Размышления о турецких пляжах

Мне не очень понравилось отдыхать на кавказских курортах. Честно говоря, организованным отдыхом ещё со времён Союза ни я, ни моя семья избалованы не были. Жили мы не богато, родители в профкомовской активности замечены не были, поэтому весь отдых советских времён для меня состоял из нескольких заездов в местные пионерлагеря и одного семейного заезда на местную же туристическую базу. Год я точно не помню, что-​то между 76 и 79-ым. Зато я точно помню, что путевка у нас была на июнь, и как раз в тот год июнь выдался очень холодным и дождливым, а один раз даже шел мокрый снег. Поэтому, хотя турбаза располагалась в замечательном лесу на берегу не менее замечательной речки Уса, отдых тот был так себе. Видимо, этот отрицательный опыт сыграл свою роль, а может, и не он, а наличие близкой родни в деревне, но потом летние каникулы я проводил только там. 

Затем военное училище, женитьба, распределение и служба. Служба, в основном, пришлась на, как сейчас модно говорить, святые девяностые. И если на гражданке тогда жизнь была трудной, то в армии просто скотской. Денежное довольствие у нас было примерно в два, а то и три раза меньше, чем на градообразующем предприятии нашего города, и задержки в его выплате доходили до полугода. Подработка для военнослужащих была запрещена. Правда, многие этот запрет нарушали, но иногда это было себе дороже. К примеру, один офицер нашего училища, где я проходил службу, был убит на подработке. Подрабатывал он охранником в одном из многочисленных казино города, и застрелили его при очередных бандитских разборках. А что вы хотели, Тольятти девяностых это не шутка. Ещё один, подполковник, отправился в ночь таксовать на личном авто, к утру ни его, ни машины. Несколько недель искали, прочесывали пустыри и окрестные поля. Несмотря на трудности, мы тогда выжили, конечно, но было не до отдыха.

Поэтому, когда я, уволившись в запас и найдя приличную работу на гражданке, прикопил небольшую сумму, было решено съездить на пару недель на море. Ни я, ни одиннадцатилетний к тому времени сын моря в глаза не видели, а жена была один раз в Крыму у очень дальних родственников в столь юном возрасте, что просто не помнила того моря. Поэтому в 2003 году мы оказались в Адлере. Вот теперь и надо рассказать, почему мне там не понравилось. Во-​первых, само море и пляжи. Узкая полоска камней и валунов между морем и железкой забита людьми, как тюленями. Убогие железобетонные волноломы картину не украшают. Вход в грязное и холодное море по крупным и острым камням удовольствие то ещё. Страшная дороговизна в кафешках, столовках, даже у бабок на рынке. Про армянских хозяев минигостиницы, где мы жили, я уже не говорю. Ощущение, что желание выдоить все деньги из приезжающих у местных в крови, вкупе с каким-​то презрением и беспредельной наглостью. Нет, конечно, это я так рассуждаю сейчас, когда есть с чем сравнить, тогда, конечно, первое в жизни знакомство с морем окрыляло. Потом была ещё Абхазия, но тоже не айс.

А вот потом мне повезло. Я встретил своего нынешнего работодателя, кстати, тоже бывшего офицера. И хотя я был всё тем же наемным работником, доходы мои здорово выросли, в тучные докризисные годы достигая по меркам меня, неизбалованного сказочными зарплатами, очень серьезных размеров. И мы с супругой, как говорится, дорвались. Нет, мы конечно, не шиковали по пятизвёздочный отелям Ниццы, нас вполне устраивали пляжные трёшки или четвертки. В Греции, Испании, той же Турции. Правда, против последней мы испытывали некоторые предубеждения (наверное, мы расисты, что ли), но преодолев их и съездив в Мармарис, остались довольны. 

Нет, я не путал и не собираюсь путать туризм с эмиграцией. Никогда ни за какие коврижки не собирался жить ТАМ. Я просто реально сравниваю туризм там и туризм здесь. Главное отличие нашего туризма от забугорного в том, что здесь турист для обслуживающих людей, а там наоборот, обслуга для туриста. И там люди, понимая, что турист привез им деньги, на которые им жить, делают все для того, чтобы этот самый турист понял, что все на том курорте вращается вокруг него.  Да, эти заботливо подготовленные, а затем и качественно убранные номера для него, долгожданного. И эта обильная и вкусная еда в ресторанах отеля или рядом расположенных кафешках для него, любимого. И ежедневно убираемые от мусора улицы и пляжи тоже для него. Все понимают, что за это платит сам турист, но создаётся впечатление, что так было и так будет абсолютно независимо от присутствия этого самого платящего. 

Конечно, забугорным курортам, в отличии от наших, ещё и здорово повезло в плане географии и климата. Понятно, что пляжный сезон в той же Турции длиннее сезона крымского или сочинского.

Ясно, что созданные природой широченные песчаные пляжи Каталонии длинной в десятки километров уделывают наши убогие галечные пляжи десяти метров шириной. Но не это главное. И даже не то, что сочинская гостиница или ялтинский отель обходится почему-​то дороже отдыха на греческих островах или, тем более, турецком побережье. А главное, что они смогли создать впечатление, что там ждут тебя, а наши южане делают все, чтобы ты понял, что они ждут только твои бабки.

Как то так получилось, что несколько последних лет для нас с женой выдались скудными на пляжный отдых. Дело не в упавшем рубле или снижении доходов. Обстоятельства сложились так, что приоритеты в области траты заработанных денег сместились из области отдохнуть в область потратить на неотложные нужды. Сначала покупалась сыну квартира, затем, на следующий год гасился кредит за нее, потом менялась машина. Не скажу, что мы были сильно огорчены, нам и на даче неплохо отдыхается, но, честно говоря, моря, теплого моря хотелось. Как и беззаботности отпускной жизни. Затем, когда мы уже твердо решили ещё раз испытать судьбу отечественными курортами, и, невзирая на дороговизну, съездить в Крым (ну не зря же он наш), грянул ковид со всеми его ограничениями и неудобствами.

Я опущу все подробности личных последствий пандемии. Скажу только, что мы с женой сразу и абсолютно взвешенно и твердо решили, что пока ситуация с ковидом не устаканится, отдыхать за пределы своего региона, будь то наши курорты или забугорье, мы не поедем. Дело не столько в боязни заразиться ковидом, тем более, что мы оба привились, сколько в понимании того, что все сейчас, а тем более туристические дела, крайне непредсказуемо. Сегодня Крым открыт, завтра открыт только для привитых, послезавтра закрыт вовсе. Сегодня в Сочи можно, завтра нельзя. Сейчас чартеры в Турцию летают, а завтра нет. И если такая нестабильность присутствует, то зачем рисковать? На даче прекрасно, а потерпеть без моря ещё год смерти не подобно. 

К чему я писал столь большое вступление? Три факта, три события.

Первое. Буквально за день до закрытия Турции позвонил мне старый знакомый, сослуживец, коллега. С вопросом. Типа, я знаю, что супруга у тебя медик, так нет ли возможности достать/купить справку/сертификат о прививке. Мы тут забронировали Турцию, без такого документа не пускают, а прививаться мы не хотим. Дальше обычный бред антипрививочника, чипы там, неизвестные побочки и т.д.  На вопрос: ты в курсе, что там ежедневно заболевают вчетверо больше чем у нас, ответ: мы едем через два месяца, там все к тому времени устаканится.

Второе. Вот эта статья. 

Ведущая программы «Время» на «Первом канале» Екатерина Андреева обвинила власти во лжи после полета в Турцию. Она объяснила, что правительство обещало вывезти россиян с курорта, границы с которым закрыты, но в итоге ее рейс отменили, сообщила Андреева в своих сторис в Instagram. «Голикова (вице-​премьер РФ Татьяна Голикова) обещала, но обманула. Догузова (глава Ростуризма Зарина Догузова) сказала, но неправду. Нас никто не вывез», — приводит слова телеведущей Lenta.ru. Она заявила, что выбраться из Турции ей помогли бог и случай. 

И это не простой обыватель, это диктор Первого канала. Вопрос Андреевой: ты какого поперлась в чужую страну во время пандемии и всевозможных ограничений? Эта дама вообще вдумывается в тексты новостей, которые читает на многомиллионную аудиторию?

Третье. Вот эта информация.

Оперативный штаб при Ростуризме предложит организовать вывозные рейсы для туристов на платной основе, при этом цена за билет должна быть «адекватной и фиксированной», сообщил руководитель штаба Дмитрий Давыденко. По его словам, цену нужно установить на уровне 10–12 тыс. руб. Решение об организации вывозных рейсов должно быть принято в начале следующей недели. 

То есть тысячи людей заплатили деньги за то, чтобы оказаться на морском отдыхе в чужой стране во время мировой пандемии и мировой же неопределенности, а сейчас должны заплатить ещё денег, чтобы вернуться домой после своей авантюры.

Вопрос: о чем думали и думают все эти люди? О том, что лично их пронесёт? Пронесёт не заразиться и вернуться на Родину без приключений и доплат? Да ну его такой непредсказуемый отдых нафиг. "Нас и здесь неплохо кормят". (с)