Путинизм - эпоха дворцов
На модерации
Отложенный
Журналисты российского издания «Важные истории», французской газеты Le Monde и Центра по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) получили доступ к документам о реальных собственниках всех компаний, зарегистрированных в Люксембурге, и выпустили совместное расследование OpenLux, основанное на финансовых и корпоративных данных.
Среди владельцев фирм маленького герцогства оказалось больше тысячи россиян, в том числе бывшие и нынешние топ-менеджеры РЖД, «Роснефти» и «Газпрома».
О том, как они годами использовали люксембургские компании, чтобы экономить на налогах и сохранять анонимность, написали «Важные истории».
В список владельцев дорогостоящей недвижимости во Франции и Великобритании за счет люксембургских компаний попали бывшие газпромовские менеджеры — Андрей Гончаренко и Анатолий Козерук.
Гончаренко с 2009 принадлежат земля и строения на элитном французском курорте, в 10 километрах от Ниццы.
По данным реестра Люксембурга, одна из компаний топ-менеджера «Газпрома» — Pmb Real Estate — купила территорию почти за 3 млн евро, а здания — почти за 7 млн евро.
Фирма также потратила на обустройство участка дополнительно около 29 млн евро за десять лет, выяснили журналисты.
Еще одной компании — Rossa Holding — принадлежит особняк на улице Шарля Лаффита (Rue Charles Laffite) в пригороде Парижа, в 20 минутах ходьбы от Триумфальной арки. Фирма купила этот дом в 2007 году почти за 7,7 млн евро и продала его в 2017 году, говорится в расследовании «Важных историй».
В 2014 году Андрей Гончаренко купил один из самых дорогих домов в Лондоне — таунхаус Hanover Lodge, который, по информации Daily Mail, обошелся в 120 млн фунтов стерлингов (больше 7,5 млрд рублей). Британские СМИ называли владельца недвижимости теневым олигархом с неизвестным источником средств — всего с 2011 по 2014 год он купил в стране четыре особняка, потратив на них 250 млн фунтов.
В ответ адвокаты Гончаренко объясняли Daily Mail, что их клиент получил «значительную прибыль», когда в 1990-х работал в сферах недвижимости, автомобильного транспорта и лесного хозяйства.
В «Газпром инвест Юг», где Гончаренко проработал заместителем гендиректора с 2002 по 2013 год, говорили, что он не должен был подавать декларации о доходах, так как к тому моменту закончил работу в компании.
В любви к французским курортам Гончаренко не одинок, отмечают «Важные истории».
На бывшего газпромовского советника Анатолия Козерука записаны три люксембургских фирмы (Farne Real Estate, Tesa Real Estate и Aste Real Estate), которые в 2008–2009 годах приобрели недвижимость на французских морских курортах.
Общая стоимость всей французской недвижимости на момент покупки составила более 33 млн евро (1,4 млрд рублей по среднему курсу)
Среди тех, кто был «раскрыт» благодаря люксембургским файлам, оказался Сергей Тони — сын топ-менеджера российской государственной монополии «Российские железные дороги» (РЖД) Олега Тони.
По информации «Важных историй », общая стоимость активов, которыми 33-летний рантье владеет через люксембургские компании, составляет больше 50 млн евро.
Кроме того, журналисты-расследователи обнаружили недвижимость еще на 40 млн евро, принадлежащую инвестиционному фонду, который с ним связан.
Дворцы и виллы начали появляться у семьи Тони в 2003–2004 годах, почти в то же время, когда Тони-старший только вышел на работу в РЖД. В 2003 году зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания Tagot Marketing Corp приобрела старинный особняк Шато-де-Монтапо во Франции.
Директором офшорной фирмы-покупателя была жена Тони-старшего Ирина.
Расположенный недалеко от Парижа двухэтажный замок в неоготическом стиле с просторной мансардой был построен в 1850, его общая площадь — 900 квадратных метров.
На первом этаже особняка — кабинет с камином, столовая, бильярдная и две гостиные; по массивной дубовой лестнице можно подняться на верхние этажи, где находятся еще 19 спален.
В 2003 независимый эксперт оценил эту недвижимость в три миллиона евро.
Сейчас отреставрированное и отремонтированное шато принадлежит Сергею Тони.
Следующей страной, в которой семья Тони принялась скупать недвижимость, стала Испания. Для этого была создана еще одна компания в Люксембурге. С 2010 по 2018 год эта компания приобрела виллу, четыре квартиры и два дома с землей в провинции Аликанте — общей стоимостью 5,1 миллиона евро. На ту же компанию оформлена долгосрочная аренда места в испанском порту Марина-де-Дения.
Вся эта недвижимость, судя по отчетности компании, не приносит семье Тони дохода — только убытки, которые покрываются кредитами из неназванных в отчетности источников под 1 % годовых, что даже для Европы — низкая ставка.
Семья Тони вкладывается и в коммерческую недвижимость. Под эти цели была создана еще одна отдельная компания в Люксембурге. С 2012 по 2013 год она приобрела активы на общую сумму 24 миллиона евро.
Среди них:
отель Courtyard by Marriott Seestern в Дюссельдорфе, Германия (доля Тони — 50%);
отель Crowne Plaza в Маастрихте, Нидерланды (доля — 50%);
торговый центр Porte di Moncalieri недалеко от Турина, Италия (доля 100%).
Сейчас эти объекты принадлежат инвестиционному фонду UFG Global Commercial & Hospitality Real Estate Fund под управлением «Объединенной финансовой группы» (это крупная инвестиционная компания, которая, в частности, управляла активами премьер-министра Михаила Мишустина).
С 2014 по 2018 годы этот инвестфонд приобрел недвижимость в общей сложности на 40 миллионов евро: помимо двух отелей и торгового центра в Италии, он купил еще одну гостиницу в Дюссельдорфе и два коммерческих центра в Москве (общая сумма активов фонда — 100 миллионов евро).
Почти все эти объекты когда-то принадлежали семье Тони.
Сергей Тони сегодня занимает должность одного из директоров UFG Global Commercial & Hospitality Real Estate Fund.
Судя по соцсетям, семья Сергея Тони сейчас живет между Лондоном и Монако.
Жена Тони-младшего — дочь бывшего посла Азербайджана в Лондоне Ханушка Тони, в девичестве Ибрагимова. Вместе супруги управляют британской компанией, которая занимается недвижимостью — тоже в Лондоне и Монако.
Ханушка Тони как директор вложила в фирму почти два миллиона фунтов. Правда, пока эта компания не приносит прибыли. Кроме того, жена Тони вместе со своей матерью открыла в Лондоне магазин дизайнерских сумок. Впрочем, и магазин пока приносит одни убытки.
Это не мешает семье Тони вести роскошный образ жизни, - пишет издание.
Например, если верить инстаграму, на день рождения в 2016 году Ханушка получила автомобиль люксовой британской марки Aston Martin, она носит наряды от премиум-брендов Fendi, GUCCI и Dolce & Gabbana, а хобби девушки, по ее собственному признанию, — «писать, есть в разных примечательных местечках Лондона и организовывать одежду в своем гардеробе по цветам и по времени года».
Люксембургские компании использовались не только для покупки недвижимости, но и проведения полумиллиардных сделок.
13-процентной долей в итальянском производителе шин Pirelli, с 2014 года принадлежащей «Роснефти», владели учительница танцев из Москвы и жительница спального района Казани.
Об этом пишут «Важные истории» со ссылкой на данные реестра о бенефициарах компаний, зарегистрированных в Люксембурге.
Акции купила люксембургская компания Long Term Investments. Московская фирма «Долгосрочные инвестиции» зарегистрировала компанию за неделю до сделки.
Владела компанией на тот момент 27-летняя Айя Белова, тезка которой была тренером по танцам.
В 2015 году учредителем «Долгосрочных инвестиций» стала управляющая компания «Регионфинансресурс».
Владелицей «Регионфинансресурса» значилась Наталья Богданова, прописанная в спальном районе Казани.
В 2017 году бенефициаром «Долгосрочных инвестиций» стал Сергей Судариков — основной владелец группы «Регион» и человек, не посторонний для руководства «Роснефти», - утверждают расследователи.
В 2011 году «Регион» начал единолично распоряжаться миллиардами рублей пенсионного фонда «Роснефти» после того, как в группу вошла компания «РН-траст» (впоследствии была переименована в «Регион траст»).
«РН-траст» раньше принадлежала финансовому директору «Роснефти» Лазареву.
Три источника «Ведомостей», близких к «Региону» и «Роснефти», делились мнением, что у Лазарева мог быть интерес в группе «Регион». Но в «Роснефти» и в самом «Регионе» это решительно отрицали.
После того как Судариков стал бенефициаром «Долгосрочных инвестиций», чистая прибыль компании в 2017 году превысила три миллиарда рублей.
К 2020 году у люксембургской компании Long Term Investments Luxembourg (к тому моменту она уже сменила название на Tacticum Investments), которая приобретала долю в Pirelli, снова сменился бенефициар.
По данным люксембургского бизнес-реестра, им стал Аркадий Мутавчи — партнер Сударикова по бизнесу и инвестор группы «Регион». Вместе они купили «Аптечную сеть 36,6» — четвертую по величине в России (Мутавчи успел продать свою долю).
В начале 2021 года Роман Авдеев — владелец Московского кредитного банка, который оформил кредит на 400 млн евро для люксембургской компании в 2017 году, — оказался новым бенефициаром Tacticum Investments.
Ни один из героев этой части расследования не ответил на вопросы «Важных историй».
Комментарии
Арина Родионова, Сталин коррупцию вполне поощрял и строил себе дворцы.