Что собой представляет предлагаемый Военный Совет в Сирии?

На модерации Отложенный

Военный источник, близкий к бригадному генералу Манафу Тласу, сообщает, что более 1400 офицеров готовы сформировать временный военный совет – предложенный вариант переходного периода в Сирии.
После приостановки переговоров Конституционного комитета в Женеве более чем на год и три месяца, на протяжении которых состоялись пять неудавшихся встреч, и в свете продолжающейся в Сирии подготовки к президентским выборам, все чаще стали звучать призывы к формированию совместного военного совета между представителями официального Дамаска и оппозицией во главе с бригадным генералом Манафом Тласом, сыном покойного министра обороны Мустафы Тласа, который возглавил бы страну на переходном этапе.
Соратник генерала Тласа подполковник Ахмед Аль-Канатри подтвердил, что более 1400 дезертировавших из армии сирийских офицеров всех рангов и специальностей из всех регионов Сирии потребовали создания временного военного совета во главе с бригадным генералом Манафом Тлассом, поскольку он является наиболее приемлемой фигурой среди большинства сирийского народа и способным объединить большую часть людей всех конфессий, что закреплено в обращении, распространенном офицерами, в котором разъяснялась формула формирования совета, его рабочий механизм и его задачи.

Подполковник пояснил, что обращение появилось после того, как политические партии не смогли достичь компромиссного соглашения, приемлемого для всех сторон, Военный совет должен существовать бок о бок с политическим советом, который должен быть сформирован на основе национальных правил и оба совета будут функционировать как переходный руководящий орган, который обеспечивает соответствующие условия на этапе переходного правительства, пока не будет создано гражданское демократическое правовое государство.

Он сказал, что реакция на данный проект со стороны международного сообщества ограничивается приветствием, отметив, что проект военного совета не предусматривает создание правящей военной платформы, скорее это проект, связанный с параллельными проектами в Женеве и Астане, по которым существует международная договоренность. По его словам, кандидаты в члены Военного совета будут согласовываться между сторонами сирийского конфликта и международным сообществом. Кроме того, основной задачей переходного совета на первом этапе станет возвращение дезертировавших офицеров, которые составляют значительную часть специалистов разных рангов, необходимых для создания нового сирийского государства.

В настоящее время Сирии нужны другие варианты на текущих международных направлениях урегулирования проблемы (треки Женевы и Астаны), чтобы сдвинуть с места колесо международного содействия урегулированию, застрявшее на этих направлениях, а также продвинуть сирийский национальный диалог на более качественный уровень, где будут обсуждаться новые варианты в рамках этих направлений.
Среди этих вариантов - Военный совет, как вариант, который повышает значимость текущих пропозиций, поскольку устраняет основные препятствия на пути продвижения «сирийской темы», застрявшей в Женеве и Астане. Этими основными проблемами являются проблема президентства и проблема военного истеблишмента, поскольку влиятельные страны, участвующие в решении сирийского кризиса, а также стороны конфликта внутри страны, работающие над созданием новой конституции, расходятся главным образом в этом аспекте, ставятся под сомнение полномочия нынешней сирийской армии, как субъекта консенсуса между сторонами сирийского конфликта, и полномочия действующего главы государства Асада, как президента (институт власти), кандидатура которого согласована теми же сторонами.

Проект Военного совета способствует решению этой проблемы путем реорганизации военного ведомства, что будет способствовать достижению договоренности между сирийскими сторонами о функциях нового военного ведомства (борьба с терроризмом - защита переходного этапа - содействие в написании конституции - поддержка переходного руководящего органа в Сирии и предотвращение политического перехода в пользу одной сирийской стороны по отношению к другой).

Вопрос легитимности

Речь идет об Уставе Организации Объединенных Наций, касающемся национального суверенитета и территориальной целостности Сирии, а также о Международной резолюции 2254 и приложениях к ней относительно политического урегулирования затянувшегося кризиса, учитывая, что проект не направлен на создание военного правительства в Сирии (хунты в классическом смысле этого термина), а скорее на разработку сирийских действенных инструментов для выполнения Резолюции 2254 со всеми ее положениями, а также для выполнения на международном и местном уровнях положений самой этой Резолюции.

Опять военные у власти?

Существует несколько вариантов состава этого совета и те, кто работает над проектом этого проекта, как на мировом, так и на местном уровнях, открыты для рассмотрения любых сценариев, связанных с ним. В настоящее время приоритетом является работа над разработкой альтернативных вариантов, которые улучшили бы условия для политического урегулирования в Сирии и уменьшили бы издержки вооруженного конфликта. Вот почему Совет полагается на обсуждении будущего этапа между сторонами сирийского конфликта, а также консультации с заинтересованными в Совете странами, чтобы сформулировать механизм представительства, который не исключает ничьих интересов и в то же время обеспечит независимость армии, как силового института, от влияния политических фракций и политических фигур, а также преобразование военного института в ядро, где будут представлены потребности сирийского народа, всех его составляющих на всей территории государства.

Кроме того, Военный совет обеспечит создание прочных союзов со странами, имеющими стратегические интересы в Сирии, и предоставит гарантии соседним странам в том, что касается интересов их национальной безопасности и приступит к восстановлению гражданского мира в Сирии.

Реакция мировой общественности

Все страны, участвующие в решении сирийского конфликта, в том числе и союзники официального Дамаска, согласны с тем, что попытки, предпринимаемые для решения этого конфликта, завели ситуацию в окончательный тупик, что очень дорого обходится не только самому сирийскому народу, но и странам, участвующим в его урегулировании (спонсорам режима), будь-то сторонники оппозиции или сторонники режима. Именно поэтому данный проект рассматривается как возможность для международного диалога касательно перезапуска проекта на международном уровне, но требует отдельного диалога с различными субъектами сирийского вопроса, однако, первая реакция в отношении проекта по-прежнему ограничивается приветствием любой инициативы, которая устраняет тупиковую ситуацию в сирийском досье. Кроме того, нынешняя стратегия новой администрации США, а также пандемия коронавируса вынуждают страны переходить к политическим подходам, которые предусматривают смягчение конфликтов на Ближнем Востоке, где сирийский конфликт считается одним из наиболее серьезных проблем в данном регионе.



Вопрос о Военном совете на некоторых платформах поднимается неправильно и преподносится как власть военных в Сирии при международной поддержке, где политическая деятельность откладывается на более поздний этап. Это не совсем так, Это неточно, поскольку предлагаемый военный совет является частью переходного руководящего органа, утвержденного в Женеве, и является исполнительным инструментом, поддерживающим переходный руководящий орган, а не заменяет его, так как переходный руководящий орган не может выполнять основные функции и задачи, связанные с обеспечением безопасности сирийских территорий, выводом иностранных военных формирований, обеспечением функционирования государственных институтов, не может обеспечить свободу действий политических платформ в переходный период без контролирующего и объединенного военного органа, который гарантирует соблюдение сирийской конституции на всей территории государства, гарантирует целостность сирийских территорий, а также гарантирует, что переходный этап не подвергнется угрозе со стороны какой-либо стороны.

Есть разница между проектом Военного совета как комплексным проектом, и рассмотрением кандидатур, потому что это более продвинутая стадия, обсуждать которую еще рано. Текущая цель состоит в том, чтобы убедить действующие стороны в самом проекте военного совета, кандидатуры в состав которого будут обсуждаться позже.

Будущие кандидаты в состав военного совета должны пользоваться доверием как со стороны всех сторон конфликта внутри страны, так и со стороны международных игроков, и соответствовать стандартам, гарантирующим надлежащее функционирование военного совета. В задачи военного совета будет входить обеспечение безопасности и защита институтов сирийского государства и сирийского народа. Военный совет не будет платформой для продвижения людей, аффилированных с другими странами или связанных с отдельными сирийскими сторонами, напротив, в него войдут те, кто сможет обеспечить эффективность совета в намеченных ним начинаниях – технократы и профессионалы, не зависимо от их этнической или конфессиональной принадлежности.

Исключения.

Проект Военного совета – это не платформа военного управления, а скорее проект, связанный с параллельными проектами в Женеве и Астане, по которым существует международное соглашение (об этом говорили еще в начале этой записки), а также он связан с механизмом мониторинга, который будет использован Организацией Объединенных Наций и отличается высокой прозрачностью по отношению к сирийскому народу. Результаты мониторинга будут обсуждаться своевременно

Новые лица

Главным условием для избрания в состав Военного совета остается наличие консенсуса между внутрисирийскими и международными игроками в отношении каждого из кандидатов, потому что без этого консенсуса у военного совета не будет полноценных исполнительных инструментов. Это главный критерий, а не политическая позиция, поскольку вполне естественно, что некоторые имена будут отвергнуты сирийским обществом из-за их причастности к преступлениям или ассоциации этих имен с нарушениями и преступлениями, предусмотренными международным правом, в частности военными преступлениями. Естественно, внимание будет уделяться специализации (квалификации) и возможностям этих военных для выполнения задач, которые будут перед ними ставиться, потому что это будет совет со специализированными функциями, который не будет занимать какую-либо политическую позицию, поэтому критерии отбора кандидатов должны быть соответствующими.

Задачи…

Основными задачами переходного совета на первом этапе являются возвращение дезертировавших офицеров, образование и опыт которых необходимо для строительства государства. Количество перебежчиков составляет тысячи, кроме того, существование воинских формирований, действующих на стороне разных сирийских сторон, требует наличия профессионального механизма их интеграции и реабилитации и это могут сделать только лица, специализирующиеся в этой области.
Кроме того, проблема также в самой личности Башара Асада, отстранение которого, наряду с реорганизацией военного ведомства, устранят основные препятствия на пути к возобновлению встреч в Женеве, будут способствовать обеспечению устойчивого прекращения огня и написанию (составлению) конституции, выведению с территории Сирии иностранных военных формирований, восстановлению военного и силового ведомств, освобождению задержанных и поиску информации о пропавших без вести, восстановлению политической деятельности в соответствии с новой редакцией Конституцией.

Инициатива национального возрождения (HRI) - Пресс-релиз - Военный переходный совет — Сирия.

Результатом дискуссий и дебатов по поводу формировании временного военного совета во главе с бригадным генералом Манафом Тлассом явилась Инициатива возрождения нации, согласно которой передача политической власти в Сирии будет происходить в безопасной, нейтральной и стабильной обстановке.

Инициатива возрождения нации предусматривает следующее:

Сохранение курса на политическое решение сирийского кризиса, зафиксированное Женевской декларацией 2012/1 и другими международными резолюциями, касающимися политического решения, в частности резолюциями Организации Объединенных Наций 2118/2013 и 2015/2254, которые предусматривают передачу политической власти через переходный руководящий орган, обладающий всей полнотой исполнительной власти, который будет руководить страной в переходный период, во время которого будут сформированы следующие государственные институты: переходное правительство - комиссия переходного правосудия - комиссия по восстановлению страны — комиссия по вопросам задержанных и насильственно похищенных лиц - переходный высший судебный совет - переходный военный совет, который гарантирует безопасную и стабильную обстановку в стране, предотвратит распространение хаоса, обеспечит сохранение безопасности и укрепление уверенность среди граждан, а также обеспечит сохранение единства и суверенитета Сирии, территории и народа. Помимо этого, военный совет будет руководить всеми военными операциями по защите границ и борьбе с терроризмом и экстремизмом, защищать граждан и их собственность, реструктурировать и строить военные институты на национальной основе, защищать инфраструктуру, государственные институты и национальные ресурсы, обеспечивать всеобъемлющее прекращение огня и обеспечивать достижение политического перехода власти от нынешнего авторитарного режима к демократической, плюралистической системе правления, отвечающей чаяниям сирийского народа на свободу, достоинство, справедливость и безопасность.

Выступая с Инициативой возрождения нации, мы руководствовались задачами Переходного военного совета, исходя из условий, в которых Сирия сегодня живет. Мы подчеркиваем значимость и поддерживаем этот совет, осознавая ту важную роль, которую в рамках переходного руководящего органа в соответствии с международными решениями, относящимися к политическому решению передачи власти в Сирии.

Инициатива возрождения нации.

28.02.2021