Дружбу с Беларусью продали, а денег недополучили

Накануне 25-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС демократические СМИ обсуждали вопрос о том, как «разминутся» на мероприятиях, посвященных этой дате, представители Евросоюза и президент «тоталитарной» Беларуси (страны, которая больше всех пострадала от чернобыльской аварии) Александр Лукашенко. При этом часто подчеркивалось, что ради благосклонности Европы к Украине пребывание белорусского президента на тех мероприятиях, где будут присутствовать должностные лица структур Евросоюза, «нежелательно».

В частности, не очень хотел видеть президента Беларуси Александра Лукашенко в Киеве на саммите по вопросам ядерной безопасности президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Этот еврочиновник заявил, что не поедет в Киев на международную конференцию по чернобыльским вопросам, если на ней будет присутствовать Александр Лукашенко, и, если в помещение, в котором он находится, войдет Лукашенко, то Баррозу это помещение покинет. Заинтересованность же украинских властей в благосклонности Баррозу и иже с ним на саммите по вопросам ядерной безопасности была прямой – деньги, обещанные на реализацию проекта строительства нового укрытия над аварийным реактором Чернобыльской АЭС. То, что на мероприятиях, посвященных годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, не будет главы государства, пострадавшего от этой аварии больше, чем все страны Евросоюза вместе взятые, по-видимому ни украинские власти, ни еврочиновников не смущало, поскольку в рамках сегодняшней общемировой «борьбы за демократию» Александр Лукашенко зачислен в разряд «недемократических» правителей.

В итоге дружбу с Беларусью решили продать, чтобы получить подачку от Евросоюза. Вот чиновники украинского МИДа и присвоили Александру Лукашенко статус нежелательного гостя на чернобыльских мероприятиях. Они же, скорее всего, и склонили политическое руководство Украины к тому, чтобы прогнуться перед Евросоюзом ценой ухудшения отношений с Беларусью. В итоге киевское руководство отозвало под давлением Еврокомиссии свое приглашение, направленное белорусскому лидеру на Киевский саммит по вопросам безопасного и инновационного использования ядерной энергии. При этом приглашение на 26 апреля 2001 г. непосредственно в Чернобыль (куда предстатели Евросоюза не собирались ехать) оставалось в силе.

Естественно, Александр Лукашенко счел для себя унизительным подстраиваться под евролакейскую позицию украинской дипломатии, и поэтому он не был не только на международной донорской конференции в Киеве 19 апреля 2011 г., но и на мероприятиях 26 апреля в Чернобыле, на которых вместе с президентом Украины Виктором Януковичем присутствовал российский президент Дмитрий Медведев.

Однако «продажа» дружбы с соседним государство и унижение перед Евросоюзом не помогли. На той конференции, на которую так старались не пустить Александра Лукашенко, чтобы угодить Баррозу, и где белорусский президент не присутствовал, на объект Укрытие были собраны всего 550 миллионов евро из запланированных 770 млн. евро. Притом сам факт того, что 550 млн. евро обещали выделить, еще не значит, что их немедленно выплатят: некоторые страны-доноры, в основном европейские, дали понять, что еще могут и передумать, так как «экономическая ситуация сложная» и т.п..

О своем отказе приехать в Чернобыль Александр Лукашенко высказался достаточно резко, но по существу. На вопрос журналистов, почему белорусский президент не поехал на Украину для участия в мероприятиях по случаю 25-й годовщины аварии на ЧАЭС, он ответил: «Вы задайте этот вопрос Януковичу, почему белорусский президент не присутствует на их мероприятии?

Это вы у них спросите. К сожалению, у нынешнего руководства Украины хватает "вшивости". Что касается таких козлов, как Баррозу и прочие… Кто такой Баррозу? Был какой-то Баррозу в Португалии. Потом его выгнали, устроили в Еврокомиссии или еще где-то. Поэтому я меньше всего смотрю, что там где-то вякнул какой-то европейский чиновник. Их там тысячи».

Так или иначе, дружбу с Беларусью – ближайшим соседом и важнейшим внешнеторговым партнером - украинские власти «продали» за 550 млн. евро, которых все рано не хватает на новый объект «Укрытие»

Такая политика унижения пред Западом и предательства дружбы с соседями в принципе может в перспективе дорого обойтись нынешним украинским властям. Не следует забывать , что Евросоюз не любит не только Александра Лукашенко – в свое время в 2004 г. поддержав оранжевый майдан он не дал стать украинским президентом и Виктору Януковичу. И в случае, если в один прекрасный момент в ЕС объявят, что нынешний Виктор Янукович подобно Муаммару Каддафи «недемократичный президент», – рассчитывать на поддержку ближайшего соседа – Беларуси – украинским властям будет трудно.

Кроме того, напомним: в прошлом году в Киргизии американцы и европейцы устроили «повторную цветную революцию», выгнали ставшего неуправляемым марионетку Курманбека Бакиева, который вопреки указаниям Вашингтона начал сотрудничать с Россией, и заменили его на свою «полную марионетку» Розу Отумбаеву. Бакиева приютил в Минске Александр Лукашенко. А вот приютит ли в случае чего Лукашенко в Минске у себя Януковича после того, что произошло, – большой вопрос.

Несостоявшаяся встреча трех президентов – Беларуси, России и Украины - в Чернобыле могла бы быть очень символичной. Долгое время именно Чернобыль был общей болью, общей бедой и общей судьбой трех стран, он больше объединял, а не разъединял. Такая встреча вполне могла войти в историю альтернативой Беловежскому сговору, развалившему СССР, которого, напомним, страшно боялись нынешние страны -члены ЕС.

Однако реально получился другой символ – бывшие республики разрушенной великой страны, стремясь «выслужиться» пред Западом, способны «отталкивать» друг друга, тем самым становясь еще слабей и еще зависимей. В Евросоюзе же бывших республик СССР, в отличие от прежней сверхдержавы, уже не боятся – их просто презирают, а если и дают какие-то подачки, то только ценой еще большего унижения и сдачи ближайших соседей и союзников.

Александр Лукашенко, пусть в резкой форме, назвал вещи своими именами. Тому, что попытки «выслужиться» пред Евросоюзом – бесперспективная политика, украинское руководство должно было научиться. За все время существования независимой Украины ЕС последовательно требует от Украины сдачи всех национальных интересов, в ответ ограничиваясь обещаниями. С деньгами на чернобыльское Укрытие в принципе может произойти то же самое. Ведь деньги были обещаны еще в 2001 г., когда закрыли Чернобыльскую АЭС. С тех пор Украина ждет и прогибается пред Европой –взамен получая лишь обещания.