Официальный портрет Павлика Морозова. Сделан на основе фотографии с одноклассниками — единственной в его жизни.
Большой, под железной крышей,
У Кулуканова дом,
Заборы его всех выше,
Ворота с резным козырьком
На окнах висят занавески,
А посреди двора,
На зависть мальчишкам соседским,
Стоит ледяная гора.
Хитер Кулуканов, а все же
Хлеб у него нашли!
Искали в стогах, копали
В сарае и во дворе.
Потом надоумил Павлик искать в ледяной горе.
— На что, — говорит, — им такая
Гора: кататься они
Мальчишек чужих не пускают,
А в доме девчонки одни.
Павлик Морозов, наверное, самый противоречивый персонаж истории нашей страны. Советская пропаганда ставила великого пионера в пример для подражания. Молодой парень был настолько предан делу партии, что за идею сдал Красной армии своего отца-кулака, рассказал как и где он укрывает зерно.
С распадом Союза личность Павлика была переоценена. Мальчишку стали считать олицетворением зла и предательства. Стукачем и доносчиком. Конечно, такие настроения были и ранее, но звучали они только из уст интеллигенции да и то только самым тихим шепотом, так как за такие антисоветские мысли можно было легко схватить лагерей.
В настоящее время, когда архивы начинают рассекречиваться, многие нелицеприятные подробности этой истории начинают всплывать на поверхность.
Попробуем разобраться, что к чему...
Начнем, пожалуй с упоминания самого имени, ставшего впоследствии нарицательным. Дело в том, что всю жизнь Павлика никто так не величал. Родители и вся деревня называли его Пашкой. Даже первые публикации в газетах были с именем Павлуша. Только спустя некоторое время имя стало "ласковым" - Павлик. Именно с таким именем и вошел мальчик в историю страны. Кроме того, в печати подчеркивали, что Павлик Морозов - русский мальчик, "старший брат" и тем самым служит примером для детей всех других народов. Чтобы не оставалось сомнений, писатель Губарев в статье "Подвиг русского мальчика" заявил, что Морозов родился у русской матери, чтобы и мать героя соответствовала требуемым стандартам. Меж тем, мать и отец Павлика, как и все более глубокие родственники были коренными белорусами. Но такая родословная никак не вписывалась в идеологию, и была с легкостью изменена на "правильную".
Еще одна немаловажная часть генеологического дерева относится к биографии деда ребенка, сигравшего впоследствии одну из ключевых ролей в этой истории. Сергей Морозов-старший, прадед нашего героя, в прошлом веке сражался за государя-императора в русской армии, был участником нескольких войн, кавалером шести орденов. После армии он пошел на государственную службу, стал тюремным надзирателем. Его сын, тоже Сергей, дед Павлика, сперва был жандармом. Он влюбился в заключенную, которую сопровождал в тюрьму, и едва она отбыла срок, женился на ней. Ксения, бабушка Павлика, была, говорят, редкой красавицей и профессиональной конокрадкой. Ремесло дерзкое, требующее характера. Бабушка Ксения имела в молодости две судимости и дважды отбывала тюремный срок, причем второй раз дедушка сумел освободить ее за взятку накануне свадьбы. Таким образом, пионер-герой Павлик Морозов происходит по мужской линии от жандарма и профессиональной воровки.
Да, но ведь Павлик был пионером, он вполне мог изменить свое мнение на окружающий мир и обсатновку в семье. Идеология творит чудеса, особливо в еще не сформировавшемся уме. Пионер, он всегда был образцом, как сейчас помню - одевая красный галстук мы не могли ни шагу ступить по пути порока... Все это, конечно правильно, но, были-ли мальчик?
Оказывается, Павел был физически слабым, болезненным, нервным и неуравновешенным мальчиком, любящим хулиганить, драться, ссориться. По воспоминаниям Зои Кабиной, учителя местной школы, учился он плохо и редко посещал школу, любил играть в карты на деньги и петь блатные песни. Любил дразнить, травить кого-либо:
«Сколько ни уговаривай, отомстит, сделает по-своему. По злобе часто дрался, просто из склонности к ссорам». Ввиду нищеты семьи, ходил в лаптях и драном отцовском пальто; был самым грязным в классе, редко мылся. Был косноязычен: говорил с отрывами, гэкая, не всегда понятно, на полурусском-полубелорусском языке, вроде:
«Ѓн ведь бальша нэ прыйдеть». В 1931 году, он в третий раз поступил в первый класс и в середине года был переведён во второй, так как наконец-то научился читать и писать. Да и вообще никакой пионерской организации в селе никогда небыло, и тем более, такой шалопай никак не мог стать ее предводителем.
Это все, конечно, красиво, но вернемся к нашим "баранам". Приход эпохи коллективизации здешних крестьян не слишком беспокоило. Никто ее всерьез не принимал. У стариков была уверенность, что скоро все вернется на старые рельсы. Попытки организовать здесь колхоз терпели неудачу. И это вызывало раздражение новых властей, - глухая деревня живет вопреки всем постановлениям партии и правительства, вопреки призывам. Мужики научились обходить острые углы. С уполномоченными хитрили. В разгар очередного голосования за колхоз кто-то с улицы истошным голосом кричал: "Горим!.. Пожар!..". И все разбегались - снова не соберешь. В работу по обложению налогом власти вовлекали милицию, комсомол, отряды Красной армии, учителей, библиотекарей, рабочих из города. Крестьяне скрывали, сколько они производили зерна. Некоторые пытались выполнять так называемые "твердые задания", но вскоре поняли норов власти: выполнишь задание, тебе его еще увеличат.
Как жили Трофим и Татьяна Морозовы (родители мальчика), теперь невозможно установить. У них родилось пятеро детей, один вскоре умер. Примерно десять лет супруги прожили вместе. Потом Трофим ушел к молодой жене Соньке Амосовой, Лушке Амосовой или Нинке Амосовой, доподлинно неизвестно. Так или иначе, Трофим ушел от Татьяны перед ссорой со старшим сыном и имел две семьи. Факт, что Трофим ушел из семьи, - невероятный. Крестьяне от жен не уходили. И если он это сделал - поступок такой говорит о многом и не в пользу его первой жены. Соломеин, который не раз останавливался в доме Татьяны Морозовой, вспоминает:
"Неряха. В доме грязно. Не подбирает. Это результат российской некультурности. За это не любил ее Трофим, бил". После ухода отца не только хозяйство начало приходить в упадок, да и вообще доставать себе пропитание становилось все тяжелее. Павлику, как самому старшему мужчине в семье пришлось тащить всех младших братьев на себе. Вот слова одноклассника Павлика Дмитрий Прокопенко:
"Лошадь и корову надо было кормить, убирать навоз, заготовлять дрова - все это легло на старшего. Мать - плохая помощница, братья малы. Павлику было физически тяжело без отца. И когда возник шанс вернуть его страхом наказания, они с матерью попробовали это сделать" По словам родственников и знакомых Павлика, мать толкала сына предать отца. досаждала мужу как могла, когда он ее бросил. Она и подучила Павлика донести - думала что Трофим испугается и вернется в семью. Однако позже Татьяна это все отрицала. Советские же летописцы, игнорируя реальные факты, подменили конфликт между супругами Морозовыми политической борьбой. Это важно иметь в виду, переходя к подробностям первого героического поступка Павлика - доноса на отца.
В каком виде был осуществлен донос Павлика - путаются даже сами Советские архивы. На самом деле, Трофим практиковал выдачу фиктивных справок бандитам и "бывшим" кулакам для того, чтобы было легче отмазываться от партулей, об утайке зерна речи небыло. Но в деле одни и теже улики вдруг, чудесным образом меняют свои тексты, включая даже совсем абсурдные превращения - некоторые улики были датированы уже после заключения Трофима под стражу, чего не могло быть впринципе. Тексты показаний свидетелей по делу тоже неоднократно изменялись. Да и вообще, куда именно сообщил Павлик о нарушениях - нигде не зафиксировано. Этот факт вообще замалчивается. Количество тех, кому ребенок первому сообщил о своем отце исчисляется десятками человек. От местного участкового до заезжих "людей в штатском".
Так или иначе, отца Павла арестовали. Выездную сессию суда проводили в деревенской школе. Интересен так же тот факт, что речь Павлика на этом заседании имеется в 12-ти
абсолютно различныхвариантах. Какой из них являестя оригиналом - сказать уже невозможно. Больше смахивает на то, что они все липовые, написанны советской пропагандой. По некоторым данным Павлика никто вообще не приглашал на слушание. В результате недолгого заседания, которое длилось не более получаса, отца осудили на 10 лет лагерей с конфискацией.
Далее история становится еще более интересной... За десять дней до убийства Павлика и Феди вышло постановление советского правительства, разрешающее расправляться с кулаками, подкулачниками и спекулянтами на месте, без суда и без права амнистии. Обжалование беззакония запрещалось, на местах узаконивался произвол ОГПУ. Для показательного процесса на Урале требовалось показательное убийство. А в Герасимовке, где районному аппарату Секретно-политического отдела надо было организовать процесс, уголовного дела не произошло. Крестьяне были мирными, убивать друг друга не хотели, и им надо было помочь.
Попытаемся представить себе, как было осуществлено убийство. Следствие, пресса и суд немало потрудились, чтобы способ убийства (один нож, два ножа, палкой, обухом топора и т.д.) и количество убийц остались невыясненными. Криминалисты и патологоанатомы, которых ознакомили со всеми имеющимися распоряжении материалами, утверждают, что непосредственный убийца, судя по ряду прямых и косвенных улик (способ убийства, действия после преступления и пр.), был один. Факт тем более весомый, что он противоречит всей логике следствия, стремившегося сделать виновными группу лиц. Вопрос в том, кто был этот один, а не двое, коими считаются дед и родной дядя мальчика.
Из Тавды в Герасимовку для выполнения специального задания направляется должностное лицо особого отдела, которое для простоты мы будем именовать "исполнителем". Чтобы в Герасимовке его не видели, исполнитель останавливается в соседнем селе, в часе езды верхом, под предлогом расследования там уголовного преступления. Он собирает дополнительную информацию от осведомителей - сам или через подставное лицо. В частности, он узнает об угрозе деда Сергея внуку Пашке, который донес на отца.
Кого убивать, исполнителю было в принципе все равно, лишь бы убийство было зверским. В тот день он отправился в лес, без особого труда разыскал детей и убил их, скорее всего, проколов штыком винтовки, не слезая с лошади, чтобы не оставлять отпечатков подошв. Подбежавшего младшего мальчика исполнитель уложил ударом приклада, отсюда упоминавшийся след от удара на теле и рваные раны, по-видимому, от штыка. Выждав время в соседнем селе, 4 сентября исполнитель вызывает к себе осведомителя из Герасимовки и сообщает ему, что в ОГПУ поступили сведения о политическом убийстве в Герасимовке. Исполнитель и осведомитель отправляются на место убийства, где составляют "Протокол опроса по делу в"-...". Исполнитель приказывает осведомителю в силу важности преступления молчать о случившемся, пока не поступит особое распоряжение.
В течение последующих трех суток по тайге прошли дожди.
Теперь конкретные следы преступления смыло. 7 сентября Потупчик, получив указание, организовал шумные поиски детей, и крестьяне обнаружили убитых мальчиков. В деревне началась паника, всеобщий плач, вопли женщин, испугавшихся за собственных детей и готовых отдать хлеб и все что угодно, лишь бы их сохранить. Страх сковал округу. Распространили слух, что будут судить всю деревню целиком за то, что не вступают в колхоз. В умы аборигенов непокорного села был внесен страх за свою жизнь. Подмахнуть необходимые улики на фоне начинавшейся истерии уже не составило особого труда.
Есть и имя у того, кто воспользовался кровавыми событиями в далекой зауральской деревушке в своих политических целях. Имя ему - Сталин. Сталин бредил классовой борьбой. По его идее, в борьбе нового со старым не только допустимо, но и крайне необходимо, чтобы брат шел со штыком на брата, сын - на отца, а в такой борьбе нельзя без доносительства. Хозяину Кремля нужны были доносчики. И в тогдашние средства массовой информации ловко запускается сталинская утка. Дескать, за то, что пионер Павлик Морозов донес властям, что отец укрывает хлеб от сдачи государству, его убивают ближайшие родственники - наши классовые враги.
Теперь Павлик Морозов заполняет собой все средства массовой информации. Начинается "показательное следствие". В Свердловске возмущены теми районными властями, которые
"не приняли мер по организации политического протеста против вылазки классового врага", то есть попросту еще молчат. "Никакой пощады классовому врагу", - заявила "Пионерская правда" 2 октября и сразу сформулировала суть подвига и будущий приговор суда:
"Активисты пионеры Павел и Федор вскрыли и разоблачили кулацкую шайку, которая проводила в сельсовете вредительскую работу". Корреспонденты газеты работают
"совместно со следственными органами, - информировала читателей "Пионерская правда" 15 октября, -
и им удалось установить полную картину преступления". В действительности журналисты даже опередили не только следствие, но и суд. Они в своих статьях доказали вину всех, кто был арестован, не дожидаясь процесса, и требовали одного наказания для всех - расстрела. Вот названия статей в октябрьских номерах газет за 1932 год:
"Концентрационный лагерь - за спекуляцию",
"Найти и судить виновных в утере тринадцати телят и одной коровы",
"Немедленно и сурово судить растратчиков",
"10 лет лишения свободы за воровство колхозной собственности" .Газеты печатают списки приговоренных к расстрелу в разных районах страны. Началась
"волна народного негодования". Уже печатаются не письма, но списки организаций, проведших митинги и единодушно требующих "высшей меры". Тысячи мальчиков и девочек, все как один, призывают власти расстрелять взрослых. Суд, назначенный на октябрь, откладывается, чтобы политическая кампания охватила всю страну. Наконец, 29 октября в газете "Колхозные ребята" обобщение: "Пионеры и школьники СССР требуют: расстрелять кулаков-убийц!" В труде писателя Балашова о Павлике Морозове имеется поистине гамлетовская фраза уполномоченного ОГПУ подле трупов Павла и Федора:
"Не бережем мы личностей при жизни". Организация колхоза в Герасимовке, прием крестьян в партию, массовые собрания по всей стране с резолюциями, осуждающими обвиняемых, демонстрации - все говорит о том, что пропагандистская машина работала как раскручивающийся маховик. После процесса таинственно исчезали возможности дополнительного расследования убийства Павлика Морозова: сгорел дом, в котором он жил, в лагерях оказались отец Данилы, а также родственник матери Павлика Лазарь Байдаков. Осведомителя Ивана Потупчика и помощника уполномоченного особого отдела Спиридона Карташова отправили в разные концы страны служить в карательных отрядах ОГПУ, занимавшихся жестоким подавлением недовольства.
Байка с Павликом прижилась. В нее верят спустя семь десятилетий. Верят сегодня. Можно с уверенностью сказать, что при жизни Павлика Морозова никто героем не считал. Ни слова о его подвигах написано не было. Никто за пределами деревни о его существовании не знал. Смерть его героической также никак не назовешь. Убийство было совершено не с целью сделать из мальчика мученика-героя, но для запугивания крестьян и ускорения коллективизиции. Морозов стал героем потому, что такой герой понадобился. Аппарату пропаганды предстояло создать образец человека, наделенного нужными качествами, эталон, по которому можно оценивать пригодность людей и делить их на своих и врагов.
Имя Морозова зазвучало с трибун съездов и совещаний. "Пионерская правда" сообщила, что собраны десятки тысяч рублей на самолет "Павлик Морозов", предлагалось организовать сбор средств на постройку танка имени героя. Горький писал, что "масса все более героизируется". Его теорию надо было подкрепить практикой.
Когда пришло сообщение о смерти пионера Морозова, газетам потребовалась фотография. Изображение мальчика вырезали из общей фотографии учеников и послали в редакцию. Для большей убедительности ретушер соскоблил расстегнутую косоворотку и подрисовал голую шею. В номере от 15 октября 1932 года так и написали:
"Убитый кулаками пионер Павлуша Морозов". Реальный Морозов не годился для мифа. Вот почему в редакциях подбирали изображения, которые казались более подходящими для образа героя. Например, через 35 лет, 27 августа 1967 года, газета "Тавдинская правда" под заголовком "Публикуется впервые" внесла свой вклад в миф:
"Перед нами подлинная фотография Павлика Морозова. Семейный снимок, на котором запечатлен герой-пионер, был обнаружен в архивах свердловской фотохроники..." Учительница Кабина видела даже фальшивые фотографии судебного процесса над отцом, Трофимом Морозовым:
"Мне присылали фото суда. Сидит учительница - липовая, и Павлик разоблачает отца - липовый. Просили подписать где кто. Но это была ложь".
Как же выглядел пионер №1 по версиям СМИ? Павлик был сероглазый, глаза блестящие (Кабина в рассказе Соломеину, 1932 год), с темными глазами (Кабина в рассказе нам, 1981 год), черноглазый (Губарев, "Пионерская правда" 15 октября 1932 года), голубоглазый (тот же Губарев в той же газете 3 сентября), голубоглазый и черноглазый (на этот раз Соломеин в газете и в личных записях), кареглазый (писатель Коряков, предисловие к книге Соломеина "Павка-коммунист"). Имеются более общие описания: "Ясные, очень честные, очень смелые глаза". Все Морозовы были крупные, высокие, как вспоминают их знакомые. А Павел? Он был небольшого роста (Кабина), маленький и худенький от голода (Татьяна Морозова), высокий ростом (Соломеин), "костлявый да длинноногий - лучший бегун в деревне" (Губарев). "У Павлика было на правой щеке родимое пятно размером с ноготь", - вспоминает Морозова. Губарев для придания мужества нарисовал Павлику шрам над правой бровью.
Пионерская униформа, галстук, ботинки - все это миф. Морозов ходил в лаптях. "Пальто, - говорила Кабина, - рваное, старое, отцовское". "Павлика звали в деревне "срака драная" и "голодранец", - вспоминала мать Татьяна Морозова. Дети в семье Морозовых, когда ссорились или просто развлекались, обычно мочились друг на друга и так шли в школу. Однако для авторов, создававших образ героя-доносчика №1 в советском искусстве, все это не имело никакого значения.
Газеты требовали новых материалов о герое, а взять их было неоткуда. Приходилось сочинять новые подробности. Губарев рассказывал в "Пионерской правде", как беспощадный к врагам Павлик одновременно
"по-товарищески относился к окружающим, заботливо разъяснял ребятам и взрослым, в чем их ошибки...". Смирнов писал, что Морозов
"со всей горячностью и классовой ненавистью разоблачал агитацию классового врага... почти каждый день собирал вокруг себя ребят-школьников и подолгу объяснял им сущность сопротивления классового врага, призывал к борьбе с кулачьем, учил ребят вести разъяснительную работу в семьях". Ребенок разъяснял цели партии, задачи стороительства социализма, проводил читки газет для крестьянок, рекомендовал жителям принять новый Устав сельхозартели и критиковал левые перегибы районных уполномоченных. Весь аппарат Тавдинского райкома партии и Свердловского обкома, если полагаться на миф, не сделал столько, сколько один Павлик Морозов. Сегодня все это звучит пародийно, но тогда, когда создавался литературно-политический миф, авторы всерьез соревновались в придумывании для убитого мальчика новых заслуг. Между тем реальная жизнь Морозова совсем не походила на ту, что сочинили литераторы.
Павлик Морозов был героем новой эпохи, и эта эпоха требовала от детей новых черт. Донос стал газетным жанром, доступным непрофессионалам, даже детям. Ни одна кампания не проходила в стране с таким пафосом и энтузиазмом, как вовлечение в доносительство. Вожди партии делились мыслями вслух, как детям участвовать в жизни.
"Поглядите, ребята, кругом себя, - рекомендовала Крупская. -
Вы увидите, как много еще старых собственнических пережитков. Хорошо будет, если вы их будете обсуждать и записывать. Боюсь, что у вас получится целая толстая тетрадь". Радио, газеты, книги, речи пели хвалу каждому доносу, обучая тонкому искусству осведомления органов.
Даже мелким ябедникам газеты пели дифирамбы. Дети-корреспонденты (деткоры) сообщали, кто опаздывает на занятия, прогуливает уроки, получает плохие оценки или не хочет подписываться на "Пионерскую правду". Редакция поручала своим читателям следить за товарищами в дни религиозных праздников. Дети отзывались: пионер такой-то вместо школы ходил в церковь. Некоторые дети перестали учиться, а следили за теми, кто не посещает школы.
Народный комиссар просвещения Андрей Бубнов издал в 1934 году приказ отдавать под суд неблагонадежных родителей, которые нерадиво относятся к своим детям. И малыши охотно выполняли поручения. Дети сообщали фамилии своих учителей и вожатых, которые, по их мнению, ленивы или профессионально непригодны. Интимная жизнь взрослых также занимала пионеров. Сам призыв
"Будь готов!", взятый у скаутов, приобретает зловещий смысл. Читатели-агенты называются "бойцами", "дозорными", "следопытами". Призывая доносить, газеты дают деткорам, постоянным клиентам, кличку "Зоркий глаз", а имя держат в тайне.
Газетная статья теперь практически приравнивалась к статье уголовного кодекса. Затем создаются ОСО - особые совещания, заменяющие суд, - административная опора массовых репрессий. Газеты печатали списки расстрелянных и списки героев-доносчиков. Осведомители понадобились в промышленности, на транспорте, в учреждениях, в школах.
В школе дети давали клятву:
"Я обязуюсь... зорко следить за сохранностью школьного имущества".Само по себе это неплохо, но книга-инструкция "Юные дозорники" призывала учеников наблюдать за своими товарищами - кто что не сохраняет, ломает, берет. Газета восторженно рассказывала о пионерлагере имени Павлика Морозова, где дети постоянно с утра до вечера и даже ночью следят друг за другом и сообщают в газету. Создается всесоюзная красная доска почета для пионеров-дозорников, на которую заносят имена лучших. Газета "Правда" записала на красную доску почета всю Северо-Кавказскую школьную организацию за охрану колхозного урожая. Так называемая "легкая кавалерия" действовала там по формуле: "увидел - помчался - сообщил".
Двести дозорных едут отдыхать в Крым, в привилегированный пионерский лагерь Артек. Черноморский курорт превращается в зону заслуженного отдыха юных стукачей-добровольцев. Дети-доносчики разных областей страны вызывают друг друга на всесоюзное социалистическое соревнование: кто больше донесет. Делегации пионеров-дозорников начинают путешествовать из области в область, обмениваясь передовым опытом: как следить, как сообщать. На Украине состоялся республиканский слет дозорных, и член Политбюро Постышев стал его почетным гостем.
В поэмах и операх прославлялись не сборщики хлопка, не собаководы, не юные Паганини, а доносчики. Все эти герои сравнивались с пионером №1 - главным героем страны Морозовым. Павлик стал основоположником, юным революционером, как окрестила его "Пионерская правда". Подвиг его воспевался в песнях, их пели хоры по всей стране.
Я теперь вспоминаю как песню
Пионерии первый отряд.
Вижу снова рабочую Пресню
И знакомые лица ребят.
Красный галстук из скромного ситца,
Первый сбор, первый клич «Будь готов!».
В синем небе я вижу зарницы.
Золотых пионерских костров.
Спой песню, как бывало,
Отрядный запевала,
А я ее тихонько подхвачу.
И молоды мы снова,
И к подвигу готовы,
И нам любое дело по плечу.
Комментарии
И вообще,пионерия была хорошая организация.Или вам нравится нынешнее состояние с детьми?Вообще,статья,обычный антисоветский бред!