Укравших ядерные секреты Америки выдала лишь случайность
70 лет назад, 6 марта 1951 года в США начался судебный процесс, ставший одним из символов Холодной войны. Супруги Розенберг возглавляли целую группу, которая передала в СССР секреты американской ядерной бомбы. Какая цепь случайностей помогла выйти на Розенбергов американской контрразведке и почему этот процесс сейчас в США предпочитают не вспоминать?

Общая канва того, что в юриспруденции называется событием преступления, в целом известна. Тем более, что большая часть материалов по делу Розенбергов в США рассекречена, а ключевые фигуры с советской стороны также известны и даже популярны (например, Павел Судоплатов и Александр Феклисов).
Джулиус Розенберг родился в Нью-Йорке в семье еврейских выходцев из Российской империи. Он хотел стать раввином, но затем принял решение получить более приземлённую профессию и выучился на инженера-электрика. В 1940 году он поступил на работу в НИИ американских войск связи в Форт-Монмуте (штат Нью-Джерси). В 30-х годах прошлого века марксистские взгляды были модным увлечением, а Советский Союз многим казался сказочной страной мечты. Молодой инженер начинает посещать «Лигу молодых коммунистов», где знакомится со своей будущей женой Этель Грингласс. Как и Джулиус, Этель не реализовала свою детскую мечту: она хотела петь и выступать на Бродвее, но стала обычной секретаршей.
В 1942 году на молодую пару в «Лиге молодых коммунистов» обратил внимание Семён Семёнов (Самуил Таубман), кадровый советский разведчик, талантливый физик, один из основателей советской научно-технической разведки. Семёнов фигура уникальная. Выходец из бедной еврейской семьи в Одессе, он был направлен на работу в НКВД по комсомольской путёвке. А в США попал совершенно легально: он учился в знаменитом Массачусетском технологическом институте по программе обмена, получил степень магистра технических наук и был назначен в Амторг на должность старшего инженера. Эта позиция позволяла ему свободно путешествовать по США под видом закупки оборудования.
К 1942 году Семёнов и его люди управляли в США сетью из 28 агентов, из которых 22 курировал он лично (остальные числились за Гайком Овакимяном). 11 человек поставляли данные по химии и бактериологии, 6 по радиооборудованию, пятеро по авиации. По личному заданию руководителя советской разведки Павла Фитина, Семёнов получил и переправил в СССР первый штамм пенициллина, считавшегося тогда стратегическим военным материалом. Он первым получил информации о том, что Энрико Ферми в металлургической лаборатории Чикагского университета осуществил первую успешную цепную реакцию.
Сообщил Семёнову об этом друг Ферми Бруно Понтекорво, впоследствии перебежавший в СССР.
Семёнов легко завербовал Джулиуса Розенберга. Одним из аргументов для вербовки был тот, что во время войны союзники не делятся с СССР важной информацией. Впоследствии Розенберг уже сам использовал этот довод для вербовки своего шурина - младшего брата Этель Дэвида Грингласса.
В 1944 году Семёнов почувствовал за собой слежку и эвакуировался в СССР. Розенберги и их собственная сеть перешли под кураторство Александра Феклисова. Именно Феклисов признан сейчас как главный куратор «атомного проекта» советской разведки.
Судьба Семёна Семёнова сложилась трагично. Он был направлен в Париж, где добыл тонны разнообразных научных материалов - от разработок Института Пастера до авиационных технологий. Но долго находясь за границей, он оторвался от внутрисоветских событий. Предоставляя в Москву обширный массив материалов по кибернетике, он не знал, что она объявлена «лженаукой». В результате он получил выговор и был отозван в Москву. Всё это наложилось на кампанию по «борьбе с космополитами», и после нескольких доносов подполковника разведки уволили из МГБ без права на пенсию.
Семёнов оказался без средств к существованию. В СССР увольнение из органов безопасности не по выслуге лет или по собственному желанию было «волчьим билетом». Выдающийся разведчик едва устроился кочегаром на текстильной фабрике. Сотрудники разведки собирали ему деньги на жизнь. С большим трудом его устроили переводчиком научно-технической литературы в издательство «Прогресс». Только в 1972 году по распоряжению Андропова Семёну Марковичу вернули звание подполковника в отставке и назначили пенсию в 120 рублей. Скончался он в 1986 году.
В 1945 году Джулиуса Розенберга уволили из армейского НИИ, поскольку до американской контрразведки наконец-то дошло, что он активно участвовал в работе коммунистических ячеек. Но он уже успел создать собственную агентурную сеть, в которую помимо Дэвида Грингласса входили Джоэль Барр, Уильям Перл, Альфред Сарант и Мортон Собелл.
Феклисов в своих мемуарах утверждал, что Розенберг передал ему тысячи документов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», а однажды принёс целый неконтактный взрыватель. Такие предназначались для ракет ПВО. При этом сам Розенберг уже не имел доступа к секретной информации, но он аккумулировал работу своей агентуры. Некоторые материалы были просто неоценимы.
Комментарии
Они сгорели на электрическом стуле.
Американское правосудие даже не пыталось быть милосердным. Единственная уступка, на которую оно пошло, - так это то, что казнь состоялась не в еврейскую субботу.
Для евреев Юлиуса и Этель Розенбергов это было важно.
Но еще важнее было то, что они умирали, сохраняя преданность друг другу и своим идеалам.