Первый выстрел по Останкино: украинцы захватывают Москву

На модерации Отложенный

Не секрет, что на российском телевидении много лет с невероятным успехом идут всевозможные шоу и сериалы, которые либо произведены на Украине, либо заимствованы оттуда. Спектр – самый широкий. От низкопробных шоу до передач, которые даже получили премию ТЭФИ. Что же не так? У нас не хватает своего телевизионного продукта или проблема не в этом?

Парадоксально, но факт: куда ни ткни в российском развлекательном телеэфире – попадёшь на украинское. Это касается концепции телепрограмм, сценариев сериалов, непосредственно производства, зовущегося ныне модным словом «продакшен», а также актёров, шоуменов и так далее. За примерами далеко ходить не нужно, ведь наиболее популярные в России реалити-шоу вроде «Орла и решки» имеют именно украинское происхождение.

Между тем с 2014 года Украина отказалась от программ и киносериалов российского производства, чтобы не пропагандировать «страну-агрессора». Они отказались, а мы – наоборот. С 2014 года на российском ТВ произошёл настоящий расцвет украинских шоу и сериалов, а многие известные сегодня в России телезвёзды – выходцы именно из этой страны.

ФЕНОМЕН «ПЯТНИЦЫ!» И «Ю»

Происходящее с российским развлекательным телеэфиром проще и эффективнее всего показать на примере телеканалов «Пятница!» и «Ю», наиболее активно продвигающих в России украинский контент. Канал «Пятница!», например, вообще является лидером по внедрению украинских шоу в России. Один  из наиболее популярных проектов телеканала – известная многим передача про путешествия «Орёл и решка». Её дебют на российских телеэкранах состоялся ещё в 2013 году. В 2014 году никакого отказа от этой передачи не произошло. Напротив, начался её «золотой век». А ведь изначально шоу выходило вообще на украинском телеканале «Интер».

«Орёл и решка» – детище киевской Teen Spirit Studio (юрлица «Тiнспiрiт Студио» и «Тiнспiрiт продакшн»). Как заявляют создатели шоу – выпускники Киевского национального университета культуры и искусств Жанна Бадоева и супруги Евгений и Елена Синельниковы, передача родилась буквально «на коленке» и изначально даже не предусматривала концепцию подбрасывания монеты. Впоследствии именно эта концепция стала «фишкой» шоу: одному путешественнику доставалось всего 100 долларов, а другому – банковская карта с неограниченным лимитом.

 

Российский телеканал «Пятница!» купил шоу в 2013 году и к 2015 году оказался лидером по темпам роста выручки на российском рынке, увеличив этот показатель до 4,4 млрд рублей, или на 21%. Чистая прибыль канала составила тогда 1,1 млрд рублей. За счёт чего были достигнуты такие результаты? Кроме «Орла и решки», на телеканале тогда же вышли другие украинские шоу – «Ревизорро» и «Пацанки». Все три и стали локомотивами в росте прибыли и популярности канала.

РБК в 2017 году приводил данные исследовательской компании KVG Research. И данные эти впечатляют. Оказалось, что уже тогда Украина вышла на второе место после США в списке поставщиков контента для российского телевидения. Причём с момента обострения отношений с Россией украинские программы, сериалы и шоу начали агрессивный захват телерынка нашей страны. В 2014 году украинский контент имел в России долю 11,9%, а спустя два года – уже 20,5%. При этом львиная доля пришлась на «Пятницу!», треть эфира которого состояла из украинских программ. Ещё одним «украинским» каналом в России стал канал «Ю», сетка которого на 40% была заполнена украинскими передачами.

При этом российский канал «Пятница!» прирос и «гастарбайтерами»: его лицами стали ведущие украинского происхождения Жанна Бадоева, Регина Тодоренко, Андрей Бедняков и другие. Кстати, популярное шоу с проверкой ресторанов «Ревизорро» тоже было придумано на Украине создателями «Орла и решки».

Благодаря Украине на наших телеэкранах прижились и не такие нейтральные программы, как шоу про путешествия. Например, телеканал «Ю» после резкого обострения отношений Киева и Москвы купил на Украине шоу «Я соромлюсь свого тіла» («Я стесняюсь своего тела»). Однако это разработка не украинская, а британская. Шоу было концептуально скопировано с передачи Embarrassing Bodies. Британцы показывали различные физические отклонения во внешности людей с медицинской точки зрения, общались с врачами. В украинской версии же была сделана ставка на «шок-контент». В передаче то смаковали во всех ракурсах мужчину с опухолью размером в голову, то облик 12-летней девочки с телом взрослой женщины. Ставка была сделана на то, чтобы вызвать у аудитории целый спектр ярких эмоций – от любопытства и отвращения до сочувствия и эмпатии. Шоу затем перекочевало и на российские экраны.

Возвращаясь к «Орлу и решке», стоит добавить пару штрихов. Это шоу трижды (!) получало в России престижную телевизионную премию ТЭФИ – в 2014, 2016 и 2018 годах. А в 2019-м эту премию отдельно получила Анастасия Ивлеева, которая была ведущей передачи. Премии ТЭФИ в 2018 году было удостоено и шоу «Ревизорро». Что до ведущей Жанны Бадоевой, теперь она, поднимай выше, ведёт программу на Первом канале – по сути, ту же самую, только под названием «Жизнь других».

НАС БЬЮТ, А МЫ КРЕПЧАЕМ?

Однако изобилие на российском ТВ с 2014 года украинских развлекательных шоу – это ещё далеко не всё. Быть может, вы не знали, но большинство сериалов на наших экранах также произведены Украиной. При этом львиную долю прибыли от продажи своих продуктов в России создатели этого контента получили именно после госпереворота на Украине, когда эта страна стала, мягко говоря, недружественна России с политической точки зрения.

Одна из таких компаний – Star Media украинского предпринимателя Владислава Ряшина. Компания известна в России не только документальными фильмами (например, «1812», «1812–1815. Заграничный поход», «Романовы»), но и сериалами вроде «Мата Хари», «Анна Герман» и ряда других.

 

По итогам 2017 года компания Star Media стала абсолютным лидером среди поставщиков телефильмов на российские экраны. И тут партнёрами студии выступают уже центральные федеральные телеканалы – Первый, «Россия 1», «ТВ Центр», НТВ и другие. Только в 2017 году Star Media произвела для них 790 часов кинопродукции (данные той же компании KVG Research).

Предыдущий лидер по насыщению России украинскими фильмами и сериалами – компания Film.ua. Она сняла, например, известный сериал «Нюхач». На своём сайте Film.ua сообщает, что производит «кинопрокатные фильмы, телевизионные сериалы и шоу для крупнейших телеканалов Украины и мира».

Как уже говорилось, Украина параллельно полностью прекратила закупку российских телевизионных продуктов. В феврале 2015 года тогдашний украинский президент Пётр Порошенко внёс изменения в целый ряд законов для «защиты информационного телерадиопространства Украины». В изменениях и содержалось соответствующее эмбарго.

Привело ли это к потерям для российских производителей? Да, и ещё каким. Об этом в 2018 году в интервью «Снобу» рассказала  бывший гендиректор «СТС Медиа» Юлиана Слащёва. По её словам, только за 2014–2015 годы ущерб от запрета на продажу проектов Украине составил примерно 15 млн долларов.

То есть украинские компании эффективно торговали своими продуктами и зарабатывали на российском рынке, а для наших производителей на украинском рынке были сплошные убытки в виде недополученной прибыли как минимум.

Однако проблема не только в деньгах. Перед нами классические двойные стандарты. Ведь украинцы, не стесняясь, продают свою телепродукцию в Россию, получают огромную прибыль, учитывая обилие украинского контента в нашей стране, а затем продолжают поливать «москалей» грязью. Конечно, мы не говорим сразу обо всех, ведь есть и здравые голоса. Например, соучредитель Film.ua Сергей Созановский ещё в 2016 году выступил против закона Порошенко.

Мы против всякого рода безумных запретов. Запрещать актёров, запрещать режиссёров – значит, превращать всё в цирк,

– говорил он в интервью изданию Delo.ua.

С другой стороны, негоже ему при таком объёме продаж в России публично вредить репутации своей компании в российских же глазах. Но слова словами, а никакой инициативы от изготовителей шоу и сериалов на Украине по восстановлению взаимной торговли контентом с тех пор мы так и не увидели. Финансовые потоки шли лишь в одну сторону.

ИЩИ, КОМУ ВЫГОДНО

На самом деле, производство популярных телепроектов на Украине банально дешевле. Поэтому до популярных форматов в Киеве дотягиваются первыми. Когда в России затем видят успех этих шоу, их перекупают для российского телевидения. Почему? Потому что если такие шоу, что называется, «зашли» украинской аудитории, то, вероятно, будут популярны и в России. А это и продажи рекламы, и многое другое. По всем статьям выходит дешевле, чем запускать «сырой» проект с нуля сразу на российском ТВ.

 

Вот и Владимир Зеленский ещё в 2013 году, ещё в бытность комиком и телепродюсером, говорил о дешевизне производства контента на Украине в условиях тамошних бюджетов (цитата по «Комсомольской правде»):

Если люди не могут снять что-то за 50 тыс. долларов, потому что у них есть только десять, они начинают выдумывать и рыться в концептах. Продюсер думает не над тем, как что-то «поиметь», а как влезть в бюджет. И порой придумывает гениальные вещи.

Однако тут наблюдается и обратный процесс. Если на Украине снимать дешевле, то работать и зарабатывать выгоднее уже в России. Так делают и делали очень многие деятели шоу-бизнеса, которые построили себе карьеру в нашей стране.

Среди таких «гастарбайтеров» – София Ротару, Лолита Милявская, Наташа Королёва, певица Ёлка (Елизавета Иванцив), Ани Лорак (Каролина Куск), Вера Брежнева, Светлана Лобода. Список можно продолжать ещё долго.

В конечном счёте страдает российская киноиндустрия, которая во многом сидит «на аутсорсе». ТЭФИ нередко получают хоть и вышедшие на наши экраны, но на самом деле не российские проекты, хотя на их месте могли быть отечественные. Это же касается и значительного числа украинских деятелей шоу-бизнеса. Если российский федеральный канал, получающий бюджетную поддержку, покупает украинское шоу, то это же прямая отправка денег из кармана жителей России на Украину. Не лучше ли наконец делать всё самим?