Союз автократий? Китай хочет возглавить новый мировой порядок.

На модерации Отложенный Союз автократий? Китай хочет возглавить новый мировой порядок.

Поскольку президент Байден предсказывает борьбу между демократиями и их противниками, Пекин стремится защитить другую сторону.Сергей Владимирович Лавров, слева, и Ван И, министры иностранных дел России и Китая, в Гуйлине, Китай, на прошлой неделе. Они призвали Соединенные Штаты “поразмыслить над тем ущербом, который они нанесли.”

Сергей Владимирович Лавров, слева, и Ван И, министры иностранных дел России и Китая, в Гуйлине, Китай, на прошлой неделе. Они призвали Соединенные Штаты “задуматься над ущербом, который они нанесли”.

 

Президент Байден хочет создать “альянс демократий".” Китай хочет дать понять, что у него есть свои собственные союзы.

Всего через несколько дней после ожесточенной встречи с американскими официальными лицами на Аляске министр иностранных дел Китая присоединился к своему российскому коллеге на прошлой неделе, чтобы осудить вмешательство Запада и санкции.

Затем он отправился на Ближний Восток, чтобы посетить традиционных американских союзников, включая Саудовскую Аравию и Турцию, а также Иран, где в субботу подписал масштабное инвестиционное соглашение. Лидер Китая Си Цзиньпин в один день обратился к Колумбии, а в другой пообещал поддержку Северной Корее.

Хотя официальные лица отрицали, что выбор времени был преднамеренным, сообщение явно было таким. Китай надеется позиционировать себя в качестве главного претендента на международный порядок во главе с Соединенными Штатами, который в целом руководствуется принципами демократии, уважения прав человека и верховенства права.

Такая система “не отражает волю международного сообщества”, заявил министр иностранных дел Китая Ван И российскому министру Сергею Лаврову, когда они встретились в Южно-Китайском городе Гуйлинь.

В совместном заявлении они обвинили Соединенные Штаты в запугивании и вмешательстве и призвали их “задуматься над тем ущербом, который они нанесли глобальному миру и развитию в последние годы.”

Угроза того, что возглавляемая Соединенными Штатами коалиция бросит вызов авторитарной политике Китая, только усилила стремление Пекина стать глобальным лидером стран, противостоящих Вашингтону и его союзникам. Он показывает все более уверенный и непримиримый Китай, который не только опровергает американскую критику своих внутренних дел, но и представляет свои собственные ценности в качестве модели для других.

“На самом деле они пытаются построить аргумент типа: ‘мы более ответственная власть. Мы не спойлеры и не Ось зла”, - сказал Джон Делури, профессор китаеведения в Университете Йонсей в Сеуле, о стратегии Китая.

В результате мир все больше разделяется на отдельные, если не чисто идеологические лагеря, причем и Китай, и США надеются привлечь сторонников.

Г-н Байден ясно дал это понять на своей первой президентской пресс-конференции в четверг, представляя внешнюю политику, основанную на геополитической конкуренции между моделями управления. Он сравнил Си Цзиньпина с российским президентом Владимиром Путиным, “который считает, что автократия-это волна будущего, а демократия не может функционировать” в “постоянно усложняющемся мире.”

Позже он назвал этот вызов “битвой между полезностью демократий в 21 веке и автократией.”Президент Байден заявил в четверг, что демократия конкурирует с автократической моделью.

Президент Байден заявил в четверг, что демократия конкурирует савтократической моделью.

Г-н Си задал тон вскоре после инаугурации г-на Байдена, заявив в этом году на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе, что многосторонность должна основываться на консенсусе между многими странами, а не на мнении, выдвинутом “одним или несколькими".”

“Создание узких кругов или начало новой холодной войны, отрицание, угроза или запугивание других, умышленное введение разделения, нарушение поставок или санкций, а также создание изоляции или отчуждения только подтолкнут мир к расколу и даже конфронтации”, - сказал Си Цзиньпин.

Отказываясь от критики своей политики в последние дни, Китай отстаивает главенство международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, где влияние Пекина возросло.

Г-н Ван отметил, что более 80 стран в Совете ООН по правам человека выразили поддержку действиям Китая в Синьцзяне, Дальневосточном регионе, где власти задержали и интернировали уйгурских мусульман в ходе кампании, объявленной Соединенными Штатами геноцидом.

В результате мир все больше разделяется на отдельные, если не чисто идеологические, лагеря, причем и Китай, и США надеются привлечь сторонников. Министерство иностранных дел Китая заявило, что г-н Ван добился одобрения его политики в Синьцзяне , а также подавления инакомыслия в Гонконгеот наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана, хотя в заявлении Саудовской Аравии не упоминался Синьцзян.

Наиболее поразительное совпадение Китая с Россией, где г — н Путин уже давно жалуется на американскую гегемонию и ее использование — злоупотребление, по его мнению, - мировой финансовой системой в качестве инструмента внешней политики.

Министр иностранных дел России прибыл в Китай в минувший понедельник, возмущаясь американскими санкциями и говоря, что миру необходимо уменьшить свою зависимость от доллара США.

Китай и Россия сблизились особенно после того, как аннексия Крыма господином Путиным в 2014 году была встречена международным возмущением и западными санкциями. В то время как возможность формального союза остается отдаленной, дипломатические и экономические связи стран углубились в общем деле против Соединенных Штатов. Так имеют стратегические связи. Народно-освободительная армия и российские военные в настоящее время регулярно проводят совместные учения и дважды проводили совместное воздушное патрулирование вдоль побережья Японии, последний раз в декабре.

В этом месяце обе страны объявили, что они вместе построят исследовательскую станцию на Луне, подготовив почву для конкурирующих космических программ, одну из которых возглавит Китай, а другую-Соединенные Штаты.

“Последние шаги и жесты администрации Байдена, расцененные российскими и китайскими лидерами как враждебные и оскорбительные, предсказуемо подтолкнули Москву и Пекин еще глубже к взаимным объятиям”, - сказал Артем Лукин, профессор международных исследований Дальневосточного федерального университета во Владивостоке.Выступая на Всемирном экономическом форуме в январе, Си Цзиньпин, лидер Китая, осудил страны, которые “начнут новую Холодную войну.”

Выступая в январе на Всемирном экономическом форуме, лидер Китая Си Цзиньпин осудил страны, которые “начнут новую Холодную войну”.

Китайские официальные лица, как и русские, неоднократно заявляли, что у Соединенных Штатов нет права критиковать другие страны. Они приводят в качестве доказательства ее военные интервенции в Ирак, Афганистан и Ливию и обвиняют ее в подстрекательстве к общественным протестам против правительств, которым она противостоит.

В своей экстраординарной конфронтации с американскими официальными лицами на Аляске главный дипломат Китая Ян Цзечи назвал расизм и жестокость полиции в Соединенных Штатах, а также неправильное обращение с пандемией коронавируса свидетельством упадка страны.

Государственный совет Китая опубликовал в среду доклад о правах человека в Соединенных Штатах, взяв в качестве эпиграфа обращение Джорджа Флойдак полиции:“я не могу дышать.”

“Соединенные Штаты должны понизить тон демократии и прав человека и больше говорить о сотрудничестве в глобальных делах”, - написал в тот же день юань Пэн, президент Китайского института современных международных отношений, правительственного аналитического центра.

С этой точки зрения, визит Си Цзиньпина в Северную Корею и визит Вана в Иран могут свидетельствовать о заинтересованности Китая в сотрудничестве с Соединенными Штатами для разрешения споров по поводу ядерных программ этих двух стран.

Администрация господина Байдена может быть открыта для этого. После встреч на Аляске госсекретарь Энтони Дж.Блинкен упомянул и то, и другое как потенциальные области, где “наши интересы пересекаются” с интересами Китая.Фотография, опубликованная президентской канцелярией Ирана, показывает господина Ванга с президентом Хасаном Роухани в Тегеране в субботу.

Фото, опубликованное президентским офисом Ирана, показывает господина Ванга с президентом Хасаном Роухани в Тегеране в субботу.Кредит...президентство Ирана/EPA, через Shutterstock

В других областях пропасть расширяется.

После избрания Байдена Китай пытается помешать Соединенным Штатам создать единый фронт против него. Он обратился к новой администрации с призывом возобновить сотрудничество после конфронтаций в годы правления Трампа. Он заключил торговые и инвестиционные соглашения, в том числе с Европейским союзом, в надежде выставить мистера Байдена.

Но это не сработало. Первые результаты стратегии господина Байдена появились на прошлой неделе, когда Соединенные Штаты, Канада, Великобритания и Европейский союз совместно объявили о санкциях в отношении китайских чиновников из-за Синьцзяна. Осуждение Китая было быстрым.

“Эпоха, когда можно было выдумать историю и состряпать ложь, чтобы бессмысленно вмешиваться во внутренние дела Китая, прошла и не вернется”, - сказал г-н Ван.

Китай ответил собственными санкциями против избранных чиновников и ученых в Европейском союзе и Великобритании. Аналогичные наказания последовали в субботу в отношении канадцев и американцев, в том числе высокопоставленных чиновников в комиссии Соединенных Штатов по международной религиозной свободе, правительственном органе, который в этом месяце провел слушания по принудительному труду в Синьцзяне. Всем пострадавшим будет запрещено выезжать в Китай или вести бизнес с китайскими компаниями или частными лицами.

Тереза Фэллон, директор Центра европейских и азиатских исследований России в Брюсселе, заявила, что санкции Китая в отношении европейцев являются чрезмерной реакцией, которая приведет чиновниковв антикитайский лагерь.

Они также могут поставить под угрозу инвестиционную сделку Китая с Европейским союзом, поскольку многие из тех, кто наказан, являются членами Европейского парламента, одобрение которого требуется. Так же, как и новые кампании китайских потребителей против крупных западных брендов, таких как H & M и Nike.

До сих пор многие страны Европейского союза не хотели открыто выбирать чью-либо сторону, избегая биполярного идеологического разделения, наблюдавшегося во время Холодной войны, отчасти из-за углубления экономических связей с Китаем.

Однако с каждым новым поворотом в отношениях возникают все более четкие лагеря. “Китайское зеркало все время,” сказала Мисс Фэллон. “Они всегда обвиняют людей в том, что они думают о холодной войне, потому что я думаю, что в глубине души они действительно так думают.”

 


Стивен Ли МайерсСтивен Ли Майерс