Миф о сотворении, или библейские чтения субботним вечером

На модерации Отложенный

Библия – воистину великая книга, каждый может найти в ней своё. Правоверный христианин – пищу для духовных размышлений, учёный-историк – пищу для научных рассуждений, юморист – неплохой шанс повысить себе настроение после тяжёлого трудового дня.
Давайте сегодня отбросим вуаль серьёзности и обратим своё внимание на один из самых упоминаемых фрагментов Библии – на миф о сотворении мира и грехопадении Адама.
Кстати, интересно, что все знают, как всё это происходило, но мало кто читал первоисточник – от этого столько трагизма в изустном изложении событий.
Итак, Адам и Ева беззаботно проводили время в райском саду и думали, что это продлится вечно. Но, как известно, ничего постоянного в этом мире нет. Именно в этом мире, так как рай был на Земле, а не где-то за облаками – «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» - так говорит Библия.
Чтобы человек совсем не расслаблялся, библейский Бог запретил Адаму есть плоды с одного из деревьев, пригрозив ужасными последствиями:

«9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
...

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

Заметьте, что с древа жизни человеку есть пока не возбранялось – это вскоре нам пригодится.

После этого Бог сотворяет человеку (Адаму) помощника (Еву):


«18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
...
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].»

Далее на сцену выходит не коварный Сатана, а обычная маленькая скотинка – полевой змей. Откуда эта отсебятина о том, что людей соблазнил падший ангел – уму непостижимо, в Бибилии на сей счёт ни слова:

«1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.»

Как это мило и по-женски – среди рая посажено два дерева – древо жизни и древо познания добра и зла, но этим блондинкам недосуг разбираться в таких тонкостях – главное, что это запретное дерево где-то в центре композиции. Ну да ладно, тут важнее ответ несчастного простодушного змея:


«4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как Боги, знающие добро и зло.»

Тут убогая скотинка бесхитростно обвиняет своего творца во лжи («знает Бог... не умрёте») и выдвигает свой оригинальный прогноз развития событий. Возникает интрига: так кто же прав – Бог или змей полевой? Ева, как истинная женщина, не могла не выяснить всё до конца:


«6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.»

И каков же итог эксперимента? Оказывается, не в пользу Бога. Люди не умерли в тот же день, как он обещал («в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»), но, согласно прогнозам змея, стали-таки как Боги:

 «22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.»

Бедняга змей, за то, что осмелился по глупости сказать людям правду, понёс жестокую кару:

«14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.»

По прочтении этого захватывающего сюжета сами собой возникают вопросы:
1. Адам изначально всё-таки был смертен, раз Бог, дабы люди не обрели бессмертие, пошёл на крайние меры?:

«24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.»

2. Причём всё-таки здесь падший ангел по имени Сатана, если в первоисточнике говорится только о полевом змее?

3. Что всё-таки имел ввиду Бог, пугая Адама смертью за поедание запретного плода? Как-то, в дискуссии на одном из форумов, оппоненты-христиане высказали утверждение, что это была духовная смерть – Адам стал духовно мёртвым. Но если это так, то выводы напрашиваются весьма неприятные для почитателей Библии как свода божественных откровений. Логика рассуждений весьма проста, берём два утверждения и ставим их вместе:

а) Адам, отведав запретный плод, стал духовно мёртвым;

б) Адам, отведав запретный плод, стал подобен библейскому Богу («И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас…»)

… теперь соединяем всё это в одно: духовно умерев, Адам стал подобен библейским небожителям. Следовательно, эти самые библейские небожители тоже духовно мертвы. Заметьте, никакой отсебятины!

Ну вот... а давайте на всю эту запутанную историю посмотрим с другой стороны. Всё дело в том, что мы во многом невольно воспринимаем библейские сказания через призму устоявшейся веками христианской интерпретации. Попробуем эту самую призму отбросить, одновременно приняв предположение, что в Библии всё описано верно. Картина получается презабавнейшая! Итак, смотрите:

В Библии процесс сотворения всего сущего и существующего (светил и света, тверди, растений, рыб, птиц и животных) описан единожды, и лишь описание действа сотворения человека повторено дважды. Почему? Наверное, раз Библия верна, Бог создавал человека не единожды. В пользу этого утверждения говорит, например, тот факт, что первенец Адама и Евы Каин где-то умудрился найти себе жену и иметь от неё детей. Значит, к моменту изгнания Адама и Евы из Эдема какие-то люди уже на Земле были.

Вот описание первого творения человека:

«27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу;»

Обратите заодно внимание на то, что даже по Библии человеку было Богом предписано сугубо безубойное питание.

Далее наступил седьмой день творения – законный выходной, по-украински недiля. И уже затем Бог создал Эдемский сад и Адама из праха земного:

«7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.»

Заметьте, уже «не по образу и подобию своему», а «из праха земного»! Потом Адам какое-то время жил один, успев дать имена всем животным, населявшим Эдем. И только после этого была создана Ева:

«18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].»

Интересный момент по ходу развития событий: Адам и Ева были не просто муж и жена – это были самые ближайшие кровные родственники – плоть от плоти безо всяких примесей. Не отсюда ли такая тяга к кровосмешению у некоторых из тех народностей, которые издревле считают себя потомками этой весьма необычной пары?

Надо сказать, что Адам (да и Ева), видимо, были не совсем полноценным творением Бога. Трудно говорить наверняка в чём было дело, но факт в том, что Адам был создан один, без второй половины – чисто для работы в Эдеме садовником-смотрителем. Эдакий голем, созданный из праха земного. Ева появилась уже потом, в качестве помощника в работе – примерно как Крупская у Ленина. Вообще, по логике описания событий, если бы среди зверей и птиц нашёлся-таки достойный помощник, то Адам остался бы без Евы. Но не тут- то было. Ева появилась на свет, и с этим фактом надо было как-то мириться.

Дальше было самое интересное. Ева и Адам (именно в такой последовательности!) отведали запретный плод, и стали как Боги, ведающие добро и зло. То есть, говоря более современным языком, они приобрели способность различать человеческое и нечеловеческое, созидательное и разрушительное. На простой вопрос Бога, не ел ли случайно Адам запретный плод, взрослый Адам сдаёт свою Еву подобно ябеде в детском саду:

«11 И сказал [Бог]: ... не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел»

Интересно, правда? Его же не спрашивали: «кто тебе дал это?», его спрашивали ел он или не ел! Ева оказалась под стать своему супругу, тут же свалив всё на беднягу змея:

«13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.»

Вот вам и причина изгнания из рая Адама и Евы. Дело не в том, что они съели запретный плод. Невооружённым глазом видно, что райские люди, ведая добро и зло, выбрали именно второе, дружно сваливая с себя ответственность за совершённое деяние. При таком раскладе ни о какой вечной жизни речи, естественно, быть не могло:

«22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.»
Так что одна из возможных интерпретаций всех этих событий такова: Бог изгнал Адама и Еву из рая не за факт поедания запретного плода, а по причине их последующего недостойного поведения в отношении не только друг друга, но и змея, благодаря которому они стали подобны Богам, ведающим Добро и Зло.
Какой смысл Всевидящему Творцу задавать вопросы о том, ели люди тот или иной фрукт или нет? Это была проверка для умеющих различать, как они себя поведут дальше, что выберут – Добро или Зло. По итогам проверки Творец отправил их жить из ограниченного рая в большой мир, к людям на перевоспитание, к тем, кого он создал по своему образу и подобию. К тем, кто был подобен Богам по своему происхождению, а не по факту поедания какой-либо пищи.
Человечество пополнило свои ряды первыми в истории эгоистами, коим в качестве трудотерапии было прописан нелёгкий крестьянский труд «возделывать землю». И, перефразируя «Манифест» Карла Маркса, можно сказать, что именно с тех самых древних пор «вирус бродит по планете, вирус эгоизма». Может быть Адам и его потомки таки смогут научиться у этих людей жить, выбирая человеческую сторону - Путь Добра и созидания, любви и торжества жизни? Возможно... только процесс оказался весьма длинным и непростым, об этом свидетельствует дальнейшее библейское повествование о всевозможных деяниях потомков Адама и Евы, которые трудно объяснить с точки зрения человеческой этики. Но эти сюжеты лежат за рамками данной статьи.