Успех – это людоед, который пожирает собственных избранников!
На модерации
Отложенный
Современная потребительская культура толкает многих в сторону самоубийства. Она обладает свойствами идолопоклонства и жестокости. Эта культура не является ни «возделыванием почвы», ни «духовными ценностями», как пишут в словарях и энциклопедиях. Современное общество создало культ использования и потребления вещей-товаров и людей-товаров. Потребительская культура насаждает идолопоклонство – пародию на религию.
Различие веры и культа известно давно. Я понимаю веру как мощное средство защиты достоинства человека. Бог аутентичной религии инициирует веру. Идолы псевдорелигии стимулируют увлечения. Вера требует сильных и постоянных чувств. Они переплетены с волей сохранить веру вопреки сомнению и неопределённости. Увлечение – инфантильное и преходящее чувство. Оно выражает неумение человека сосредоточиться, его непостоянство и потенциальное предательство. Институты масс-культуры стимулируют и репродуцируют увлечения. Так генерируется механизм карусели успеха. Метафора выдумана не мною. Хорошо помню, как после смерти Сталина отменили обязательную покупку облигаций. Взамен ввели лотерейные билеты. И нас – пионеров – заставляли их покупать. Затем вспыхнул культ «Спортлото». Его розыгрыши регулярно показывались по телевизору. Случай в одну секунду превращал серого, анонимного игрока в объект зависти миллионов. Вся его заслуга сводилась к приобретению купона, на котором он поставил несколько крестиков. И выиграл автомобиль! Сюжет был обыгран в фильме «Зигзаг удачи». Вроде бы комедия, но смеяться нечему. Раньше грабили население прямо, теперь эксплуатируют его материальную похоть.
Лотерея – прототип любого успеха, успеха как такового. Сегодня та же схема используется в телепрограммах типа «Поле чудес», «Капитал-шоу», ток-шоу... Телевидение постоянно крутит карусель.
Обычная карусель, которой мы увлекались в детстве, – это особый механизм усиления эмоций. Коловращение вызывает ложное ощущение: мир сдвинулся с места и кружится в быстром темпе. От этого кружится голова. Нередко после карусели человека тошнит. Таким образом выдернутый из естественного состояния организм мстит за нарушение законов природы… Но не все слабаки. У многих есть мощный вестибулярный аппарат. Большинство не хочет думать о машине лжи и обмана. Внутри видимой карусели скрыта невидимая. Посетители луна-парков сами не прочь побалдеть. Добровольно бросают свою судьбу в чёртово колесо.
Карусель кружится бесконечно. То в горизонтальной, то в вертикальной плоскости. Машина жребия смешивает и встряхивает шары. К каждому приклеена невидимая надежда изменить судьбу. Суть в том, что современные люди добровольно выпускают судьбы из собственных рук и доверяют их машине для жребия.
Адепты потребительской культуры считают, что успех – безусловное благо. Его следует желать и платить любую цену, включая отказ от своего Я. Ради успеха допускается предательство: можно менять цвета спортивного клуба, родину, цвет кожи, жену, друзей, подделывать биографию. Изменить родовую фамилию на легко запоминаемый псевдоним. Идолы массовых развлечений осуществляют всякие пассы, трюки, процедуры в погоне за максимальным успехом. В жертву карьере они приносят всё полученное в дар от природы: форму глаз, цвет волос и кожи – вообще тело. А также всё, что получили от своего семейного и социального наследства. Поэтому идолов масс-культуры можно назвать псевдолюдьми.
Они хотят, чтобы их покупали на любых рынках. За собственную продажность платят отсутствием идентичности. Теряют чувство постоянства и внутреннего стержня – духовного компаса, который получают через культурное наследство. Расплачиваются внутренней пустотой, которую надо заглушить. Так возникает небытие, которое ни в чём не имеет опоры, поскольку распроданы все ценности, необходимые для ощущения смысла существования. Победитель должен чем-то прикрыть сознание собственных предательств и уступок в битве за успех. Муки совести надо заглушить. Алкоголь, наркотики, секс – типичные средства.
Они позволяют на краткое время прервать ленту памяти, нейтрализовать её болезненные фрагменты. Иллюзорность этих минутных средств проявляется в том, что они разрушают здоровье. Подрывают физические и психические силы, уничтожают сопротивляемость стрессам и фрустрациям, усиливая духовные страдания. Во многих случаях становятся невыносимыми. Лучшим выходом видится самоубийство.
Успех – это людоед. Он глотает не только тех, кому не уделил своей «благодати» и кто считает свою жизнь прожитой впустую. Он пожирает главным образом собственных избранников.
Всем известен гастрономический принцип: путь к сердцу лежит через желудок (женщины говорят, что это относится только к мужчинам). Потребительская культура переиначила эту мудрость: путь в желудок идёт через глаз. На сетчатке отпечатан образ того, что потенциально можно сожрать и переварить. Образ должен возбудить аппетит. Аппетит – склонить к борьбе за «средства потребления». Поэтому пространство визуальности стало всеобщей территорией захвата.
Время от времени любители острых ощущений меняются. Никто не оглядывается на тех, чьё время ушло. Толпа напирает и жаждет развлечений. Трусы комментируют взлёты и падения смельчаков. Взлёты вызывают крики одобрения и энтузиазма, падения – пренебрежительный смех. Но судьба всегда скрыта за разными именами. В культуре существуют концепты рока, фатума, провидения, фортуны, исторической необходимости, удачи и пр. За образом карусели скрывается возрожденческое представление о колесе фортуны. Но современная культура является массовой. Жертвы колеса фортуны уже не привлекают внимание драматургов ранга Шекспира. Жертвам даже не сочувствуют, поскольку они сразу исчезают в забвении. Уничтожение «проигравших» происходит посредством их сталкивания в «могилу забытья» Джорджа Оруэлла. Большинство не желает ни сосредотачиваться на чём бы то ни было, ни привязываться к чему бы то ни было. Так дитя гонится за впечатлениями. В этом проявляется его аутентичный интерес к миру. Та же черта у взрослых выражает их поверхностность, пошлость и банальность. Инфантильность растёт по мере одурения массового общества.
Большинство людей не могут и не хотят сосредотачиваться. Не могут быть стойкими в сфере человеческих связей. Я думаю, за этим скрывается социальный факт: члены массового общества анонимно согласны быть безымянными атомами. Демокрит считал, что атомы вступают во временные случайные связи с помощью «дыр» и «крючков». За этим образом можно увидеть не только общество в целом, но и современные тусовки – от политических до интеллектуальных. Их участников связывает и разлучает случай. Большинство нынешних людей – это случай в квадрате. Пристрастие ко всяким конкурсам и лотереям подтверждает, что люди давно потеряли веру в реальное влияние на форму своей жизни. Слова «предназначение» и «призвание» заброшены в чулан. Вместо них господствуют шаблоны «удачи» и «успеха». Каждый день их произносит телеведущий. Эти стереотипы заняли главное место в идеологии массового потребительского общества. Большинство хочет попасть хотя бы в шорт-лист. В итоге произошло уравнение двух разных смыслов термина «судьба»: как предназначения, с которым человек борется на протяжении всей жизни, стремясь его распознать и оседлать, и как билета в лотерею, где выигрыш-проигрыш предрешает случай.
Современная масс-культура обесценила самостоятельное и независимое решение индивида о выборе цели и путей жизни. В образе Платона вожжи служат для управления телегой души. Нынешние люди бросили вожжи. Бездумно и наивно доверили их анонимному водителю. Не интересуются, куда он везет и каковы у него намерения. Зато все платят за билет – право включать телевизор и переключать каналы.
Об авторе
Виктор Макаренко – политический философ, политолог. Автор около 300 научных работ. «Ведущий философ мира–2006» по оценке Международного биографического центра Кембриджского университета. Заведующий кафедрой политической теории Южного федерального университета. Главный редактор журнала «Политическая концептология».
При подготовке материала были использованы фото РИА «Новости».
Комментарии