Израиль: Надо поднимать пенсионный возраст, иначе денег на выплаты пособий не будет

На модерации Отложенный

24 февраля в Университете им. Бен-Гуриона пройдет семинар «Возраст выхода на пенсию: стагнация или осознанная политика». На этом форуме, в частности, будет представлен документ с результатами исследования, которое провели профессора Даниэль Готлиб и Авиад Тор-Синай.

Речь идет о новой модели определения пенсионного возраста, учитывающей постоянное увеличение продолжительности жизни, шаткость пенсионной системы и угрозу, которой подвергается финансовая устойчивость системы социального обеспечения.

Как известно, в Израиле пенсионный возраст составляет 67 лет. Однако женщины имеют право получать пособие по старости, начиная с 62 лет, и в результате это приводит к тому, что женщины раньше времени уходят на пенсию, покидая рынок труда.

Увеличение продолжительности жизни влечет за собой и продление периода, в течение которого выплачиваются пенсии, что, в принципе, может обрушить деятельность Службы национального страхования ("Битуах леуми").

«Правительство сидит, сложа руки, - говорит Готлиб, который еще несколько месяцев назад занимал в "Битуах леуми" должность замдиректора по исследованиям и планированию. – Хуже того: у министерства финансов есть четкий план, который, похоже, призван вообще вывести Службу национального страхования за рамки этой деятельности. Идея состоит в том, чтобы отменить модель страхования, которая базируется на выплатах, исходя из трудового стажа, и предназначена для того, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь после выхода на пенсию. Минфин утверждает, что он сможет выплачивать пособия сам, не прибегая к помощи "Битуах леуми", точно так же, как перечисляются бюджеты на образование или на строительство дорог. Я как человек, который придает серьезное значение существованию Службе национального страхования, как важнейшего социального инструмента, не могу не выразить серьезную обеспокоенность».

«В 2039 году бюджета для пенсий не будет»

Согласно расчетам, сделанным Готлибом и Тор-Синаем, Служба национального страхования в 2039 году перестанет выплачивать пособия. «Ситуация выглядела неутешительной еще до кризиса, - говорит Готлиб, - но за последний год денежные резервы сокращались намного быстрее».

Одно из известных решений, нацеленных на то, чтобы сэкономить средства, связывалось с изменением пенсионного возраста. Предполагалось, что, с одной стороны, это сократит период пенсионных выплат пожилым людям, а с другой, пополнит изрядно оскудевшую казну «Битуах леуми» за счет страховых взносов тех, кто остается в сфере занятости. Во всяком случае, в прошлом, когда пенсионный возраст вырос с 60 до 62 лет для женщин и с 65 до 67 лет для мужчин, это дало свои результаты.

Как утверждают Готлиб и Тор-Синай, дело в том, что растет не только продолжительность жизни, но так называемая «продолжительности жизни в здоровом состоянии», то есть период, позволяющий пожилому человеку вести здоровый и активный образ жизни, включая также и занятость. И этот показатель, по мнению ученых, сегодня превышает официально установленный пенсионный возраст, ставший уже неактуальным.

Согласно исследованию Готлиба и Тор-Синая, ожидаемая продолжительность жизни израильских женщин в возрасте 65 лет составляет дополнительно 21,7 года; в среднем они доживают до 87 лет. А «продолжительность жизни в здоровом состоянии» в женском варианте составляет еще 14,7 лет (вплоть до 80-летнего возраста).

Среди 65-летних израильских мужчин ожидаемая продолжительность жизни чуть ниже - еще 19,6 года (до 85 лет), но ожидаемая «продолжительность жизни в здоровом состоянии» такая же, как у женщин: еще 14 лет (до 79 лет).

Эти данные можно сопоставить с данными в развитых странах, что наводит на определенные мысли. Как среди мужчин, так и среди женщин ожидаемая продолжительность жизни у нас высока в сравнении с большинством развитых стран. Однако по показателю «продолжительности жизни в здоровом состоянии» успехи не столь велики, в особенности, среди женщин.

Из 24 исследованных стран Израиль на 13-м месте по ожидаемой продолжительности жизни женщин и лишь на 19-м по ожидаемой «продолжительности жизни в здоровом состоянии».

В верхней части таблицы расположилась Франция:  дополнительные 23,4 года по ожидаемой продолжительности жизни и 17,4 года по «продолжительности жизни в здоровом состоянии». Среди мужчин Израиль занимает 2-е место по продолжительности жизни (уступая лишь Швейцарии), но только 14-е место (наряду с тремя другими странами) по продолжительности жизни, учитывая здоровый и активный образ жизни.

Ученые обнаружили еще одну любопытную закономерность: занятость в пожилом возрасте укрепляет ощущение здорового состояния. Однако это в большей степени касается мужчин. У женщин, в зависимости от возраста, удовлетворенность от того, что они заняты на работе, снижается. Поэтому, как считают Готлиб и Тор-Синай, правы те, — включая и представителей различных женских организаций, а также женщин-парламентариев, — кто выступал против повышения пенсионного возраста у женщин. К этому вопросу следует подходить с предельной осторожностью.

Дифференциальная модель

Как уже было сказано, исследователи предлагают новую гибкую модель: она не повредит пожилым женщинам, занятым на рынке труда, но и не нанесет ущерба резервам социального обеспечения.

По мнению Готлиба и Тор-Синая, эта модель прошла уже успешную апробацию в Нидерландах, Дании, Германии и других странах. Речь идет о том, что пенсионный возраст увязывается с увеличением продолжительности жизни. Но эта схема не будет тотчас применена к работающим людям всех возрастов: те, кто должен вскоре выйти на пенсию, не пострадают, тогда как молодые люди будут выходить на пенсию позже, чем было принято раньше.

«Женщина, которой сейчас 62 года, доживет в среднем до 87 лет, - поясняет Готлиб. - Но 18-летняя девушка доживет до 95 лет, а ее дочь - еще дольше. Невозможно установить единый пенсионный стандарт для всех. Основная предпосылка заключается в том, что период, в течение которого человек будет получать пенсионное пособие, не превысит 25-процентного порога ожидаемой продолжительности жизни.

Таким образом, для 62-летней женщины пенсионный возраст не изменится, а вот женщина, которой сейчас 45 лет, начнет получать пенсию по старости в 65 лет, а 18-летняя – по достижению 71 года. Модель, рассчитанная и на мужчин, будет обновляться по мере увеличения продолжительности жизни. Но у этой модели также есть противники». Готлиб добавляет, что в числе оппонентов выступает и министерство финансов, считая, что модель недостаточно быстро сработает и не приведет к желаемым результатам.

Финансовое ведомство предложило свой вариант: повышение планки пенсионного возраста женщин с 62 до 65 лет. Первый шаг по повышению пенсионного возраста для женщин – до 62 лет и четырех месяцев, - должен был быть сделан в июне 2020 года. Но его отложили из-за роспуска правительства, поскольку законодатели не могли продвигать этот вопрос. На данном этапе никаких сдвигов в вопросе повышения пенсионных возрастных рамок не предвидится, несмотря на широкое профессиональное согласие в этом вопросе и невзирая на ущерб, нанесенный пенсионным фондам в результате задержки с увеличением пенсионного возраста.

Что касается самого пенсионного возраста, исследователи единодушны в том, что обязательство ухода на пенсию должно быть отменено как дискриминационное. Как утверждает Готлиб, исследования показывают – оно приводит к снижению уровня жизни на 35 процентов, и зиждется лишь на формальном возрастном параметре, но не учитывает профессиональные качества.

«Люди разного возраста, и молодые и пожилые, работая в коллективе, не вредят друг другу, а дополняют друг друга. Поэтому нет оснований для того, чтобы отправлять человека на пенсию, руководствуясь исключительно его возрастом, это не мешает молодым», - констатирует профессор Готлиб.

Тали Херути-Совер