Шедевры и история ювелира Павла Овчинникова
На модерации
Отложенный
В конце 19-начале 20 века, в золотой (простите) период русского ювелирного дела, на небосклоне рынка сиял не только Карл Фаберже. Не менее великой, пусть и со склонностью к византийской пышности, была московская фирма Павла Овчинникова. Вот несколько её шедевров.
Молочник в виде кринки. Серебро; литье, золочение, резьба, чернь, канфарение. Фирма П.А. Овчинникова, Москва, 1875 год. © Музей «Собрание» Давида Якобашвили, Москва
Павел Акимович Овчинников родился в 1830 году в селе Отрадном Московской губернии, в семье крепостных крестьян (!) Светлейший князь Григорий Волконский, владевший ребёнком, оценил его таланты к рисованию: в 12 лет Пашу отправили в Москву учиться ювелирному делу.
Оказалось, что Овчинникова надо было только допустить до золота — дальше успехи завертелись по нарастающей. В 1850-м талантливый юноша получил вольную и тут же удачно женился; приданое в 1000 рублей Павел потратил на открытие своей мастерской; в 1854-м это уже была фабрика золотых и серебряных изделий с годовым оборотом в 1,5 миллиона рублей (1 кг хорошей пшеничной муки тогда стоил 6 копеек, для масштаба).
Блюдо, серебро, эмаль; литьё, чеканка, скань, гравировка, золочение. Фирма П.А. Овчинникова, Москва, 1889 год. © Государственный исторический музей, Москва
Фирма Павла Овчинникова производила и ювелирные шедевры, и предметы быта: посуду, письменные приборы, ларцы, альбомы, портсигары. Продукция получала золотые медали международных выставок, а сам Павел Акимович — награды Российской империи (пять орденов) и других государств мира (Австрии, Бельгии, Франции).
С 1865-го фирма — Поставщик Императорского двора, с 1878-го — также поставщик Двора великого князя Михаила Николаевича.
Икона «Богоматери божественное чрево». Серебро, жемчуг, эмаль, бархат, дерево, темпера, левкас; чеканка, скань, золочение, шитьё жемчугом. Фирма П.А. Овчинникова, Москва, 1884 год. © Государственный исторический музей, Москва
Несколько отборных вещей фирмы Павла Овчинникова можно увидеть на выставке «Фаберже и придворные ювелиры России» в Государственном Историческом музее в Москве. Если вы в столице — поторопитесь, выставка закрывается 14 февраля.
Вот от этой, например, стопы на подносе 1887 года (28 см высотой, с надписью «Отъ Государя Наследника Цесаревича Принцу Персидскому Рукнадину Мирзе») захватывает дух. Вычурно, может быть — за окном в тот момент разгорается модерн, напомню.
Стопа на подносе, серебро, эмаль; чеканка, скань, канфаренье, живописные оживки, гравировка, золочение.
Размер: 28,5×11,8×11,8 см. Фирма П.А. Овчинникова, Москва, 1887 год. © Государственный исторический музей, Москва
Но это не столько дань местной моде на высокий «русский стиль», сколько увлечение и плод научно-исследовательской деятельности Павла Акимовича: он восстанавливал старую московскую ювелирную школу, забытую ещё в XVII веке. Эмаль, чернь, техники, орнаменты.
Рядом с московской фабрикой Овчинников построил двухэтажное училище ювелиров: внизу — учебные мастерские, наверху общежитие на 130 студентов. Обучение длилось пять-шесть лет; такого количества мастеров, владеющих древнерусскими техниками, столица не видела столетиями.
Пладеменаж, настольное украшение, Серебро, стекло; литье, эмаль выемчатая, резьба, просечка, золочение. Фирма П.А. Овчинникова, Москва, 1875 год. © Музей «Собрание» Давида Якобашвили, Москва
Фирма, конечно, делала не только «живописные оживки». Взгляните на этот пладеменаж 1875 года из музея «Собрание» Давида Якобашвили. Я, честно, вообще не знал, что на свете есть пладеменажи.
Изначально это — многоуровневая конструкция, на которой ваза для фруктов или сладостей, ароматницы, солонки, ёмкости для специй, подсвечники. А безудержные французы в XVIII веке сделали из такого подноса искусство, центральное украшение стола, «сюрту-де-табль» (простите ещё раз).
Ваза для конфет, серебро; литье, чеканка, золочение. Фирма П.А. Овчинникова, Москва, 1893 год. © Музей «Собрание» Давида Якобашвили, Москва
Когда в 1888 году Павел Акимович умер, дело подхватили крепкие сыновья (Александр, Михаил, Николай, Павел); в ассортименте фирмы появился и модерн — вот, например, каноническая серебряная вазочка для конфет с птицами из того же «Собрания».
Интересно было бы понаблюдать, как бы всё дальше развивалось. Была бы у нас своя Tiffany, это определённо. Но в 1917-м фирма погибла.
Ювелирная коробочка, размер 4,5×6,5×6,7 см. Эмаль, золото, топаз, сапфиры, бриллианты. Фирма П.А. Овчинникова, Москва, начало 20 века. © Королевская коллекция, Великобритания
А слава её ещё долго гремела за железным занавесом. Вот крохотная коробочка с топазом от фирмы Овчинникова. Неизвестно, когда она была произведена, но английской королеве-консорту Марии Текской, судя по записям в архивах Королевской коллекции, она досталась в 1928 году.
Комментарии
А это красота иного рода.
Комиссар, представьте, я сервирую стол к какому-то приятному событию. У меня чудесная белоснежная скатерть, такие же салфетки, ваза с цветами и я расставляю гостям тарелки, которые на рис.2. ставлю маленькие ювелирные шкатулки-солонки (я так хочу). Почему бы и нет?) И это для близких, а не для посторонних людей.
Комментарий удален модератором