Рассказ ветерана о случае в Отечественную прошлую войну

На модерации Отложенный

  

 

Родной дядя перед прошлой Отечественной войной сразу после окончания пединститута женился на однокурснице, и у них тут же появился сынок. Вскоре он уже стал директором школы и, естественно, партийным (для современников поясняю: партийный, член партии, член КПСС, коммунист – это одно и то же, так как была лишь одна партия, т.е. всё было упрощено: размышлять, выбирать и т.д. не было надобности!).

Когда началась война, дядя сразу же пошёл в военкомат, где ему велели идти на восток, там-де разберутся, как тебя использовать.

Все у нас помнили, что вытворяли немцы в прошлую войну 1914 г. Например, мои все незамужние тёти так бежали от них, что оказались аж за Волгой. Некоторые потом там так и остались жить, другие вернулись.

Отдавая себе ясный отчёт в том, что жену и родственников коммуниста немцы не пощадят, дядя взял колхозную лошадь, погрузил пожитки на телегу и двинулся на восток. По дороге он обращался в военкоматы и призывные пункты, но его посылали всё дальше, всё-таки он не простой человек. Наконец дядю призвали и направили в школу политруков в одну из республик Средней Азии. Семья же поехала дальше и остановилась в одном из сёл Оренбургской области, где его жена продолжила работу учительницей.

Как дядя потом рассказывал, он несколько раз просился на фронт: коммунист же должен Родину защищать, а не прозябать в школе. Так же поступали и другие преподаватели. Каждый раз начальники школы ему отказывали, мотивируя это тем, что воевать необходимо учиться не только самому, но и уметь учить других. Для руководителей школы трудности были в том, что на смену „нормальным“ преподавателям приходили уже побывавшие в сражениях, которые физически и, особенно, морально не могли соответствовать всем требованиям.

Для дяди же „сидеть“ вдали от фронта всю войну, не смочь воевать и быть настоящим солдатом, защищать родную землю было пыткой: что сказать после войны, как смотреть в глаза друзьям, родным, знакомым?

Наконец-то его отпустили, и он попал на фронт политруком в пехотный батальон. Замечу ещё, что дядя никак не мог „перейти“ на изменившиеся разные названия в армии. Например, он всегда говорил „Красная армия“, а не „Советская“.

Его батальон воевал как все. Потом война „повернулась“ на запад и начали гнать нечисть с родной земли.

Однажды батальон, уже ближе к госгранице, получил задание выдвинуться вперёд, захватить мост через реку и удерживать его в течение суток до подхода главных сил прорыва. Батальон задачу выполнил, ночью мост у немцев занял и стал отбиваться от наседавших озверевших фашистов. Так прошли сутки, но главных наших сил не было! Шли вторые сутки, ряды батальона, численностью 150 бойцов, редели, а главных сил всё ещё не было.

Дело было раннею весной, обувью были валенки, которые днём намокали, а ночью замерзали. Кончались боеприпасы, питание. Политрук (замполит), т.е. дядя, несколько раз - этак осторожненько! - предлагал командиру батальона отходить, на что тот пояснял, что приказ был „удерживать мост в течение суток до подхода главных сил!“ (но не было указания держаться только одни сутки или в течение другого срока), а за невыполнения приказа ему грозит расстрел. Когда от батальона осталось человек 30, командир всё-таки решился дать команду на отход.

Что же произошло? Да ничего особенного, обычное дело, ведь война! Просто главный удар готовился в ряде мест, а где он произойдёт, решалось в последний момент. Так что это была дезинформация для немцев; и таких направлений для прорыва фронта сразу предусматривалось несколько.

К этому времени советское командование уже по всем статьям превосходило немецкое. Так что такие операции считались нормой.

Уже за пределами нашей страны дядя получил серьёзное ранение, из-за чего он свою Победу встретил в госпитале.

Время в той операции сказалось на его здоровье, особенно мучил его ревматизм ног. Он много лечился, но совсем побороть болезнь не удалось. Тем не менее, он продолжал работать: некоторое время на партийной работе, затем учителем, директором школы и др.

О своей войне он, почему-то, рассказывал неохотно, но этот описанный эпизод, по-видимому, был таким тяжёлым, что врезался ему в память на всю оставшуюся жизнь, как никакой другой!

Спасибо нашим воинам, и павшим и живым, за защиту нашей Родины и Победу!

Пожелаем же все и всем мира, дружбы, здоровья и любви; свободы, равенства и братства; успешной, достойной, содержательной, полнокровной, радостной и счастливой дальнейшей жизни; всех нормальных человеческих благ и успехов, а, главное, бодрости и веры в лучшее будущее.

Будьте же дружны и сплотитесь, народы, в мирный священный союз!