Между тем фильм обратил на себя внимание и религиозных деятелей – в частности, последователей индуизма и специалистов, изучающих эту древнюю религию.
Сайт “Мир религий” опубликовал размышления по поводу “Аватара” Юрия Плешакова – автора целого ряда публикаций, посвященных индуизму. А индийская англоязычная газета Hindustan Times напечатала статью студента одной из санскритских школ Индии Мадан-Мохана Даса. Хотя этот автор – русского происхождения, но он долго прожил в Индии, и его взгляд, без сомнения, отражает богословскую позицию традиционного индуизма на аватаризм. Потому-то отповедь и появилась в популярной газете, как бы намекая на то, что творчество творчеством, но неплохо и в священные книги заглядывать. Хотя бы изредка.
Вот что думает Мадан-Мохан Дас по поводу киноэпопеи Кэмерона.
“Ворвавшись на экраны стерео-турбулентностью красок, эмоций и экшена, Джеймс Камерон сумел, похоже, дать каждой зрительской аудитории свой повод для восторга.
Киноманы млеют от осязаемости созданного им CGI-мира, реалистичного до щетинки на загривке танатора. Фантастофилы уже резво заполняют страницы википедий и блогов – на полном серьезе! – особенностями состава пандорианской атмосферы и размножения тамошних вайперволков. Геймеры, должно быть, слюной исходят по плаг-н-плей-птерозаврам и широкополосным интер-джунглям. Философы спорят о фильме как о евангелии от пантеизма. Даже экологи, правозащитники, противники войны в Ираке или (впишите сами) уже находят в “Аватаре” полезные для продвижения своих идей дидактические параллели. Остальным же нам как раз хватило междометий “супер”, “здорово” и “круто” после сеанса, чтобы начать поглядывать на календарь в ожидании сиквела.
Однако один просчет Кэмерон все же допустил – и ни где-нибудь, а в самом названии фильма.
Нет, не потому, что название – это единственное, что роднит “Аватар” с индуизмом (и бдительным стражам православия можно расслабиться и не искать в нем диверсии по внедрению чуждой религии в российское нутро). А потому, что фильм истолковывает термин “аватар” с точностью до наоборот.
И даже неважно, что в индуизме слово “аватар” (санскр. “нисхождение”) забронирован за богом Вишну, регулярно являющимся на Земле. Проблема в том, что аватар всегда нисходит из высшего мира в низший и по окончании просветительской миссии продолжает свой путь по мирам иным.
Между тем, почти сразу по воплощении “аватара” Джейка Салли на свирепой Пандоре “высший” мир землян в его глазах – и заодно и в наших – начинает быстро тускнеть и дурно пахнуть в сравнении с первозданной красотой внешнего и внутреннего мира туземцев.
На этом контрасте земляне вдруг оказываются примитивными, “зажравшимися”, алчными и жестокими циниками – что особенно заметно сквозь призму их технологического развития – в то время как “мартышки-аборигены” предстают благородными, чуткими и человечными… хм… людьми.
Так вместе с героем-“аватаром” мы оказываемся перед трудным, но неизбежным выбором между двумя расами и двумя мировоззрениями. И неумолимо делаем его в пользу культуры, цивилизованности и гуманности в синекожем, длиннохвостом и почти пещерном обличье.
Несостоявшийся “аватар” Джейк признается самому себе в видеоблоге: “Я понял, что раньше я все путал, что принимал сон за реальность, а реальность – за сон”. При помощи своего дистанционно управляемого тела вновь обретя не только ноги, но и человеческое достоинство, свободу, близких, чьей любовью и доверием он дорожит и пытается завоевать любой ценой, спаситель вдруг становится спасенным, благодетель – облагодетельствованным. Низошедший “аватар” вдруг избирает участь беженца среди “дикарей”, настолько цельных и гармоничных, что они не желают менять свое Дерево ни на какие дары “богов с неба” – даже на банку мягкого пива! В отличие от своего коллеги Нео из “Матрицы”, Джейк, подключившись к “низшему”, “иллюзорному” миру, внезапно прозревает, видя его как гораздо более подлинный, здравый и родной, чем свой собственный, – и решает в нем остаться.
Что подводит нас к зудящему вопросу: Почему? И что же такое “культура”, “цивилизация”, “человечность”?
Не размениваясь, к своей чести, на привычный набор сюжетных линий для фантастического боевика, Джеймс Кэмерон делает именно этот вопрос четвертым измерением своего 3D-фильма – и сам убедительно на него отвечает: только качества доброты, благодарности, почтения к старшим, самопожертвования, уважения жизни в любых ее формах и, в конечном счете, смиренное признание зависимости от высшего разума природы делают нас достойными звания цивилизованного и культурного человека.
Противоположную альтернативу описывает сам Джейк Салли: “Как это обычно делается – если другие сидят на чем-то, что нужно тебе, ты сначала делаешь из них врагов, а потом уж поступаешь как с врагами” и “Они [земляне] уже убили свою мать”. Вот вам портрет дикаря – плюс-минус космолет, боевой экзоскелет и автомат последней модели.
Возвращаясь к индуизму, трудно не заметить, что этот рубеж между человеком и дикарем полностью созвучен словам “Бхагавад-гиты” (16.1-4):
“Бесстрашие, постижение мудрости, щедрость, владение чувствами, аскетичность, простота, отказ от ненависти, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям – таковы качества достойных людей”.
“Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество – этими качествами отличаются нецивилизованные варвары”.
Чтобы “нисходить” – то есть, чтобы быть Аватарой, – сперва нужно быть на высоте. К несчастью для нашей цивилизации, пародией на которую стала колония землян-конкистадоров на Пандоре, оттуда, куда мы себя радостно загоняем, мы сможем только выкарабкиваться.
Закончился фильм, погас экран, и сняты с глаз 3D-очки. Если среди нас есть настоящий Аватар, поднимите, пожалуйста, руку".
Комментарии