Почему в России так равнодушны к свободе?

На модерации Отложенный

Как ни пытались привить россиянам любовь к свободе разные авторитеты, начиная с Пушкина и кончая нынешним президентом, сказавшим, что "свобода лучше, чем несвобода", но в лучшем случае трое-четверо из ста реагировали заинтересовано. Почему? В чем причина? В какой-то особенно холуйской природе? В тотальной пропаганде? Нет. Причина, по-моему, до банальности проста. В России на бытовом уровне чрезвычайно много свободы. Или воли в характерной формулировке. Граф Толстой в Анне Карениной писал - "русский мужик любит работать вольготно", а на справедливые претензии придуряясь, оправдывается, продолжая делать по своему.

Знаменитая фраза "жестокость законов компенсируется их неисполнением" о том же - практически всегда россиянин волен (т.е. свободен) наплевать на любой самый строгий закон. И когда обещают еще больше свободы, человек недоумевает - а зачем ему еще? Плевать на власть - ради бога, не платить налоги - всегда пожалуйста, откупиться взяткой от исполнения обязанностей - нет проблем. Какой еще свободы надо? ПИсать на улице под фонарем? Или ходить на митинги 31 числа? И на то и на другое ответ один - а зачем? Или как говорил Емеля с печи: "неохота".

Свобда, которая требует ответственности, свобода, за которую можно пострадать, свобода за которую надо много и трудно работать - никому не интересна. Вернее интересна 3-5% населения, понимающим, что без труда не вынуть рыбки из пруда и раздача рыб корзинами, купленными за нефтедоллары, не вечна. Но остальные склонны ценить едва ли не как Христа, накормившего тремя рыбами толпу, того, кто тоже раздает рыб. И им плевать, что если бы вместо рыб дали возможность забрать деньги, то их бы хватило не только на рыбу, но и на удочки. А зачем? Рыба то уже есть.

Выход, однако, существует. Но он мало кому понравиться. Когда кончатся халявные деньги, придется работать. Придется конкурировать. Придется использовать свободу по прямому назначению - не как повод бездельничать, а как средство для выживания. Кто знает, может быть уже после 2012 года любовь к свободе начнет стремительно расти. Или не начнет. Если бОльшая часть населения приспособиться к новому крепостному праву при новых, возможно исламистских, правителях. Изобретая новые способы сачкования, что и станет новым суррогатом свободы.