Государев поход 1654 года: «Дело сие – благое»
На модерации
Отложенный
Заглавное фото: храбро и самоотверженно воевали во время Государева похода 1654 года малороссийские казаки – новые люди государства Российского. Ими были взяты крепости Речица, Жлобин, Стрешин, Рогачёв, Пропойск, Чечерск и Новый Быхов
Прозвище Гиена Европы – краткое, ёмкое и выразительное – Польша получила с лёгкой руки видного английского политика сэра Уинстона Черчилля. А Великое княжество Литовское (далее – просто Литва, или ВКЛ) литовский же, что примечательно, историк профессор Эдвардас Гудавичюс назвал «шакалом, который идёт следом за монгольским тигром». От брака «гиены» с «шакалом» и появилась в 1569 году Речь Посполитая – государство, унаследовавшее худшие родовые черты обоих своих родителей.
Грабительские походы Литвы на исконные русские земли системно начались сразу же после разорения Руси монголо-татарским нашествием, начиная со второй половины XIII века. Литва (как Великое княжество Литовское), собственно, и возникла благодаря этому разорению. И сразу (уже при Миндовге, короле Литвы с 1253 года, принявшем католическое крещение, титул и благословение от римских пап на миссионирование русских «схизматиков») начала захват Белой и Червонной Руси, предпринимала походы в Смоленскую, Новгородскую, Черниговскую и Киевскую земли. В итоге через двести лет границы ВКЛ расширились до пределов псковских и новгородских земель, великих княжеств Московского и Рязанского. При этом монгольский тигр забирал своё, литовский шакал довольствовался своей долей. Иными словами, население порабощённых земель несло двойные повинности.
Рост Великого княжества Литовского до 1462 года
Всем известная Куликовская битва 8 сентября 1380 года (День воинской славы России) стала большим шагом на пути к свержению золотоордынского ига и восстановлению единства Руси. Не менее важным событием для восстановления русского единства явилась и Битва на реке Ведроша – сражение, произошедшее 14 июля 1500 года в ходе русско-литовской войны 1500-1503 годов. Здесь, близ Дорогобужа, сошлись в поединке войска Русского государства под руководством воеводы Даниила Щеня и объединённая армия ВКЛ под командованием великого гетмана литовского Константина Острожского. Битва окончилась разгромным поражением литовско-польского войска, пленением Константина Острожского и переходом около одной трети территории Великого княжества Литовского под власть великого князя Московского Ивана III.
Слева: «Великий князь Иван III Васильевич получает известие о победе над Литвою на берегу реки Ведроши, 1500 год» (старинная гравюра); справа – схема этой битвы.
Территория ВКЛ, впоследствии Речи Посполитой, продолжала и далее скукоживаться, однако следующей столь же впечатляющей победы пришлось дожидаться с силу многих причин и обстоятельств долгих 154 года.
Восстание малороссийского народа против польско-литовского угнетения под руководством Богдана Хмельницкого началось, как известно, в 1648 году. Его ни прямо, ни косвенно не принято связывать с окончившейся аккурат в этом самом году Тридцатилетней войной в Европе – войной всех против всех, войной религиозной, в первой половине которой католики с упоением резали протестантов, во второй всё происходило ровно наоборот. Войной, окончившейся Вестфальским миром – первой попыткой создания системы коллективной безопасности, составной частью стали гарантии свободного вероисповедания.
Однако на задворках Европы, каковыми являлись территории Речи Посполитой, царили иные принципы: cujus regio, ejus religio («чья земля, того и вера»). На захваченных поляками и литовцами русских землях католицизм и униатство насаждались огнём и мечом. Протесты подавлялись с той же вошедшей в поговорку «средневековой жестокостью», что и в охваченной Тридцатилетней войной Европе.
Ужасы Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. Старинные европейские гравюры
В ответ на это и Малороссию, и Белую Русь постоянно сотрясали протесты угнетаемого православного населения. В первом случае они вылились в освободительную народную войну под руководством Богдана Хмельницкого. В Белоруссии такого вождя, увы, не появилось. Но протесты были. Одним из самых примечательных стало Витебское восстание 1623 года, в ходе которого был убит в Могилёве религиозный фанатик, униатский епископ Иосафат (Кунцевич). «Бунт черни» был безжалостно подавлен правительством: не считая других репрессивных мер, около ста человек были приговорены к смертной казни. Стоит ли после этого удивляться, что тридцать лет спустя, в ходе начавшейся в 1654 году русско-польской войны «большинство восточнобелорусских городов сдавались [православному воинству] без боя» (свидетельство польского историка Конрада Бабятинского).
…Эта война была неотвратимой – после столь же исторически неизбежного воссоединения Малороссии с Великороссией. Не питая на данный никаких счёт иллюзий (что Речь Посполита смирится с подобным волеизъявлением народа), однако смело уважив шестилетние просьбы малороссийского гетмана, Земский собор 1 октября 1653 года твёрдо приговорил: Богдана Хмельницкого с войском Запорожским «з городами их и з землями принять», а «против польского короля войну весть».
Освободительная война Богдана Хмельницкого изобиловала многими битвами и отличалась крайним ожесточением сторон
Война эта с Речью Посполитой была уже третьей по счёту в одном только XVII веке. Первая, 1609-1618 годов, завершилась поражением Русского царства. Поляками и литовцами была взята и два года удерживалась Москва. Но она же вызвала и невиданный подъём русского духа. Народным ополчением захватчики были выбиты из столицы и отброшены на Запад. Однако по Деулинскому перемирию к Речи Посполитой всё же отошли Смоленская, Стародубская и Черниговская земли.
За обладание Смоленском, который являлся «ключом к Москве» (что в полной мере подтвердили Отечественная война 1812-го и Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов) разыгралась следующая война – 1632-1634 годов, вошедшая в историографию именно под этим названием – «Смоленской». В ней уже тогда приняло участие пятитысячное войско запорожских казаков под предводительством полковника Якова Острянина, которое смогло взять Валуйки, а после этого осадить Белгород – города, пребывавшие под властью Речи Посполитой. Цели войны в полной мере не были достигнуты из-за организованного королём Владиславом IV мощного набега крымских татар на южные и центральные районы Русского государства. Его удалось отбить, но успешной войны на два фронта не получилось: Смоленск вновь пришлось сдать полякам. Хотя по Поляновскому миру, завершившему эту войну, её итоги уже были зафиксированы как «боевая ничья»; польский король официально отказался от претензий на русский престол
Глумление победителя, калифа на час: «Капитуляция осадной армии Шеина перед королём Владиславом IV» (триумфальная картина), справа — памятная медаль в честь польско-литовской победы в Смоленской войне
Эти две войны с Речью Посполитой XVII века были предприняты первым русским царём из династии Романовых –Михаилом Фёдоровичем.
Убеждая его сына, Алексея Михайловича, принять в подданство Малороссию, гетман Богдан Хмельницкий в то же время склонял его продолжить дело своего отца по восстановлению наследия Древнерусского государства, то есть изгнания Польши и Литвы с исконных русских земель. Часть их (Малороссия) была освобождена от захватчиков им самим. Другую часть – Белую Русь – он призывал очистить совместно. Весной 1653 года гетман писал государю: «Только б де царское величество изволил их принять вскоре и послал своих ратных людей, и он гетман, тотчас пошлет свои листы в Оршу, в Могилёв и в иные городы, к белоруским людям, которые живут за Литвою, что царское величество изволил их принять и ратных людей своих послал. И те де белоруские люди учнут с ляхи битца; а будет де их 200000».
Государь не вполне разделял, видимо, оптимизма Богдана Хмельницкого, прогнозировавшего в случае начала боевых действий по сути всенародное восстание в Белой Руси против польско-литовских угнетателей. Однако учитывал политический кризис, связанный с разделом власти в Речи Посполитой, перманентно проявлявшийся с начала XVI века. Точно так, как гибель Золотой орды была во многом предопределена обвальным уходом из неё татарской знати с дальнейшим поступлением на службу Великому князю Московскому, достаточно массовым был и выезд литовской знати в Русское государство. Некоторые затем приняли непосредственное участие в качестве военачальников и в Государевом походе 1654 года.
Собирание войска на войну с поляками вызвало большой патриотический подъём. Настроение в обществе, по свидетельству современников, было единодушным: «дело сие – благое».
Было сформировано четыре армии. Для защиты Малороссии, куда ожидался основной удар польских карателей, предназначались полки под командованием воевод В.Б. Шереметева и Ф.В. Бутурлина, направленные на соединение с казаками Богдана Хмельницкого в район Белой Церкви. Задачу свою они выполнили блестяще: польские «усмирители» и союзная им крымская орда нашли свою гибель на Дрожи-поле.
Действия на белорусском направлении обеспечивали Северо-Западная армия под главным командованием боярина В.П. Шереметева численностью около 11 тысяч человек. Юго-Западную армию, имевшую под ружьём свыше 18 тысяч человек, вели воеводы князья А.Н. Трубецкой, Г.С. Куракин, Ю.А. Долгоруков, С.Р. Пожарский. С ней на соединение был послан Богданом Хмельницким 20-тысячный казацкий корпус в составе Нежинского, Черниговского и Стародубского полков под командованием наказного гетмана И.Н. Золотаренко. Центральную армию, в рядах которой насчитывалось до 41 тысячи воинов, возглавлял сам царь Алексей Михайлович.
Слева – Государево войско. Жильцы (дворянская конница, прообраз будущей гвардии); справа – царь Алексей Михайлович в ратных доспехах
Фланговые армии имели в своём составе дворян и детей боярских сотенной службы, московских стрельцов, городовых казаков, солдат, полевые орудия. Центральная – полки Государев и Большой, стрелецкие, солдатские нового строя, гусарский и рейтарский, драгунский, сторожевой, ертаульный и наряд: корпус осадной артиллерии из 40 тяжёлых орудий. Действия этих трёх армий должны были быть развёрнуты по фронту в 500 километров (от Полоцка до Брянска); включая малороссийский театр боевых действий – на вдвое большем расстоянии, протяжённостью около тысячи вёрст.
Русская армия начала поход 23 мая 1654 года (по новому стилю), а уже 10 июня её передовые отряды приняли капитуляцию крепости Белая, сдавшейся без боя, 13 июня – Дорогобужа. С этих двух направлений открывался прямой путь на Смоленск, который был осаждён 6 июля. После нескольких недель артиллерийского обстрела 26 августа был предпринят штурм, но он был отбит с большими потерями для обеих сторон. Осаду продолжили уже без штурмов. Твердыня пала 3 октября, когда её защитники получили убедительно подтверждённое известие о том, что армия гетмана Великого литовского Януша Радзивилла была полностью разбита ещё 24 августа в сражении под Шепелевичами. Гарнизоны не только Смоленска, но и других осаждённых литовских крепостей отныне теряли какие бы то ни было надежды на деблокаду.
Карта боевых действий Государева похода 1654 года
Ожесточённо сопротивлялись гарнизоны крепостей Друя, Витебск, Сураж, Люцин, Мстиславль, Шклов, Дубровна, Гомель. Все они были взяты после более или менее продолжительных осад и штурмов, осенью того же 1654 года. Единственной крепостью, которая устояла, был Старый Быхов: «поганый Старый Быхов», как говорится в малороссийских источниках, ибо под ним погибли и гетман, нежинский полковник Золотаренко, и черниговский полковник Степан Пободайло. Эту последнюю в цепочке крепостей, контролировавших плавание по Днепру, русская армия взяла в 1657 году.
Наказной гетман, нежинский полковник И.Н. Золотаренко (справа), и черниговский полковник С.Д. Пободайло
Большинство же городов и крепостей Западного края сдавались русским войскам без сопротивления, отворяя им свои ворота: Полоцк, где все горожане, кроме семерых, добром отправившихся восвояси, присягнули русскому царю; далее Дисна, Себеж, Опочка, Рославль, Влех (Мариенгаузен), Могилёв…
Совершенная победа была одержана по всему фронту боевых действий. Враг был сброшен далеко за Днепр, Западную Двину и Березину – реку, протекавшую вдоль всей русской истории. Открывалась прямая дорога на Вильно (ныне Вильнюс), столицу Литвы, и Гродно. Никаких серьёзных крепостей на пути к ним не оставалось. И защищать их было некому: вооружённые силы ВКЛ были рассеяны, деморализованы, ввиду утраты огромных территорий лишены финансовых ресурсов и возможностей людского пополнения.
Русские рейтары времен войны 1654-1667 годов. Рисунки Александра Ежова
Неудержимое движение русской армии было остановлено эпидемией чумы, разразившейся в тылу наших войск. И ошибочным, как считают историки, решением отвести армию на «зимние квартиры». Но как бы там ни было, Государев поход 1654 года оказался чрезвычайно успешен: Смоленск был возвращён России, уже навсегда, и значительная часть русских земель, ранее отторгнутых Великим княжеством Литовским, вновь вернулась под скипетр русского царя.
Комментарии