ФНБ за год вырос вдвое, а пенсии едва-едва
На модерации
Отложенный
В России забыли, что фонд создан для балансировки бюджета ПФР
Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) в январе 2021 года увеличился на 103 млрд рублей и на 1 февраля достиг 13,649 трлн рублей (11,7% от ВВП).
При этом на 1 февраля 2020 года, согласно статистике Минфина, объем ФНБ составлял всего 7,84 трлн рублей (6,9% от ВВП). Таким образом, в абсолютном денежном выражении ФНБ вырос почти в два раза (а его доля от ВВП выросла в 1,7 раза). Подобный рост, да еще в год пандемии, впору назвать беспрецедентным.
Если вспомнить, что ФНБ создан как часть «устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан РФ на длительную перспективу», а его цель определена на сайте Минфина как «обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета ПФР», впору ожидать такого же роста пенсий.
Но ничего подобного нет. Власти не объявляют об увеличении пенсий хотя бы в 1,5 раза. В 2021 году ожидается индексация пенсий всего на 6,3%. Это выше инфляции, которая составила 4,9%, подчеркивают чиновники. Однако, инфляция на простые продукты и товары первой необходимости, на которые только и хватает средств у стариков, всегда выше среднего значения.
А работающие пенсионеры и вовсе остаются без индексации. Президент Владимир Путин недавно поручил «проработать этот вопрос». Минтруд даже заявил о неких предложениях, направленных в правительство. Но где гарантия, что Мифин не «зарежет» идею? Как уже не раз бывало с другими социальными инициативами. Денег нет, могут сказать в ведомстве. Хотя они есть.
Таким образом, государство пополняет закрома, предназначенные старикам, но даже и не думает использовать эти средства по назначению. Скаредность чиновников привела к тому, что до половины россиян, согласно опросам, разуверились в том, что у них будет нормальная пенсия и готовятся копить на старость самостоятельно. Может в этом и была цель пенсионной реформы?
Причем деньги ФНБ толком не тратятся ни на пенсии, ни на другие социально-экономические цели. Богатство страны пропадает втуне.
Своим видением ситуации с «СП» поделился экономист Владислав Жуковский.
— Изначально ФНБ и Резервный фонд были выделены из Стабилизационного фонда. И нам в 2000-е годы очень много рассказывали, что есть риск «голландской болезни» в российской экономике.
«СП»: Что это такое?
— Когда в страну поступает большой объем доходов от экспорта нефти и газа, то притекающая валютная выручка остается в избытке на валютном рынке, провоцируя избыточное укрепление курса национальной валюты — рубля к доллару, к евро. Импорт становится более дешевым и конкурентоспособным, покупательная способность населения опережает рост производства, а внутреннее производство становится непроизводительным, неэффективным, неконкурентным.
Если же экспортная валютная выручка будет притекать в страну, а Центробанк будет ее выкупать — то есть печатать рубли, — то он сможет удерживать национальную валюту от резкого укрепления, но будет увеличиваться объем денежной массы в обращении, что приведет к разгону инфляции.
Поэтому было предложено изымать лишние нефтегазовые доходы, чтобы этой «голландской болезни», убивающей внутреннее производство и разгона инфляции не было. Лучше будем копить деньги. Так создавали Стабилизационный фонд.
«СП»: Звучит вполне разумно…
— Но сейчас ситуация изменилась. На дворе не первая половина 2000-х, когда рубль укреплялся в входе глобального сырьевого суперцикла, на фоне роста цен на нефть с 15 до 150 долларов за баррель за шестилетку, на фоне реально колоссального профицита в размере 10−12 процентов от ВВП, роста валютных резервов. Уже много лет рубль к доллару дешевеет. Курс был 24 рубля за доллар, потом 32, 35, потом 40 рублей в 2014 году, потом видели 60, 65, 70, 80, 82 рубля за доллар недавно. То есть изначальная логика изъятия валюты уже не работает.
Шоковая девальвация рубля, когда он упал к доллару в три раза с 2008 года была реализована для того, чтобы увеличить доходы крупного бизнеса и экспортеров сырья.
И конечно для того, чтобы увеличить доходы бюджета, который зависит не только от нефти и газа, но и от прочего сырья. Ну, а то что народ обнищал, выросли цены в 3−4 раза, покупательная способность населения упала, потому что цены на импорт взлетели в разы… Проблемы индейцев шерифа не волнуют. Им говорят, что государство им ничего не должно. Денег нет, но вы держитесь.
Поэтому уже не факт, что нужно и дальше продолжать изымать валютную выручку. Нужно те деньги, которые есть, направить на развитие экономики, на повышение прожиточного минимума до 25 тысяч рублей, на повышение пенсий до 25−30 тысяч рублей, реальное бесплатное всеобщее качественное образование, на медицину, на инвестиции в науку. А то сейчас это менее 1 процента от ВВП, — меньше, чем бюджет «Роснано» и «Сколково». А Европа тратит на науку 2,5, Китай — около 3-х, Финляндия и Израиль — около 4-х процентов от ВВП. Мы десятилетиями тратим на НИОКР меньше, чем наши конкуренты.
Сейчас уже никто не вспоминает для чего создавалась эта «кубышка». А ее создавали, чтобы не было перегрева экономики, укрепления рубля, избыточного роста денежной массы, разгона инфляции и т. п. Потом стали говорить, что это на черный день и когда сумма накопленного превысит 7 процентов от ВВП, мы пустим излишки в экономику. Но там уже почти 12 процентов, по ликвидной части больше 8 процентов, но деньги все равно не дают. В бюджете на ближайшую трехлетку вообще не запланированы никакие расходы с ФНБ. Все будет финансироваться за счет роста госдолга.
«СП»: Заначка полезна, когда ею можно воспользоваться…
— По большому счету ФНБ превратился в кубышку для своих. Это некая теневая кормушка, внутренний карман для кормления близких к власти бизнесменов и олигархов. Например, в январе часть ФНБ — 36 млрд рублей выделена на поддержку ВЭБ. При том что убытки ВЭБ составили 176 млрд в 2018 году, 53 млрд в 2019 году, плюс 30 млрд рублей за 9 месяцев 2020 года. Плюс средства ФНБ выделяли: на кредиты Януковчу, на восстановление Сирии, на помощь госбанкам и госкорпорациям.
При том, что «Единая Россия» повысила нам пенсионный возраст на 5 лет, бессрочную заморозку пенсионных накоплений — по сути конфискацию — в 2014 году ввели, повышают минимально необходимый трудовой стаж, увеличивают расчетный срок дожития после выхода на пенсию, новые требования для получения страховой пенсии вводятся. Власть дает понять, что нормальных пенсий в России не будет, что это излишек, некая роскошь и поэтому у кого есть деньги — копите сами, вкладывайте в детей и т. п. ФНБ — это гробовая заначка.
— Экономическая система РФ отличается тем, что, с одной стороны, накапливает жирок, а, с другой, предпочитает не тратить на население лишний рубль, — говорит доцент кафедры экономики труда СпбГЭУ Андрей Песоцкий. — Вспомним, что ковидные выплаты населению и бизнесу в 2020 году в нашей стране составили менее 2 процента от ВВП страны, при том, что во многих странах «первого мира» они превышали и 10 и 20 процентов.
Казалось бы, парадокс — российская экономика показала падение, а не рост в прошлом году, вроде как всем тяжело — не до накоплений. Однако государство умудряется не только не «проедать», но и наращивать финансовые резервы. Укрепляется порядок, подразумевающий накопление колоссальных финансовых средств в распоряжении федеральных органов власти, которые в должной объеме не доходят ни до регионов, ни до простых людей, однако тратятся на крупные федеральные начинания или просто копятся на прошлый день.
«СП»: Это хорошо или плохо?
— С одной стороны, происходит своеобразное возвращение государственного планирования, когда центральная власть, а не, например, бизнес, становится основным стратегом, располагающим наибольшим объемом ресурсов, но, с другой стороны, советский госплан строил БАМ, Саяно-Шушенскую ГЭС и другие масштабные проекты в глубинке, а в нынешней России дела с такими проектами куда более скромные.
Комментарии