Запорожец «Спорт-900»

СССР, которого вы никогда не знали. На фотографии — Запорожец «Спорт-900», между прочим, вполне серийная машина, к которой хохлы, предсказуемо, не имеют никакого отношения.
«Спорт-900» — советское спортивное купе на базе агрегатов ЗАЗ-965А «Запорожец», собиравшееся малой серией в 1963-1969 годах с использованием производственных мощностей Московского завода автомобильных кузовов (ныне ООО «Московский завод специализированных автомобилей»).
«Спорт-900» был создан в инициативном порядке группой сотрудников НАМИ, включавшей художников-конструкторов (дизайнеров) Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина, при активном содействии директора МЗАК в 1957—1965 годах Кузьмы Дурнова.
«Спорт-900» представлял собой легковой автомобиль особо малого класса вместимостью «2+2» — два взрослых места и два детских. Кузов автомобиля — каркасно-панельный, с рамно-объединённой несущей системой — лонжеронная рама из стальных труб диаметром 70 мм, конструктивно объединённая с пространственным каркасом из тонкостенных 30-мм труб — и стеклопластиковой обшивкой, выполненной методом контактного формования из армированной стеклорогожей ТСЖ-0,7 полиэфирной смолы ПН-1. Благодаря рациональной конструкции кузова и использованию стеклопластика автомобиль получился лёгким — масса самого кузова вместе с рамой составила чуть более 100 кг, так что в снаряжённом виде «Спорт-900» весил на 125 кг легче «Запорожца» с его цельнометаллическим кузовом. При этом большое внимание было уделено обеспечению пассивной безопасности: пассажирский салон был окружён мощными трубчатыми дугами, предохраняющими водителя и пассажиров в случае столкновения, а оконечности кузова представляли собой зоны энергопоглощающей деформации.
Агрегаты были полностью позаимствованы у ЗАЗ-965 либо ЗАЗ-965А (на различных автомобилях серии): расположенный сзади V-образный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 23 либо 27 л.с., четырёхступенчатая механическая коробка передач, передняя подвеска на поперечных торсионах с двойными продольными рычагами и пружинная задняя с качающимися полуосями.
Большой габарит двигателя «Запорожца» по высоте вынудил конструкторов придать кузову автомобиля выраженную клиновидную форму, с низкой носовой частью и высокой задней, что было также выгодно с точки зрения аэродинамики, снижая сопротивление воздуха и уменьшая снос боковым ветром. Для того, чтобы сгладить эту непривычную для тех лет особенность формы кузова, Молчанов применил характерный профиль боковины — с идущим по диагонали от её переднего верхнего угла к нижнему заднему перепадом поверхностей.
В верхней части боковина имела своего рода лунку, идущую вдоль передних двух третей длины кузова и переходящую в воздухозаборник охлаждения моторного отсека — с конструктивной точки зрения этот элемент играл роль ребра жёсткости. Ещё одна характерная особенность «КД» — применение арочной силовой структуры крыши, в наше время также нашедшей массовое применение. Водосточные желобки крыши были образованы выступающими наружу трубами её каркаса. Автомобиль имел интегрированные бампера из стеклопластика, окрашенные в цвет кузова. Интерьер был оформлен в спортивном стиле, имел ковшеобразные раздельные передние сиденья и развитую центральную консоль, композиционно объединённую с панелью приборов.
Все машины серии имели незначительные различия между собой. Так, поздние «КД» получили крышу переработанной формы — с плоской, а не купольной панелью и широкой задней стойкой (при сохранении конфигурации каркаса), а также ряд других отличий в отделке кузова, вроде оформления панели передка и задних фонарей.
Ранее при участии той же группы специалистов НАМИ был разработан проект микроавтомобиля СМЗ-НАМИ-086 «Спутник».

Автомобиль был создан в инициативном порядке группой сотрудников НАМИ под руководством Б. М. Фиттермана (конструктор — В. А. Миронов, дизайнеры — Э. Р. Молчанов и В. Ростков) в сотрудничестве с коллективом Серпуховского мотоциклетного завода (В. Кутнов, Р. Немцов, А. Петрунин, В. Котов и другие). Опытный экземпляр был построен в 1962 году.
Выпуск планировалось развернуть на СМЗ, который в те годы расширял производство и желал бы наряду с выпуском мотоциклов и мотоколясок С1Л иметь в производственной программе нечто более «серьёзное». Основным потребителем самого маленького советского автомобиля его создателям виделись инвалиды, но подчёркивалась и возможность продажи «Спутника» в личное пользование. Управление опытного экземпляра автомобиля было ручным, но был разработан и вариант со стандартной схемой органов управления.
Для автомобиля в НАМИ был разработан 500-кубовый, четырёхтактный — что составляло выгодное отличие не только от серийных мотоколясок СМЗ, но и от многих западных аналогов с двухтактными моторами — рядный двухцилиндровый двигатель (497 см³, 15 л. с. при 4000 об/ мин) — конструктивно это была «половинка» от V-образной «четвёрки» «Запорожца» ЗАЗ-965, во многом аналогичная позднейшему серийному стационарному двигателю УД-25.
В трансмиссия с электромагнитным сцеплением крутящий момент передавался не за счёт трения, а силами магнитного притяжения частиц ферронаполнителя, расположенного между ведущими и ведомыми дисками. Привод сцепления был автоматизирован, так что водителю оставалось только переключать передачи. Коробка передач была традиционной конструкции, четырёхступенчатая.
Подвеска всех колёс была независимой, торсионной: передняя — с двойными поперечными рычагами на двух продольных торсионных валах, задняя — на поперечных торсионах с продольно расположенными рычагами, похожая на впоследствии применённую на С3Д. В рулевом управлении впервые в практике советской автомобильной промышленности была внедрена безопасная рулевая колонка с карданным шарниром на рулевом вале. Автомобиль имел автономный отопитель с обдувом лобового стекла.
Разумеется, ничего из этого в массовое производство не пошло. СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» составил бы конкуренцию хохляцкому «Запорожцу» — а этого хохлы в ЦК допустить не могли. А красивые купе «Спорт-900» вообще вызвали у партийцев ненависть — это что же, быдло получит недорогие красивые автомобильчики «как на Западе»? Да еще производить собираются в России? Шиш вам. Стойте в очередь на «Москвичи» и «Запорожцы», и не чирикайте. У советского человека потребности в красивых автомобилях нет, и быть не может.
Комментарии
По тем временам вполне себе muscle car 70-х....
Летом 1952 году переехало в Киев.
теперь это территория сумасшедших пожирателей шин...
Теперь скачут по майданам, да клянут в своих бедах "москалей".
Было бы смешно, если не было так грустно ... .
Считаю, что день провозглашения Независимости должен быть не праздником, а днем национального траура.