это же сотни покупателей!» Его слова встречают гул одобрения.
«Вам нужны верблюды?»
Россия в понимании суданцев — рай, сказочная страна изобилия. Это мнение основано на временах СССР: многие люди прекрасно помнят, как в шестидесятые годы XX века в Судан поставлялось советское оружие, а наши специалисты строили заводы и фабрики. И всё это практически бесплатно: в кредит, который потом никто не вернул.
«О, у русских много денег, это могущественное государство! — восклицает 13-летний мальчик Ахмед на рынке верблюдов в центре Порт-Судана. — Вашим военным случайно не нужны верблюды?» — «Вот честно скажу: вряд ли». — «Ну вы на всякий случай им объясните, где наш базар, ладно?»
Создать базу ВМС РФ на Красном море ещё в 2017 году предложил прежний президент Судана (правивший республикой 30 лет) Омар аль-Башир. С тех пор аль-Башира свергли, у власти находится временное правительство, а экономика улетела в тартарары. Я ужинаю в уличном кафе, когда выключается свет: электричество в Порт-Судане исчезает внезапно и надолго. Хозяин заведения приносит кебаб, подсвечивая лампой — ну что поделать, мимо рта не пронесёшь. На ощупь нахожу такси, еду в отель. Свет дают только через 5 часов, кондиционер не работает, в жару в номере не посидишь. На улице светят фарами огромные очереди машин за бензином на АЗС: горючего постоянно нет, зато оно всегда имеется у спекулянтов по тройной цене.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Откроют магазины с алкоголем
Народ на улицах смотрит на меня как на жирафа в зоопарке, и его можно понять. Судан долгие годы был закрытой страной, тут никакого туризма. Иностранцы — редкость, а российский корабль приплыл сюда лишь в третий раз за долгие годы. Тем не менее со мной все вежливы, охотно позируют для фотографий, разговаривают любезно. Главное для наших моряков — в Порт-Судане довольно безопасно (по крайней мере, пока). Нет постоянных КПП и проверок документов, обысков автомобиля с собаками на въезде в аэропорт, металлоискателей на входе в гостиницы и торговые центры — всего, что я уже наблюдал в Сирии, Ираке и даже вполне себе туристическом Египте. Суданцы весьма религиозны: при наступлении часа молитвы прохожие, продавцы на рынках, даже водители маршруток прекращают дела, расстилают коврики и взывают к Аллаху прямо на улице.
Мечети попросту переполнены. В то же время террористических актов и атак исламистов в Судане не случалось очень давно. Более того, в республике недавно официально отделили религию от государства и собираются (неслыханное дело) открыть магазины с алкоголем. Женщины в большинстве своём гуляют по тротуарам с открытыми лицами и здороваются с мужчинами за руку. Как правило, обычно такое в исламских регионах не приветствуется. И это несомненный плюс для безопасности нашей базы на Красном море.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
«Ждём аквалангистов из России»
«Городу нужно развитие, а русские его как раз и дадут, — объясняет мне бизнесмен Усман аль-Ибрагим. — Отношение к России в Порт-Судане весьма дружелюбное, но я не стану скрывать: конечно, в первую очередь люди надеются, что ваши военные устроят экономический бум. Сотни человек персонала на базе, заход российских кораблей — это покупка продуктов, сувениров, расцвет кафе, зарплаты для уборщиков, ремонтников, переводчиков. Может быть, за моряками подтянутся и российские туристы, и наши чиновники к ним привыкнут: сейчас получение визы для иностранца занимает месяц, а то и два. Здесь нередко задерживают зарплаты, цены растут, людям каждая копейка важна».
© АиФ / Георгий Зотов
Рынок в Порт-Судане
Туризм на морском побережье Судана в упадочном состоянии: номера в отелях сырые, всё обшарпанное, обои ободраны, средненькая комната стоит не меньше 70 долларов, да ещё и свет постоянно отключают. Однако работники гостиниц подтвердили: российские туристы к ним иногда приезжают. «В основном это дайверы, любящие погружение с аквалангом, — объясняет Вафия, работница гостиницы „Абва“. — У нас тут коралловые рифы нетронутые, лучше, чем в Хургаде. Нанимают „частника“ на лодке, и отплывают подальше. Я слышала, русские тратят уйму денег в Египте. Нам бы вас сюда!»
Не будем обольщаться, причины любви к России и её военным в Порт-Судане чисто материальные. Но я скажу так: это и правильно. Хватит уже играть в дружбу в Африке, которая в советские времена обошлась нам в десятки миллиардов долларов: надо рассматривать всё с точки зрения прагматики. И, если жители Судана так сильно заинтересованы в нас экономически, значит, нашей базе ВМФ на Красном море ничто не угрожает. «Я тебе признаюсь: мы срочно ищем гречку, — смеётся Ихаб Сидки. — Чувствуется, на ней можно заработать приличные деньги».
Георгий Зотов
Комментарии