Адрианопольский мир – роковая ошибка Николая I
В сентябре 1829 года, с подписанием Адрианопольского мира, завершилась очередная русско-турецкая война
Несмотря на то, что Турция в этой войне опять проиграла, Россия не только получила мизерные выгоды, но и руками Николая I заложила сама под себя такую мину, которая чудовищно рванет в Крымскую войну. Собственно, и первопричины Крымской войны были заложены в Адрианополе.

Император Николай Первый. Фото с сайта wikimedia.org
К началу осени 1829 года русские войска вошли в Адрианополь, куда на время войны перенес столицу султан Махмуд II. Генерал И.И. Дибич решил на этом не останавливаться и отправил несколько отрядов к Константинополю.
Появление казачьих разъездов в окрестностях города привело к панике – жители города спешно переезжали на азиатский берег, и мало кто сомневался, что через считанные дни Константинополь займет русская армия.
Момент для воплощения вековой мечты русских царей, да и всего православного мира был идеальный, однако находящийся при армии царь Николай I, подверженный влиянию канцлера К.В. Нессельроде, проявил малодушие и нерешительность.
Действовал с оглядкой на «наш общеевропейский дом» и не придумал ничего более умного, как создать «Особый комитет по Восточному вопросу». То есть начал терять драгоценное время, так как русская армия в прямом смысле вымирала от дизентерии.
Стоит отметить, что от болезней армия потеряла умершими 110 000 человек из 200 000 и только 15 000 погибли в результате боевых действий.
Впрочем, даже с оставшимися силами можно было занять Константинополь, так как у турок дела обстояли ещё хуже. Их флот вообще не мог ничего предпринять – вход в Босфор контролировал русский Черноморский флот, а Дарданеллы закупорила эскадра адмирала Гейдена.
На суше, как уже было сказано, армии Дибича до Константинополя оставался двухдневный переход. В самом Константинополе был полный разброд и паника, об обороне всерьез вообще никто не думал, а думали, как поскорее унести бы из города ноги. Желательно с имуществом.
Более того, янычары готовились свергнуть Махмуда II и развязать «локальную» гражданскую войну. В общем, лучшего случая для занятия города и представить было нельзя.
Но в этот самый момент сформированный Николаем I «Особый комитет по Восточному вопросу» вынес фантастическое по своей глупости заключение: «Благом для России станет сохранить Османскую империю, поскольку Россия не может найти более удобного (!) соседа».
Так было сказано про страну, с которой Россия провела наибольшее количество войн за всю свою историю, положила на полях сражений более миллиона солдат и которая, в общем-то, сыграла в судьбе России наиболее зловещую и роковую роль. В судьбе Николая I тоже, кстати, сыграет через четверть века.
Вместо того, чтобы отправить весь этот «Особый комитет» в Сибирь, как гнусных изменников и предателей интересов страны, царь прислушался к их заключению и решил боевые действия с Турцией не продолжать и Константинополь не брать. Упустив тем самым уникальный и единственный шанс, предоставленный Историей России.
Фактически, прими он тогда решение о взятии Константинополя, вся история России, да и Европы тоже, пошла бы совсем по другому пути.

12 июня 1829 года русские войска под командованием генерала Дибича разбили турок в битве у Кулевчей (оттоманская Болгария), открыв себе дорогу на Балканы. Художник: Шукаев Григорий Фёдорович
Так за что же заплатила Россия жизнями 125 000 своих солдат?
По итогам Адрианопольского мирного договора Россия получила всего лишь восточное побережье Черного моря до Поти включительно и левый берег устья Дуная.
Русским гражданам разрешалась свободная торговля в Османской империи, а русским кораблям – беспрепятственный проход через Босфор и Дарданеллы. То есть через те самые проливы, которые у России, считай, были уже в кармане.
Кроме того, Турция обязалась выплатить контрибуцию. Деньги – это хорошо, вот только никакими деньгами не вернуть жизни 125 000 русских солдат. Ну и, разумеется, Россия щедро постаралась для других: Турция подтвердила автономию Греции, Сербии, Молдавии и Валахии.
В общем, с какой стороны ни посмотри, а приобретения России были очень и очень скромными. А если учитывать тот факт, что в 1829 году Россия располагала самой мощной в мире армией и опытнейшим генеральским корпусом, закаленным ещё в войнах с Наполеоном, то приобретения выглядели мизерными.
Россия разгромила Турцию как на европейском театре военных действий, так и в Закавказье, но получила, по факту, лишь какие-то крохи.
Что будет дальше – хорошо известно.
При недалеком царе-самодуре, «остриженной взлызистой медузе с усами», как написал о Николае I А.И. Герцен, Россия из великой державы стала превращаться в некое подобие отсталой восточной деспотии. Во главе которой стоял самовлюбленный ограниченный болван, всерьез считающий себя тенью Бога на земле, при котором солдат забивали насмерть палками и душилась всякая свобода слова и мысли.
По Европе семимильными шагами шёл технический прогресс, а в России ружья чистили кирпичом. За двадцать пять лет правления Николая I, прошедших с момента подписания Адрианопольского мира, Россия окончательно растеряла все шансы выполнить свою историческую миссию: встать одной ногой у Босфора, а другой у Дарданелл и водрузить крест над Святой Софией. Чего от неё, собственно, и ждали греки, сербы, черногорцы, болгары и слагали легенды про «северного белого царя», который въедет в Константинополь через Золотые Ворота и вышвырнет турок из города.
Но вместо этого в 1854 году в Крым пожаловала англо-французская эскадра и старые, заклятые «друзья» – турки. И опять пришлось русскому солдату своей кровью платить за скудоумие и дурость «взлызистой медузы с усами».
Николай I мог навсегда покончить с турецким вопросом ещё в 1829 году, но к нему пришлось возвращаться в 1854, 1877 и 1914 годах. И каждый раз Россия будет оплачивать этот вопрос большой кровью.
А в 1914 году именно Турция станет могильщиком Российской Империи, потому что именно её вступление в Первую мировую войну на стороне Центральных держав обрушит, в конце концов, Россию и приведет к далеко идущим, катастрофическим последствиям.
Если бы Турция в 1914 году была бы пусть и не союзницей Антанты, а хотя бы нейтральной страной и не закрывала проливы, мир однозначно сейчас был бы другим. Да и миллионы русских людей, погибших в Первую мировую и Гражданскую войну, остались бы живы.
И что-то подсказывает, что долгие и непростые отношения России с Турцией таковыми будут оставаться ещё очень и очень долго. Да по-другому и быть не может, так как геополитика другого и не подразумевает. Просто некоторые вопросы надо решать своевременно и решительно.
Это хорошо понимал даже древнерусский киевский князь Святослав Игоревич, устремившись на юг в правильном направлении и подошедший к Царьграду в 970 году примерно так же близко, как подошел генерал Дибич в 1829.
Но ни Святослав, ни Дибич, в силу ряда причин, один из главных вопросов России за всю её историю решить не смогли.
Не смог его решить даже могучий Советский Союз, ну а про новую Россию и говорить нечего. Сейчас совсем другие приоритеты – торгово-коммерческие, а не выход к «теплым морям». Да и второго такого шанса, как в 1829 году, у России уже никогда не будет.
Читать полностью: https://www.km.ru/science-tech/2019/09/13/istoriya-rossiiskoi-imperii/854144-adrianopolskii-mir-rokovaya-oshibka-nikol
Комментарии
Ну, насчёт "никогда" я бы не стал зарекаться.
А Николай имел основания испугаться брать проливы - взять-то можно, да потом же и удерживать надо, так что там всё сложнее, чем преподнёс автор.