О работе на промышленном предприятии - пуск компрессора
На модерации
Отложенный
После 24 лет творческой работы в инженерном центре (ИЦ), из которых 3 г. в загранкомандировке в одной из Европейских сран, захотелось „приключений“, к тому же и дети подросли вместе … со своими потребностями! По наводке и приглашению коллег привлекла Сибирь! Сначала работали вахтовым методом – один месяц по 12 часов, без выходных, т.е. выполняли 2-х месячную норму рабочего времени с последующим месячным отдыхом на Родине. Всё устраивало меня и семью, но … не моих начальников, которые, видя мою квалификацию и отношение к работе, „соблазнили“ переходом на постоянную работу, т.е. на оседлый образ жизни у них! После смены 2-х мест работы оказался на производственном предприятии, конкретно на газоперерабатывающем заводе (ГПЗ). Здесь далеко не та работа, что в ИЦ или вахтовым методом; здесь производство, к тому же … взрывопожароопасное!
На этом заводе используются синхронные электродвигатели (СД) самые мощные 12,5 МВт. Их асинхронный пуск длительностью 14,7 с. сопровождался сильным нагревом ротора и его обмотки, что сокращало её срок службы. Поэтому после неудачного пуска ротор в течение суток должен был охлаждаться вентилятором. В результате, при ремонте другого СД, резерва не было, и поступающий газ не мог перерабатываться, а просто сжигался! Это было серьёзной проблемой!
Для „встраивания“ в работу коллектива, освоения и осознания своей роли, обязанностей, возможностей и ответственности, разумеется, нужно время! Однако спустя несколько дней дежурный электротехнического цеха (ЭТЦ) позвонил и сообщил о пуске этого самого мощного компрессора. На моё удивление - какое отношение я имею к этой чисто оперативной операции, получил ответ – таков приказ директора: всем руководителям при этом присутствовать! Потом мне стало известно, что директор Владимир Касполатович Ревазов руководитель строгий, разумный, достойный лидер! Особенно его роль не только как руководителя, но и как Человека стала всем ясна после его ухода в 2000 г. и прихода другого директора – никакого сравнения!
Посетив несколько раз эти пуски, мне стало ясно – срочно необходимо вмешаться, так как успешные пуски были редкостью! Чтобы разобраться начал опрашивать всех: специалистов, технологов, операторов, ремонтников, всех подряд … Ведь этот СД выпускается заводом, так же как и компрессор, проект разработан институтом; всё было смонтировано и испытано, но … один пуск удачен, а несколько нет!
Здесь уместно заметить, что ещё в ИЦ, посещая различные предприятия и беседуя со специалистами, нашей целью, кроме оказания услуг, выполняя работу по договору, было „разведка“: а что у них „не слава Богу“, что их беспокоит, какие трудности, проблемы и т.д.? Таким образом, мы „плясали“ от заказчика. Удовлетворяя их запросы, только таким образом можно было зарабатывать и существовать, да и оправдывать вообще своё существование! Этот принцип, вообще говоря, и используют в наше время все ИП, малые предприятия и др.
После изучения проекта и др. документов выяснил: расчётное время пуска 14,7 с., а уставка реле, его контролирующее и прекращающее … 15 с., т.е. никакого запаса! Уставку реле увеличил до 19 с.; ток статора, который и определяет нагрев ротора, в конце пуска падает, так что эти 4 с. не должны значительно увеличить нагрев. Самым ответственным звеном в СД является изоляция обмоток, в первую очередь, ротора, безотказная работа которой, в основном, зависит от трёх воздействующих на неё факторов: вибрации, температуры и перенапряжений.
Также принял решение перед пуском увеличить на 10% напряжение, питающих СД шин 6 кВ. Этот способ, как и другое полезное, было в труде, который мною ранее был тщательно проработан, известного учёного и практика Сыромятникова И. А. „Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей“. Всё это согласовал с главным энергетиком Геннадием Степановичем Фомичёвым (ГСФ) (о нём позже), моим непосредственным начальником.
Уместно тут же заметить, что наши директор и главный энергетик были „преданы“ до мозга костей производству и делу. Их техническая политика была аналогична таким выдающимся нашим руководителям как Курчатов И.В., Королёв С.П. и др., которые требовали обязательного и немедленного им сообщения о любом и каждом отклонении в технологическом процессе! Также, например, наш лидер Машеров П.М. использовал такое правило: «Сутью работы всех органов власти - в том числе и СМИ, как её 4-ым органом! - является вскрытие недостатков и организация работ по их уменьшению, исправлению, устранению! Просто и ясно! Это касается всех во все времена!»
Перед очередным пуском разместился с секундомером перед приборами этого СД в помещении операторной, где уже собрались все специалисты завода, ведя между собой негромкие разговоры.
Машинисты-операторы подготавливали компрессор к пуску. Моей же целью было „взять“ под чёткий контроль процесс пуска, а более конкретно - поведение машиниста!
Наконец он появился, положил на стол штангу, снял рукавицы и посмотрел на директора, чтобы спросить разрешения на пуск. Именно этого момента я и ждал! Упредив директора, громко, во весь голос произнёс „Не спеши! Ты нормально подготовил компрессор к пуску? Удалил из него жидкость, плотно закрыл задвижку на выбросе? Проверь всё, дабы обеспечить нормальный пуск, не сорвав его!“ Все молчали, никто ничего не понимал! Кто это, откуда он появился, чтобы так игнорировать даже директора?
Машинист перевёл взор на директора, тот мочал! Он опять одел рукавицы, взял штангу и ушёл. Наступила мёртвая тишина. Наконец машинист появился и, глядя на меня, доложил, что всё проверил. Далее я подошёл к нему и позвал с собой. Подойдя к панели этого СД, рассказал, как проверять готовность схемы подачи тока возбуждения; предупредил об обязательности выполнения этой операции перед каждым пуском и необходимости сообщить это всем своим коллегам. Потом сказал позвонить дежурному электрику, чтобы он установил на этой секции напряжение 6,6 кВ согласно распоряжению гл. энергетика. После сообщения электрика я „разрешил“ пуск, заверив в его успешности. Машинист посмотрел на директора, тот промолвил „Ну, пускай“. Мощность двигателя в первый момент была 2-3 МВт, что свидетельствовало о должной подготовке компрессора к пуску, который по моему секундомеру длился 15 с. Далее машинист должен загружать компрессор, ему не надо было мешать. Поэтому я сразу ушёл – цель была достигнута!
На следующий день, как это было у меня принято, после обеда зашёл к гл. энергетику. Он поведал, что его вчера - после моего шоу! - вызвал директор и спросил: кто этот работник, откуда он такой смелый появился, проигнорировал всех, взял всё на себя и … обеспечил нормальный пуск? Он распорядился на пуск этих СД обязательно звать Ковальчука!
Гл. энергетик пояснил: „Ты же понимаешь, что я выложился по полной, рассказывая о своей исключительной роли в приобретении такого специалиста!“ Это соответствовало действительности – в нашем объединении каждый квартал проходило собрание специалистов, на котором мы обменивались опытом, читали лекции, знакомились и устанавливали связи и др. Следует отметить, что это было очень полезное мероприятие, организованное и проводимое гл. энергетиком объединения Анатолием Григорьевичем Филатовым, грамотным, деятельным специалистом, много нужного и полезного сотворившего для предприятий объединения!
Стало нормой – день, ночь, праздники, выходные звонит домашний телефон, дежурный сообщает, что вахтовый автобус будет ждать тебя на такой-то остановке. В операторной уже никого кроме дежурных не было.
Дежурные были и земляки, с которыми поддерживал отношения. Этот город Лангепас строила прямо на болоте и с нуля БССР. В 60 годах прошлого столетия на севере Тюменской области были найдены богатейшие запасы нефти и газа. Для освоения их всю ту область разделили между союзными республиками. БССР достался участок между Сургутом и Нижневартовском. На том болотистом участке белорусы построили город Лангепас (Беличья лапка). Ныне там порядка 50 тыс. жителей.
Как-то спросил земляка, если вы, машинисты, уже всё освоили, пуски проводите успешно, зачем меня дёргать? Он ответил, что когда всё нормально, ни у кого никаких вопросов не возникает; но если что-то не так, один вопрос – был Ковальчук? Если был, вопросов нет!
Спустя какое-то время гл. энергетик взял меня в поездку на 2 компрессорные станции (КС), вновь вошедшие в объединение и включённые в состав нашего завода, они находились на удалении пару сот км. В Сибири это считается … недалеко! На этих КС собирался нефтяной газ и отправлялся на наш завод.
Требовалось принять их на обслуживание, познакомиться с персоналом и т.д. Обычное дело! Возвратились мы поздно. Зайдя назавтра к гл. энергетику, увидел его удручённым. Он рассказал, что вчера пытались пустить „мой“ компрессор, но … неудачно! Естественно, доложили директору; он задал один вопрос „Ковальчук был?“ Услышав отрицательный ответ, он пришёл в ярость - „Я же приказал - без Ковальчука не пускать!“ Далее он велел подготовить приказ, включив в него всех, кто допустил такую ситуацию для объявления им строгого выговора и лишения премии, в том числе и годовой – её выплачивали после окончания года, её размер иногда превышал месячную зарплату!
Гл. энергетик ходил к директору, пытаясь оправдаться. Директор его осадил – надо было-де ждать вашего возвращения, это не 24 часа, как ныне, а примерно 10, кроме того, не ломали бы оборудование и не жгли бы столько газа! Если завод не мог принять вес газ, его жгли в факелах! Т.е. директор и тут был прав!
Из Сибири меня вынудили уехать. Замечу, кстати, что, несмотря на мой почти почтённый возраст, я мог бы и хотел трудиться и дальше, но ушли наши и директор и гл. энергетик, а вместо них появились уже совсем-совсем-совсем … другие „руководители“, какие-то „б/у“, и которые просто меня выжили.
К слову, испанский мыслитель Бальтазар Грасиан (в продаже была его брошюрка) ещё 300 лет тому назад привёл мудрое правило: начальник подчинённому может простить любое его превосходство над ним, кроме одного – превосходство по интеллекту, по уму! Как только он это заметит, финиш, пиши пропало: такой подчинённый или будет зажат им так, что не пикнет, или вообще будет выжит!
Я так думаю! И вы, друзья, думайте, думайте, ибо лишь тот достоян жизни и свободы, кто каждый день стремиться изменить и улучшить их!
Желаю всем мира, дружбы, здоровья и любви; свободы, равенства и братства; успешной, достойной, содержательной, полнокровной, радостной и счастливой жизни; всех нормальных человеческих благ и успехов, а, главное, бодрости и веры в лучшее будущее.
Комментарии