Голландия: не только тюльпаны… Часть 3.

Снова, вспоминая эту страну, нельзя некоторым вещам в ней не поудивляться. Меня, к примеру, приятно удивило то, что квартирный вопрос не испортил голландцев, в отличии от москвичей. Очереди на получение жилья там существуют: это называется у них стать на квартирный учёт. Квартирный учёт этот напоминает списки (сейчас, правда, компьютерные) очередников советских времён! С той лишь разницей, что дистанция от постановки в список до получения жилья не растягивается не десятилетия, а умещается в год-два (в восточных и северных городах, я слышал, ещё короче)! Разница есть и в том, что происходит начисление баллов по каким-то, мне непонятным и неведомым критериям (уж, простите, не вникал), равно как и снятие таковых. Оплата коммуналки зависит от города, района и, сами понимаете, категории жилища. Если рассматривать оплату эту в абсолютных показателях, то сумма получается изрядной и повыше, чем за равноценную у нас. Если же посмотреть относительно (зарплата/цена), то, наверное, будет несколько пониже, чем наша. Ну, и, конечно же, существует весьма доступная ипотечная система приобретения жилья в собственность.

Вероятно, многие согласятся со мной, что компьютеризация наших бюрократических учреждений весьма медленно меняет ситуацию по искоренению такого явления, как очереди и, сопутствующего ему мздоимства. Тут у голландцев стоит поучиться, ибо не только в муниципальных, скажем, или там медицинских заведениях нет очередей, но и в разнокалиберных маркетах и магазинах установлены аппараты, выдающие, в случае необходимости (неожиданного наплыва людей), всем листочки с порядковым номером и предположительным (+/- 1,2 мин.) временем ожидания.

Вообще все бюрократические операции до максимума упрощены и компьютеризированы. Кому приходилось бывать в командировках, знает, что каждый билетик (проездной документ) и прочие отчётности нужно бережно сохранять, чтобы по прибытию, сдав в бухгалтерию, получить за них оплату. Там же достаточно факта, что вы, скажем, иногородний и добираетесь на работу таким-то видом транспорта. Вам оплачивают дорожные расходы в силу самого этого факта.

Помнится, несколько лет назад, подруга моей жены, будучи на работе по контракту в Англии, но не имея ещё английского паспорта, в один из своих приездов рассказала нам историю, которая не могла бы произойти у нас ни при каких условиях. Суть её состояла в том, что проходя медицинскую комиссию, перед дверью офтальмолога она прочла объявление, что те, кто сам или его родственники страдали глазными болезнями, освобождены от платы за осмотр (20 фунтов!). Подруга жены, со слабой надеждой на успех, сообщила словесно, что её отец болел конъюнктивитом, честно признавшись, при этом, что живет он в далекой Украине. Что ж вы думаете – она была освобождена от платы! Вот такие дива дивные происходят за морями-океанами!

Но вернёмся к нашим баранам, то бишь голландцам.

Не буду утверждать, что в королевстве всё так гладко и без проблем, ибо это не так. Но, по сравнению с нашими, их проблемы кажутся мелковатыми и какими-то детскими, несерьёзными. Ведь наши, более масштабные, касающиеся, как правило, и в большинстве своём, выживания, в то время, как у них – комфорта жизни и всего, что с этим связано; облегчённый, так сказать, вариант. Но завидовать этому я бы не стал, так как большинство тамошних обитателей – люди пресыщенные хлебом насущным, чего не скажешь о духовном их развитии. В силу этого, многие из них производят какое-то двойственное впечатление: смеси некоторой инфантильности, бытовой непрактичности (далеко не каждый способен тривиально забить в стену гвоздь, чтобы повесить, скажем, картину) и достаточно высокого профессионализма в деле, которым занимаются.

Думаю, найдутся и у нас сторонники (и немало) формулы, что сначала нужно накормить людей, обеспечить им достойный уровень жизни, а потом думать о духовном: сначала колбаса, и лишь потом всё остальное. Увы, формула сия не всегда срабатывает (или, даже, всегда не срабатывает), в чём я убедился именно там, на примере большинства голландцев. Скажем, среди многих знакомых мне молодых людей, есть только один, кто хоть что-то из книг прочитал (естественно, не Шекспира, не Гессе и, тем более, не Толстого и Достоевского – они почему-то упорно сторонятся всего того, что требует осмысления и напряжения ума!). То есть, аргументов в пользу правильности выражения: «Сыто брюхо к раздумьям глухо», я получил вполне достаточно.

Упомянутая выше пресыщенность начинает вступать в свои права уже с детства. Большинство подарков голландская детвора получает не на Рождество, не на Новый год или день рождения, нет. Львиная доля приходится на праздник святого Николая. Каждый ребёнок в этот день получает столько этого добра, что, боюсь, не каждый детский сад в СССР в 50-60-е годы имел в своём арсенале. И попробуйте теперь догадаться: какое отношение у них, деток, формируется ко всему этому изобилию в ценностном смысле, а также, куда идёт уже в первые дни после праздника процентов этак 80 детского того добра? Я, например, до сих пор помню почти все  игрушки (с дюжину) даже из раннего своего детства. Не уверен, что внук мой будет помнить хоть некоторые из своих сотен.

Вот такие вот грустновато-философские рассуждения могут вызывать посещения чужих краёв. И, чтобы не заканчивать на миноре, скажу, и, думаю, не погрешу против истины, что у большинства голландцев с чувством юмора всё в порядке. Любят они шутки и веселье (о качестве которых я умолчу, дабы снова не впасть в минор) не меньше, чем мы с вами, друзья! Но об этой стороне их жизни я, может быть, расскажу как-нибудь в следующий раз.