Мысли вслух. Вечность и время.

На модерации Отложенный

     Что есть время, существует время вообще как таковое? И что самое важное и интересное – существует ли вечность   и чем она отличается от времени – вот те вопросы, на которые в сжатой форме хотелось бы ответить в этой своей заметке. На сегодняшнее время существуют как весьма экстравагантные теории, граничащие с мистикой, так и вполне приземлённые физические теории времени. Наиболее известной и общепризнанной в научном мире теорией времени является специальная теория относительности Эйнштейна. В отличие от нерелятивистской, классической физики она вводит новые представления о времени и пространстве для физических явлений, происходящих со скоростями, близкими к скорости света (так называемая релятивистская физика), связывая пространство и время в четырехмерный пространственно-временной континуум. В свете этой теории метрические свойства времени и пространства теряют свойство абсолютности, каким они были наделены в классической нерелятивистской физике. Величина временного интервала (промежуток времени) и длина зависят от скорости движения относительно системы отсчета, в которой они измеряются. Чем ближе эта скорость к скорости света, тем больше величина временного интервала (на обыденном языке говорят: время замедляется). Время лишается свойства абсолютности, которым было наделено в нерелятивистской физике. Отношение одновременности между событиями становится относительным к системе отсчета. События, являющиеся одновременными в одной системе отсчета, будут не одновременными в другой системе отсчета, которая движется относительно первой с некоторой скоростью. Отношение порядка сохраняется для событий, находящихся внутри светового конуса. За его пределами понятие временного порядка становится неопределенным. Время, по-прежнему, непрерывно, одномерно. Абсолютным, т.е. ничем не обусловленным, является четырехмерный пространственно-временной континуум. Вывод об абсолютности пространственно-временного континуума на наш взгляд весьма тенденциозным с философской точки зрения, таковым, который обусловлен чисто научным соображением, в контексте понятийного аппарата специальной теории относительности. Однако философский взгляд на время тем и отличается от конкретно-научного представления, что не ограничен существующими знаниями о материальном мире, а обладает способностью взглянуть на этот вопрос под иным, а точнее метафизическим углом зрения. Для этого не обязательно опираться на достигнутые наукой знания о времени и пространстве, ограничиваясь только обобщением достижений естествознания, в чем якобы, по мнению ученых, состоит главная функция философии. В то время как роль философии состоит в другом – определении онтологических, метафизических основ бытия, используя для этой цели всю силу и глубину логического анализа, и чистого мышления, как сказал бы еще Гегель. Поэтому, если вырваться из цепей «прокрустово ложе» научного знания о времени, тогда можно прийти к качественному иному взгляду на проблему времени. Как мы знаем из истории философии подобной оригинальностью и глубиной представления о времени отличались взгляды средневековых философов и теологов, ну и, конечно, великого немецкого мыслителя Канта. Прежде, чем ответить на вопрос что такое время необходимо остановиться на особенностях нашего познания действительности. Все дело в том, что познаваемый нами мир и наши знания о нем это не «снятая реальность» в нашем сознании, не ее буквальный отпечаток, а в определенной степени идеальный образ этого мира, возникающий благодаря особому устройству нашего сознания. Так вот время и пространство и есть этим врожденным атрибутом сознания, априори свойственному человеку в процессе познания, как полагал немецкий философ Кант.   Пространство и время представляют собой тот пусковой механизм, благодаря которому происходит, образно говоря, инвентаризация действительности, то есть собственно познание как таковое. Все, что мы знаем о мире - наши науки, теории - это не сама реальность в чистом виде, а способ вскрытие ее сущности в весьма специфических понятиях, категориях и символах.

Поэтому, когда учёные говорят о существовании пространственно-временного континуума, они выделяют особые свойства и формы реальности, отличающие их от других форм существования материи - объектов, явлений, процессов. Хотя для всех здравомыслящих людей вполне очевидно, что отличие их между собой предельно условное и относительное, что все так называемые формы существования материи - это одна и та же реальность, бытие как таковое. Время, пространство, объекты, вещество, энергии - все это материя и существуют, потому что существует материя. Не было бы материально изменчивого, ограниченного в своих проявлениях мира - не было бы времени. Поскольку все изменения в материальном мире не могут происходить иначе, чем в весьма специфической форме материального бытия - пространстве. С философской точки зрения существование времени детерминировано материальностью мира, являясь своеобразной мерой длительности и частотой протекания изменений, ограниченных рамками своего существования. Только несовершенному миру свойственна изменчивость, а, следовательно, существование во времени, имеющему начало и конец. Поэтому время и не абсолютно, а, являясь «мерой движения материи», не только зависит от материи, но и определяется и коррелируется материей. Абсолютное, не ограниченное никакой материальностью протекание изменений в мире свойственно не времени, а вечности. Развитие и эволюция, которым наделяют наш несовершенный мир, не несут в себе никакой творческой новизны, а обладают исключительно функцией приспособления к изменяющимся условиям. Изменяются лишь формы существования материального мира, для которых "изменения - все, а цель - ничто". Время, в этом случае, как бы «перемалывает» изменения без изменений, приговаривая несовершенный мир к бессмысленным повторениям одних и тех же изменений, которым нет, казалось бы, конца, и которые не изменяют мир к лучшему.

   Вечность, таким образом, это не антипод времени, не отрицание существования времени, а такое «время совершенной материи», когда изменения, происходящие мире, знаменуют собой не «изменения ради изменений», а как бы «прославление совершенной материи», в новом обновленном мире. Прообраз такой «вечности» мы можем увидеть в нашей памяти и сознании, где все события прошлого, настоящего и будущего как бы сплетаются в один узел, являя собой единое целое. Прошлое, настоящее и будущее, будучи изменяемыми, скоротечными и проходящими в нашем материальном мире, в сознании существует как одно "изменяемое неизменное". Но если такая "изменяемая неизменность" существует в нашем сознании, то почему бы ни допустить возможность существования такого «времени-вечности», при котором все изменения в материальном мире не исчезают бесследно, подобно «колесу сансары» заменяя их новыми, и так до бесконечности, а как бы консервируют, замораживают все те изменения, которые были в ныне существующем мире. Если принять такую фантастическую гипотезу в качестве рабочей за основу, то тогда наша вселенная – это «бешеный принтер», который плодит жизнь в безмерном количестве, отправляя всю информацию в иной мир, «мир вечности». Ведь если в нашем материальном мире, время - это мера констатации таки изменений в материальном пространстве, которые имеют начало и конец, рождение и гибель, то почему бы допустить существование такой реальности, в котором изменения не имеют начала и   не имеют конца. Считаем же мы вечными, хоть и в метафорическом смысле, любовь, веру, надежду. Таким образом, вечность - это не отсутствие времени, не абсолютный покой, не нечто застывшее и неизменное, а изменение без начала и конца. Иными словами, вечность - это "время без времени", некая "вневременность бытия". Вечность - это такая жизнь во времени, где изменяются только духовные и душевные потребности, а физические изменения отсутствуют.