Слово раввина. В поиске настоящей любви
На модерации
Отложенный
Одна из главных сегодняшних проблем — ослабление института брака. Кто‑то вообще предпочитает не создавать семью: сошлись — разбежались, «мы друг другу ничего не обещали». Обычным явлением стали разводы. Да и многие из тех, кто все‑таки предпочитает сохранять семейные рамки, делают это в лучшем случае ради детей — а порой и просто ради совместного бизнеса.
Что произошло? Понятно, что два человека, мужчина и женщина, как бы ни были близки, все‑таки разные люди — каждый со своими интересами, чувствами, мечтами. Брак без проблем, без разногласий и прежде нелегко было найти. Но супруги, что называется, «держались за любовь»: старались решать проблемы к обоюдному удовлетворению, и, как правило, им это удавалось. Ведь когда человек вступает в брак, он надеется, что любовь навсегда. Так почему раньше за эту «любовь навсегда» боролись, а сейчас многие, столкнувшись с первыми же трудностями, предпочитают расстаться?
Посмотрим, что нам говорит мишна: «Всякая любовь, зависящая от какой‑то причины, преходяща: исчезает причина — исчезает и любовь. А любовь бескорыстная не иссякнет никогда. Пример любви, зависящей от какой‑то причины, — любовь Амнона и Тамар, а любви бескорыстной — любовь Давида и Йонатана».
О чем здесь говорится? Задача любой мишны — не сообщить какие‑либо факты, а указать правильный путь. Что такое «любовь, зависящая от причины»? Я спрашиваю молодых людей, почему они решили жениться, и порой слышу в ответ: «одному скучно» или даже «хочу, чтобы кто‑то обо мне заботился». То есть мужчина женится, а женщина выходит замуж, чтобы решить какие‑то свои проблемы!..
Но такая «любовь» долго не продержится, потому что разрушает самые основы любви. Наше слово «любовь», «аава» на святом языке, происходит от корня «хава», имеющего значение «отдать». Настоящая любовь — это желание дать любимому человеку, даже если это сопряжено с неудобствами для тебя самого: даешь с радостью, потому что любишь.
У нашего народа желание дать с радостью распространяется не только на семью (супружеская любовь, любовь к детям и родителям). И даже не только на близких друзей, как в случае с Давидом и Йонатаном. «Аават Исраэль» — «еврейская любовь» — это как раз то, к чему призывает мишна: это желание дать другому человеку, даже незнакомому, просто потому, что Б‑г заповедал нам любить и делать добро.
Есть хасидская история о еврее, который ехал зимой в поезде. Когда состав остановился на одной из станций, еврей захотел покурить: надел пальто и перчатки, чтобы не замерзнуть, открыл окно и зажег сигару. Когда надо было стряхнуть пепел, ему пришлось одну из перчаток снять, и та случайно упала на перрон. А тут как раз поезд тронулся. Старик, стоявший на платформе, подобрал перчатку и попытался просунуть ее в окно купе, — да где там! — поезд уже набирал ход, и пожилой человек безнадежно отставал. И тут наш еврей быстро стягивает вторую перчатку и кидает ее старику! «Как вам такое в голову пришло?» — удивляются соседи. А объяснение у него самое простое: «Тот человек хотел мне вернуть перчатку, потому что от одной перчатки проку нет. У него не получилось — так я ему кинул вторую, по той же причине. Теперь он доволен — и мне хорошо!»
Сравните эту притчу с фрагментом Иерусалимского Талмуда: когда любишь другого человека — ты с ним как левая и правая рука, части единого существа. Две руки — две перчатки: делая добро другому, ты помогаешь себе.
В последний год мы все пережили трудное время. Многие оказались на карантине и не могли даже купить продукты, многие потеряли работу и заработок. И проявилась «аават Исраэль» — наша «еврейская любовь»: сотни людей приходили в общину и предлагали помощь нуждающимся! Кто‑то отдавал каждый месяц часть собственного дохода на цдаку, другие шли работать волонтерами. Они не интересовались, кому идут продуктовые посылки, лекарства, праздничные наборы, — они просто хотели дать. Потому что в душе у них бескорыстная любовь, унаследованная от десятков поколений предков.
К сожалению, потребительское общество с его агрессивным маркетингом и рекламой ориентирует людей на то, чтобы «получать», а не «давать», — на «любовь, зависящую от условий» и потому заведомо обреченную на гибель. Это одна из важнейших причин нынешнего кризиса семейных отношений. И слава Б‑гу, что у этих эфемерных «ценностей» в нашей культуре есть хороший противовес — вечные ценности нашей традиции и веры. Недаром Тора рассказывает нам о любви безусловной и бескорыстной — к примеру, о любви Ицхака и Ривки, которая только усиливалась день ото дня, потому что оба супруга заботились друг о друге, а не о себе.
Комментарии
Что бы понять это,надо знать,кто хозяин канала по национальности,где "дурдом-2" показывали.И на какую аудиторию его транслировали.Ну,явно не в израиле.
Для кое кого,развращать "гоев" "богоугодное занятие".
Власть евреев либералов "Целых 12 лет эта мерзейшая и аморальная телепередача развращала молодежь, пропагандировала сегодняшние западные "ценности".
Вот так правильнее.
Изменила американскому президенту с вирусом?
Как это мелко...
Время изменилось, изменилось общество. Вопрос о выживании человечества не стоит, скорее уж вопрос о том, чтобы люди как можно медленней размножались. Еще лучше - чтобы население Земли стабилизировалось.
И институт брака просто следует за развитием общества.
У нас, приматов, совместное сосуществование особей обоего пола всю жизнь - единственно нормальный способ жизни, отработанный тысячелетиями. И за пару десятков лет он измениться не может.
А сокращение деторождения - это естественный процесс по мере роста образованности и благосостояния белковых тел...
Так было и в Европах, и в СССР во времена предшествующие сексуальной революции.
https://maxpark.com/community/4636/content/1725626#
И да, чем детей меньше становится по мере увеличения благосостояния. И, соответственно, семья старой формы становится бессмысленной.
...
В первые годы после октябрьской революции тоже чудили с институтом брака (читайте материалы). Но вовремя одумались и новшества отменили. Сейчас стараются забыть об этом.
Но сейчас никто не "чудит", женщина свободна, мужчина ей как человек, который будет ее содержать, уже не нужна и больше в такой роли никогда не понадобится.
Кроме того, нет никакой необходимости рожать много детей для того, чтобы тебя содержали в старости.
Люди ссылаются на "традиции" - но цена последним - три копейки, никто не собирается ломать себе жизнь в угоду представлений мракобесных маразматиков.
Добрая половина животного мира мира живет стойкими парами (вспомните песню "Лебединая верность")
Брак - это просто человеческое обозначение нормального здорового инстинкта.
...
Я сейчас нахожусь в состоянии дедушки. Уверяю, это интереснее, чем быть отцом.
А без брака чел не может себя почувствовать даже нормальным отцом, не говоря уж о дедовстве.
Гордое одиночество - это в моем понимании жалкое, никому не нужное существование в окружении врагов.
Башня сьедет гораздо раньше уготованного природой срока.
ИМХО
По нынешним меркам - молодой.
Человечество отношу к ней.
Сапиенсов так же пожирают без разрешения и без приготовления...
...
И про ковид...
Вирусы никто не пожирает. Они круче.