"Блаженны нищие духом..." Почему? Объясняет профессор Алексей Осипов
На модерации
Отложенный
Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Что означают эти слова, рассказал богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Не случайно именно с этого начинается Нагорная проповедь Христа.
Есть рукописи, в которых написано просто «блаженны нищие», даже нет слова «духом». Но канонический текст, большинство рукописей и всё святоотеческое предание утверждают, что речь здесь идёт не о нищих телесно, а о нищих духом.
Святые отцы говорят, что подлинный смысл самих слов учения Христа мы можем найти только в описаниях святых отцов. Через свой личный опыт своей духовной жизни они раскрыли, что же такое — нищие духом. Что же это означает?
Если любой человек примет решение жить по заповедям Евангелие (а не по принципам общечеловеческой нравственности)... Если жить по общечеловеческим законам, то достаточно придерживаться следующего: не убивай, не воруй, не развратничай, не делай другому того, чего не хочешь себе...
Евангельская жизнь отличается от общечеловеческой нравственности. Чем? Тем, что речь идёт не просто о нравственности, как таковой. Речь идёт о духовной жизни, то есть о том, что в моей душе творится. К чему я стремлюсь? Какова цель моей жизни? Какие у меня мысли? Каковы мои желания? Каковы мои настроения? Мои чувства?
Целый мир, который никто не видит, кроме меня самого. И этот мир может быть принципиально отличным от той нравственности, которой я придерживаюсь вовне. Внешне может выглядеть всё очень даже пристойно. А внутри? Каких только гадостей нет.
Если человек примет христианство, не по крещению, а примет осознанное решение жить по христианским заповедям, то с чем он столкнется? Что значит жить по-христиански? Не завидовать, не лукавить, не лицемерить, не тщеславиться, не гордиться и так далее. То есть придерживаться того, чего никто, кажется, и не видит, и не заметит.
Человек, который принимает такое решение, вдруг сталкивается с невероятными вещами. Оказывается, я не могу не осуждать, не могу не тщеславиться, не могу не завидовать, не могу не объедаться… Вот это да!
А я думал, что я хороший человек. И вдруг я начинаю понимать, что, оказывается, я ничего не могу.
Я ничего не могу. Это первая ступень осознания нищеты духовной. Эту нищету духа святые отцы называют смирением. Оно имеет множество ступеней. Увидеть свою немощность — это начальная ступень.
Если человек обращается к Богу с молитвой, если он смиряется, осознаёт собственную нищету, то Бог по мере его смирения даёт ему возможность постепенно исправляться. Но только по мере смирения.
Нет и не может быть истинной любви в человеке без смирения. Мера смирения определяет и меру любви в душе человеческой.
Все святые отцы решительно говорят, что нищета духовная, которая приобретается опытом христианской жизни, является основанием всей духовной жизни человека. Только на её основании можно приобрести Царство Божье.
Но бывает и по-другому. Кто в рай вошёл первым? Бандит, висевший по левую руку от Христа. Почему вошёл? Помните, что он сказал на кресте: «Достойное по делам моим получаю». Мы в своих страданиях многое забываем. Смотрим на свой крест, как на что-то ужасное и несправедливое…
И вдруг в этих жутких страданиях разбойник говорит: «Достойное по делам моим получаю" Обращаясь ко Христу, говорит: "Помяни меня, Господи, во Царствии своём». Вы слышите, какие слова? Я там никогда не буду, ты меня там помяни. Вот она нищета духовная. Он видит себя. И понимает, что у него руки по локоть в крови…
И что ему дарует это смирение? Ответ из уст Христа: «Сегодня же будешь со мною в раю». Вот почему блаженные духом. Потому что их есть Царствие Небесное. Оказывается, только через это состояние человек достигает Царствие Небесное.
Всё язычество, всё иудейство, всё католичество пронизано мыслью, что мы можем заработать Царство Небесное. Поклонами, молитвами, посещениями храмов, добрыми делами, пожертвованиями...
Богу не нужны все наши дары. Царство Божье только там, где есть нищета духа. Где нет нищеты духа — там нет Царства Божьего.
Всё язычество направлено на зарабатывание Царства Божьего, Христово учение — на очищение души.
И что главное в этом очищении? Приобретение нищеты духа. Смириться. Тогда человек получает Царство Божье, не как заработок, а как естественное соединение с духом Божьим. Без нищеты духовной никакого царства Божия быть не может.
Если мы говорим о христианстве, то это — основание духовной жизни.
Комментарии