Назад в СССР: Правительство откажется от либерального курса

На модерации Отложенный

Назад в СССР: Правительство откажется от либерального курса

                                            АВТОР     Илья Гращенков     политолог

Правительство готовится отказаться от либерального курса? Слухи о возможной отставке министра финансов Антона Силуанова, последнего представителя «блока либералов» в Правительстве РФ, могут означать, что от стратегии «монетаристов» решено отказаться в пользу идей «инфляционистов», т.е. «группы Белоусова» (вице-премьера Андрея Белоусова). Это, в свою очередь, может вылиться в масштабную реформу всей российской экономики, которая до сих пор базировалась на «Гайдаровских реформах», а теперь может вернуться к более прогосударственной модели, которую можно назвать социалистическим госкапитализмом.

«План Белоусова» был разработан и утвержден осенью 2020 года. Во многом он про то, как преодолеть последствия пандемии и начать тратить деньги внутри страны, для чего потребуется увеличение денежной массы, отчего мы и называем их «инфляционистами». Напечатав больше денег и этим дав толчок развитию промышленности и неоиндустриализации, чтобы нынешняя Россия могла существовать на самообеспечении в условиях санкций и снижения нефтяных доходов, реформаторы планируют частично вернуться к управленческим принципам времен СССР.

Вероятно, что данная реформа черпает вдохновение в еще советской реформе Косыгина-Либермана, которая продолжала начатую Хрущевым политику частичной децентрализации управления предприятиями и «расширение самостоятельности» путём введения для последних показателя прибыльности и прибыли.

Фактически именно тогда в советскую систему хозяйствования были внедрены принципы рынка и от социализма страна стала дрейфовать  сторону государственного капитализма.

В экономической историографии данная концепция получила название либерманизм. Тогда она стала альтернативой реформе в среде интеллигенции «технократического» направления. С 1962 г. СССР планировал программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы единой государственной сети вычислительных центров. Собственно, сегодня та же реформа возможна с помощью более современной концепции цифровизации, за которую отвечает премьер Михаил Мишустин.

Рэм Белоусов, отец нынешнего вице-премьера, участвовал в разработке Косыгинских реформ. Частично, в новом подходе могут быть использованы идеи «левого» экономиста С. Глазьева, который предлагал возродить систему Госплана и наложить ее на современную экономическую модель. Именно поэтому главным врагом «инфляционистов» является Эльвира Набиуллина, которая зажимает денежную массу вместе с другими «монетаристами» — Алексеем Кудриным, Германом Грефом, Антоном Силуановым и т.д.

Однако исход реформы слабо предсказуем. Ее возможный старт приходится на период упадка отечественной экономики и санкционного давления. Кроме того, большая реформа – удар по элитам, которая ударит по капиталам и интересам многих системных игроков. Кроме того, многие олигархи хотят, что бы индустриализация шла за счёт населения, рядовых россиян, а не национализации элит. Что-то вроде идеи возрождения «Сталинских займов» у населения на развитие промышленности, такой подход мог бы примерить элиты с реформой.