Страсти по братьям вне разума. "Научно мыслящая" образованщина в ожидании контакта..

На модерации Отложенный

      До чего ж чудесные профессии бывают!!! Alien searcher (специалист по поискам внеземных цивилизаций). Синекура! Знай себе, жирные бюджеты осваивай безо всякой отчётности по результатам. Наслаждайся доступом к лучшему в мире оборудованию, сигналы посылай, да не забывай время от времени будоражить научно мыслящую общественность воплями о только что полученных сигналах "с высокой степенью вероятности искусственного происхождения". Попы, политологи, психологи, психоаналитики, борцы за социальную справедливость с глобальным потеплением и прочими астероидами нервно курят в сторонке. Мне вот только непонятно, а чего именно так инфантильно ждёт от долгожданных инопланетян прогрессивная общественность планеты? Что кто-то прилетит с душой нараспашку и порешает наболевшие проблемы человечества? 

     Новейшая история вопроса такова: к середине ХХ-го века в среде научно мыслящей общественности возобладала точка зрения о ненужности такого понятия, как «Бог» для объяснения Вселенной. В 1966 году американский астроном Карл Саган сформулировал два критически важных условия для существования внеземной жизни: наличие пригодной для жизни планеты у звезды солнечного типа и правильное расстояние между ними (зона Златовласки). Расчёты вероятности давали обнадёживающие результаты: во вселенной должно быть примерно октиллион планет (это единица с 24 нулями), а пригодных для жизни – что-то около септиллиона (единица с 21 нулем). В припадке общественного энтузиазма от таких расчётов в 1959 году был запущен целый ряд дорогостоящих частных и государственных программ по поиску внеземных цивилизаций под общим названием S.E.T.I. (Search for Extraterrestrial Intelligence). 

     С учётом большой расчётной вероятности научно мыслящая общественность с нетерпением ожидала скорого успеха в обнаружении братьев по разуму. Мировое пространство прослушивалось при помощи обширной сети радиотелескопов в поисках сигналов, которые были бы неслучайными и хоть как-то напоминали бы кодированную информацию. Но вселенная оглушительно молчала. В 1993 году Конгресс США лишил программу финансирования, но поиски продолжались за счет частных фондов с тем же, впрочем, нулевым результатом. 

     Но по мере увеличения знаний о реалиях нашей Вселенной страсти по инопланетным братьям поутихли. Было установлено, что для существования жизни необходимо сочетание гораздо большего количества факторов, чем их насчитал гламурный Саган. Два его параметра с течением времени умножились до 50. А количество планет, которые можно было бы причислить к условно пригодным для жизни, упало с септиллиона до нескольких тысяч, и на этом падение не остановилось. 

Разберёмся. 

На сегодняшний день самым научно обоснованным предположением является так называемая гипотеза уникальной Земли. Она же и самая непопулярная в научном мире. От этой гипотезы с удовольствием бы отказались. Она хоть и не выходит за пределы эволюционной теории, но всё-таки сводит к полным нулям весь тот слюнявый энтузиазм от ожидания встречи с мудрым инопланетным разумом, которым прямо таки пузырится современная эволюционная «наука» вместе с воспитанной в её духе радужно-крикливой интеллигенцией. 

     Гипотезе уникальной Земли никогда не стать господствующей теорией, однако непреодолимая сила свидетельствующих в её пользу наблюдаемых обстоятельств не позволяет её игнорировать. В соответствии с этой гипотезой, земная многоклеточная жизнь является уникальным феноменом во Вселенной по причине исключительности условий появления планет земного типа. Гипотеза утверждает, что возникновение сложных форм жизни на Земле стало возможным только в результате целого ряда невероятных совпадений.

Например, в спиральных витках галактики содержится много сверхновых звёзд, гамма-радиация от которых исключает развитие высших форм жизни. Наша Солнечная система

движется по особенной орбите внутри Млечного Пути, представляющей собой почти идеальную окружность с таким радиусом, который обеспечивает ей ту же скорость, что и

скорость ударных гравитационных волн, формирующих спиральные рукава галактики. Земля двигалась между спиральными рукавами Галактики на протяжении сотен миллионов лет, или 3 полных галактических года, то есть практически всё то время, в течение которого на Земле, по эволюционным представлениям, развивались высшие формы жизни. Ещё один элемент – Луна. Появиться она могла в результате столкновения Земли с планетой сопоставимого размера примерно 4,45 миллиарда лет назад. Это могло произойти только под определённым углом, чтобы не уничтожить Землю прямым столкновением и, в то же время, не допустить простого рикошета от неё в случае слишком пологого угла встречи. 

     Гравитационное влияние Луны стабилизировало колебания земной оси, которые, в противном случае, были бы намного больше и привели бы к радикальным изменениям климата с периодическим уничтожением развивающейся жизни. Кроме того, в соответствии с гипотезой, лунная гравитация могла способствовать разогреву ядра Земли до расплавленного состояния, в результате чего у Земли возникло магнитное поле, которое сильно снижает воздействие солнечного ветра на планету. Смешно звучит, но фанатично верующие в инопланетян ждуны в ответ не нашли ничего лучшего, кроме как обвинить оппонентов в углеродном шовинизме, попирающем права на

существование космологических меньшинств, т.е. принципиально отличных от земной форм жизни. Таков уровень научных дискуссий в области современной космологии. 

     Тут возникает возможность и необходимость удивиться степени учёности самого Карла Сагана.

Во-первых, он прекрасно знал о так называемом парадоксе Ферми. Этот парадокс Энрико Ферми озвучил в форме вопросительного удивления «Ну и где же они все?». Этот вполне уместный вопрос был задан учёным в ходе частной беседы с его коллегами Эдвардом Теллером, Эмилем Конопински и Гербертом Йорком в ответ на утверждения последних о том, что во Вселенной просто обязано находиться неисчислимое множество технологически продвинутых цивилизаций.

      К проблеме невозможности внятного ответа на этот вопрос Саган подошёл радикально. Он попросту заявил, что такой беседы никогда не было, она полностью вымышлена, а значит, и мерзкий вопрос не задавался. А нет вопроса – не нужно и ответа. Всё как у Геккеля: если нужных жаберных щелей у зародышей нет, так будут. Подрисуем.

И Саган – энтузиаст того же пошиба: раз нет нужного ответа, то и вопроса такого нет и, прошу заметить, никогда и не было. Спасибо Эрику Джонсу, который провёл специальное расследование и восстановил время и обстоятельства той встречи, заручившись свидетельствами всех трёх собеседников Ферми, а также тех, кто мог быть рядом или просто присутствовать в тот момент в столовой персонала лаборатории, где этот разговор имел место произойти.

Сам Саган, насколько известно, никак больше на эту тему не высказывался. 

     А во-вторых, Саган написал диссертацию о происхождении жизни под руководством Гарольда Юри. Того самого Юри, аспирант которого, некто Стэнли Миллер, однажды «создал жизнь». Содержание диссертации мне неизвестно, но можно предположить, что он там мог понаписать... Во всяком случае, одно это уже вызывает подозрения в научной полноценности трудов Сагана. 

     Но со временем даже самые горячие энтузиасты поиска братьев по разуму проблему признали. В связи с ростом числа (на сегодня – около 200) параметров пригодности для жизни, вероятность существования хоть кем-нибудь обитаемой планеты приобрела отрицательный характер. Другими словами, во Вселенной нет, и не могло появиться пригодных для жизни планет, включая Землю. В соответствии с теорией вероятностей, нас попросту не должно быть.

Но мы есть! Мы не только есть, но мы ещё и рассуждаем о том, зачем мы здесь и откуда. Не все, конечно, но это другой вопрос... Как это понимать? Случайное совпадение столь многочисленных параметров? Но случайностей, как мы уже знаем, не бывает. Не бывает причин без следствий и следствий без причин. Просто, причинно-следственную связь между некоторыми событиями мы способны отследить, и тогда последовательность этих событий нам кажется

закономерностью. А когда мы этой связи не видим под событийной поверхностью, тогда всё происходящее кажется нам, подчас роковым, но всегда случайным стечением обстоятельств. 

     Но и это далеко не все, и даже не это главное. Та точная настройка, которая необходима для существования жизни на планете, это ничто по сравнению с точной настройкой, необходимой для существования самой Вселенной. Из астрофизики известно, что значения четырех фундаментальных взаимодействий – гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого ядерных взаимодействий были установлены менее чем за миллионную долю секунды после так называемого «большого взрыва». Если бы хоть одно из значений этих взаимодействий было не таким, каково оно есть, то существование Вселенной было бы невозможным. Если бы, к примеру, соотношение между сильным ядерным и электромагнитным взаимодействиями изменилось хотя бы на ничтожную долю ничтожной доли, хотя бы на 1/100 000 000 000 000, то на небе не было бы никаких звёзд. И самого неба тоже бы не было.

Но это только один параметр, а по мере учёта всех остальных также обязательных условий, вероятность существования Вселенной уменьшается в астрономической прогрессии. И в свете этого идея о том, что все «просто случилось», будет, мягко говоря, дурацкой. Получится так, что мы подбросили монетку 10 квинтиллионов раз, и каждый раз нам выпадал счастливый орёл? Экое ведь казино благотворительное у теории вероятностей! 

     В мире есть множество профессий, связанных с извлечением прибыли из распространения заведомой лжи. Попы всех мастей и оттенков, маги, шаманы, гадалки, астрологи, идеологи, политруки, политологи, специалисты по поиску внеземных цивилизаций и много ещё всяких паразитов. Или вот, например, есть, оказывается, такая наука – астробиология. Я слышал про такое в детстве, когда фантастику читал, но сейчас совсем недавно увидел это словцо во вполне реальном контексте. Мол, есть такая наука. Хлебно место пусто не бывает, а потому и астробиологов в мире просто не может не быть.

    Увидев такое, я поначалу подумал, что пропустил какие-то важные новости из мира науки и некие формы внеземной жизни таки найдены. Ну, раз наука существует... Если существует, значит, есть что изучать. И вот что нам сообщает Википедия на эту тему: 

Астробиология – наука, предметом которой является изучение происхождения, эволюции и распространения жизни на других планетах во Вселенной. Астробиология опирается на научные достижения в области физики, химии, астрономии, биологии, экологии, планетологии и географии, геологии и космонавтики для исследования возможности существования внеземной жизни.

В решении некоторых задач астробиология тесно соприкасается с космической биологией и космической медициной, возникшими в связи с активным проникновением человека в космическое пространство. Астробиология осуществляет поиск пригодной для жизни среды обитания как в Солнечной системе, так и за её пределами, поиск доказательств предбиотической химии, лабораторные и практические исследования происхождения и раннего развития жизни на Земле, а также исследования потенциальных возможностей жизни в части приспособления к сложным условиям на Земле и в космосе. 

     Эта формулировка – самое настоящее издевательство над разумом и наукой. Такое могли придумать только те, для кого род человеческий – порода узконосых приматов. В самом деле, нормальному человеку довольно трудно представить превращение обезьяны в человека. Но, глядя на некоторых вполне вроде бы человекообразных существ, создаётся стойкое впечатление, что какая-то порода обезьян целыми родами затесалась в человеческое общество. Пользуясь поразительным внешним сходством и природными наклонностями к подражательному кривлянию, обезьянам удалось придать некоторым своим особо бросающимся в глаза особенностям вид эдаких, вполне впрочем естественных, странноватых вариаций человеческого поведения. Они просто другие, мол. Иные. 

     Обезьяний успех налицо – громадная часть населения планеты всерьёз уверена в первичности обезьяны и в своём собственном обезьяньем происхождении. Но законы природы едины для всех. Действие генетического кода универсально и неотвратимо. От обезьяны может родиться только обезьяна. И только обезьяна может увидеть какой-то смысл в том, чтобы изучать происхождение, эволюцию и распространение жизни на других планетах после того, как ничего из перечисленного не удалось ни пронаблюдать, ни экспериментально воспроизвести в земных условиях, ни каким либо ещё образом доказать не просто в земных условиях, а в специально созданных идеальных для абиогенеза – лабораторных. Тут ещё и поиск доказательств пребиотической химии, абиогенеза, то бишь поиск того, чего, как вечного двигателя, нет и быть не может в силу действия ряда фундаментальных законов мироздания. 

     Обезьяна остается обезьяной и можно лишь пожалеть тех, кто всерьез воспринимает обезьян в качестве людей, присваивает им учёные степени, объявляет их гениями, популяризаторами науки и аплодируют, как кретины, дурацкой мысли о зачем-то спустившихся с деревьев «рисковых парнях» с их последующим превращением уже в водоплавающую обезьяну, беспричинным выпрямлением и превращением в человека говорящего за немыслимые миллионы лет... Не обманывайтесь и не пытайтесь обезьян перевоспитать. Сами обезьяной станете. Мартышкой-маугли.