Академик Павлов и святитель Лука

 

 

 

У академика Павлова, о котором опубликованы две статьи на канале, было одно заявление по религии и вере в Бога, основанное на его материалистической позиции в науке.

Академик некогда заявил, что религия есть инстинкт слабых людей, она нужна слабым людям для выживания в реальности.

Так ли это?

Можно ли, зная суровую историю египетского подвижничества первых веков христианства, назвать преп. Антония Великого слабым человеком? А Макария Великого или Евфимия Великого? Кто из нас, современных, выдержал бы хотя бы месяц в таком режиме жизни и опасностях?

 

Преп. Антоний Великий (фото из Яндекс Картинки)

 

Преп. Антоний Великий (фото из Яндекс Картинки)

 

 

А святого Симеона Метафраста, который преуспевал и на государственной службе, и в духовных вопросах, обладая колоссальной работоспособностью и в том, и в другом деле, можно ли назвать слабым?

А святого Максима Исповедника, умственно сильного гения, который мог преуспеть в политической карьере, но выбрал деятельность подвижника и богослова - можно ли назвать слабым? В своей жизни он прошел 10 летний опыт исихазма (суровой практики молчания), а затем вел суровую борьбу с ересью и испытал много лишений?

 

Преп. Максим Исповедник (фото из Яндекс Картинки)

 

Преп. Максим Исповедник (фото из Яндекс Картинки)

 

 

А преп. Сергия Радонежского, который в тяжелейших жизненных условиях, построил множество монастырей в России и воспитал немалое число подвижников?

 

Преп. Сергий Радонежский (фото из Яндекс Картинки)

 

Преп. Сергий Радонежский (фото из Яндекс Картинки)

 

 

А успешных купцов Льва Наголкина и Василия Муравьева, которые, бросив свое дело, выбрали путь подвижничества в Боге, стали преподобными Львом Оптинским и Серафимом Вырицким?

А святителя Игнатия Брянчанинова, который был вхож в императорскую семью, блестяще учился и закончил технический и военный ВУЗ, мог сделать прекрасную карьеру в любой светской области, но выбрал духовную стезю, тяжелый путь монашества и духовного просветительства?

 

Святитель Игнатий Брянчанинов (фото из Яндекс Картинки)

 

Святитель Игнатий Брянчанинов (фото из Яндекс Картинки)

 

 

Разве эти и многие другие люди веры и благочестия были слабы? Или не имели другого выбора, более простого и легкого в жизни? Верно, вопрос не в слабости человеческой, а в смысле, высшем смысле такого выбора.

Примеров, опровергающих названное выше утверждение академика, немало из жизни. Эти примеры показывают, что духовная подвижническая жизнь, ведомая верой Богу – не выбор слабых людей, а, напротив - мужественных, цельных и сильных.

Ведь даже синонимом слова "духовный" (человек) могут служить слова "мужественный", цельный", "нравственно крепкий", чистый сердцем от зла".

Выбор духовной стези не выбор в критериях сила – слабость по отношению к среде обитания и условиям реальности. Это выбор в системе: обыденный (плотский) и высший смысл бытия, где духовная деятельность есть высшая по смыслу для человека.

Здесь, к этому вопросу, уместна параллель самого ученого – академика Павлова, с другим, жившим в России в те же годы, ученым, врачом и святителем Лукой (Войно Ясенецким).

Эти два человека знали и уважали друг друга. Академик Павлов уважал святителя Луку за его мужество, убежденность, любовь к людям. Святитель Лука уважал академика Павлова за гениальный ум, мировые открытия и открытую гуманную гражданскую позицию, отстаивание ее.

Святитель Лука, даже написал письмо академику Павлову из туруханской ссылки, где отбывал свой срок, поздравляя его с 75 летним юбилеем и близящимся юбилеем 200 летия Российской академии наук в сентябре 1924 года. Святитель Лука называл ученого: «Мой брат во Христе». Вот строчки из его поздравления:

«Славлю Бога, давшего Вам столь великую силу ума и благословившего труды Ваши. Низко кланяюсь Вам за великий труд Ваш. И кроме глубокого уважения моего, примите любовь мою и благословление мое за благочестие Ваше, о котором до меня дошел слух от знающих Вас». (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): письма)

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (фото из Яндекс Картинки)

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (фото из Яндекс Картинки)

 

 

И Павлов ответил ему, поддержав его, как человека, подвергнутого антигуманным действиям. Такие действия всегда вызывали в академике большой протест: когда нарушались права и свободы человека, творилось варварство, недостойного того идеала человека, в который верил ученый и академик Иван Петрович Павлов и которому служил.

Вот ответ академика Павлова святителю Луке:

"Ваше преосвященство и дорогой товарищ! Глубоко тронут Вашим теплым приветствием и проношу за него сердечную благодарность. В тяжелое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих по-человечески, остается одна опора - исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван Павлов" (И.П.Павлов. Письма и переписки)

 

Академик И.П.Павлов (фото из Яндекс Картинки)

 

Академик И.П.Павлов (фото из Яндекс Картинки)

 

 

 

Академик был сторонник не варварского, не тоталитарного, не рабского, а гуманного, образованного и просвещенного общества. И проводил эти идеи, отстаивая их с кафедры. Власти не трогали его, как сокровищницу мировой науки.

Вот, например, что написал академик Павлов наркому здравохранения РФ Каминскому Г.Н. в 1934 году, на закате своей жизни (Павлову тогда было 85 лет):

" Думайте ли Вы достаточно о том, что многолетний террор и безудержное своеволие власти превращают нашу и без того довольно азиатскую натуру в позорно-рабскую?... А много ли можно сделать хорошего с рабами? Пирамиды? Да; но не общее истинное человеческое счастье". (И.П.Павлов. Письма и переписки)

А святитель Лука доказывал цельность и духовную крепость человека, верность Богу и Его заповедям, своими подвигами и страданиями в нечеловеческих условиях ссылок, в которых святитель провел в общей сложности 11 лет жизни. И не только в этом. Весь путь святителя Луки полон страданий, борьбы и побед во славу Божью и любви к людям.

Условия жизни святителя Луки в ссылках и тюрьмах требовали куда большей внутренней силы, чем у академика. Разве можно сравнить условия жизни ссыльного с условием академика, который был обеспечен всем и не испытывал давления властей?

Так можно ли, приложив слова академика Павлова к святителю Луке, назвать того - «слабым человеком»?

Может быть, напротив, духовная стезя, прокладываемая верой Богу - это сильный, глубокий мотив человеческой души к Богоугодной жизни, а следование ему - путь мужества?

Если хотите поделиться по теме - пишите в комментариях.

Мира и добра всем