Мобилизация промышленности Российской Империи и преодоление "снарядного голода" в Первой Мировой

Многие в качестве доказательства якобы отсталости промышленности Российской Империи во время Первой Мировой войны приводят так называемый снарядный голод 1915 года, когда, действительно, артиллерии не хватало снарядов для ведения боевых действий. Да вот только при этом забывают указать, что снарядный голод был в целом преодолён в 1916 году за счёт масштабной мобилизации промышленности.

Для преодоления «снарядного голода» требовалась мобилизация промышленных возможностей России, причем не только предприятий традиционно существовавших в стране тяжелой и металлообрабатывающей промышленности. Пришлось сильно развивать и химическую. До войны около 50% всех добываемых химическим путем продуктов приходилось ввозить из-за границы. Уже в начале 1915 года выяснилось, что потребности фронта в порохе в 20 раз превышали возможности 3 имевшихся в России пороховых заводов.

Снарядный кризис можно с тем же основанием назвать и зарядным. Имевшиеся в Империи 38 сернокислотных заводов уступали германским по мощности. В результате работ Химического Комитета под руководством ген.-л. акад. В.Н. Ипатьева с февраля по октябрь 1915 г. производительность казенных заводов, производивших взрывчатку, увеличилась более чем в 2 раза, частных – более чем в 50 раз. В кратчайшие сроки производство взрывчатых веществ в России выросло в 33 раза, со 100 до 3300 тонн в месяц.
К осени 1916 г. в распоряжении Комитета работало около 200 заводов, производивших не только различные виды взрывчатки, но и отравляющие Вещества – хлор, фосген, хлорпикрин, причем не только для газобаллонных атак, но и для снарядов.

Значительные усилия Химического комитета и Главного Артиллерийского управления под руководством ген-л. А.А. Маниковского привели к тому, что к весне 1916 г. «снарядный голод» был в целом преодолен. Если за первые пять месяцев 1915 года армия тратила по 311 тыс. снарядов, а за тот же период 1916 года по 2 229 тыс., то при учете значительного расхода снарядов в осенне-летних боях, русская полевая артиллерия все же смогла вступить в 1917 год с запасом в 3 тыс. снарядов на трехдюймовое полевое и в 3,5 тыс. снарядов на горное орудие того же калибра. Их запас к концу 1916 года составил 16,3 млн., а производство – до 3,5 млн. в месяц. Его даже начали постепенно сокращать, так как оно с лихвой перекрывало потребности фронта – до 2,4 млн. снарядов в месяц. Но разгон был велик и к апрелю 1917 года боезапас составил уже 4 тыс. снарядов на трехдюймовое орудие.

Источники: Источники: Михайлов В.С. Очерки по истории военной промышленности, Барсуков Е.З. Артиллерия русской армии.
Найдено здесь: https://vk.com/nabat_utrachennogo?w=wall-177037422_28631
Комментарии
хлорпикрин в снарядах в 1916 году - это где-то по ведомству "в стране постепенно роосло производство оружия - например, запущены были два завода по производству топоров для дивизий ополчения".
Чисто слшучайно - обстреливать батареи противника снарядами с слезоточивым газом хлорпикрином, чтобы они не могли стрелять - ДОВОЕННАЯ концепция, которая после изобретения противогазов оказалось совершенно бесполезна.
И кстати - книга самого что ни есть белоэмигранта Головина "Военные усилия России в мировой войне" есть немало страниц, которые смотрят на здешнгие откровения как на говно. Россия воевала не против Германии. а против трех стран - Германии, Австрии, Турции. И все эти пафосные цифирки показывают. что в стране из полного отсутствия снарядов - благодаря ломовым заказам у частных производителей - удалось довести дело до "некоторый недостаток" Особенно если учесть, что частник драл за каждый снаряд втрое-вчетверо больше, чем госзаводы, поэтому не могли ему заказать столько снарядов сколько могли бы сделать госзаводы, если бы могли повысить производство - и об этом белая эмиграция писала не скрываясь.