Что писал Ницше о евреях

На модерации Отложенный

Существует популярный миф, что Адольф Гитлер построил третий рейх на идеях Ницше. Подобную глупость может повторить только человек, ни разу не читавший философа.

 Гитлер воспользовался некоторыми мыслями Ницше, изрядно их исковеркав.

 

 Ницше не стремился к систематике в философии (философия для него не система, а все исчерпывающие высказывания о мире), его взгляды, в частности на евреев и иудаизм, дают основания для разных и даже противоположных оценок.

 

Сверхчеловек Ницше, например, это представления философа об образе человека через многие тысячелетия, который развился так же, как мы относительно первобытных людей.

Как видите, ни какого  соотносится с сверхрасой Гитлера.

 

          Ницше стал в непримиримую оппозицию к христианству, а через него и к иудаизму и евреям. Непростительное преступление                евреев перед человечеством Ницше видел в созданной ими и воспринятой христианами морали, основанной на принципах                    равенства, добра и сострадания, которая внесла в историю порчу, ибо ослабила волю избранного меньшинства к власти                        и дала   возможность слабым и неудачникам сравняться с избранными и даже превзойти их в жизненном статусе. 

Вся проблема евреев имеет место лишь в пределах национальных государств, так как здесь их активность и высшая интеллигентность, капитал ума и воли, накопленный множеством поколений в школе страдания, должны всюду получить перевес и возбуждать зависть и ненависть.
Поэтому во всех теперешних нациях, особенно с более выраженным национализмом, распространяется веяние казнить евреев, как козлов отпущения, за всевозможные внешние и внутренние бедствия.

Эти строки относятся к 1878 году.

Они, скорее, предупреждают еврейский народ о надвигающейся беде.

Ницше признает высокую нравственную развитость этого народа и сочувствует ему:

для Ницше: евреи — народ, «у которого по нашей вине была самая скорбная история в сравнении с другими народами, который дал самый чистый тип мудреца (Б. Спинозу) и производящую могучее влияние Книгу, и нравственный закон, имевший сильное действие».
Неоценимой считал Ницше роль евреев в создании европейской культуры: «...в самые темные эпохи средних веков, когда азиатская грозовая туча нависла над Европой, еврейские свободные мыслители, ученые и врачи крепко держали знамя просвещения и умственной независимости и защищали Европу от Азии, несмотря на то, что подвергались насилию и находились в самых тяжелых условиях».
О современном ему еврействе Ницше писал: «Нет никакого сомнения в том, что из всех живущих в настоящее время в Европе рас самая сильная, самая живучая и самая чистая — это евреи», — и считал, что в будущей сильной смешанной европейской расе евреи — весьма «пригодный и желательный ингредиент».
Ницше высоко ценил творчество Генриха Гейне (ставил сразу вслед за И. В. Гете), а также Дж. Мейербера, Ж. Оффенбаха, Ф. Мендельсона и других, резко отрицательно высказывался об антисемитизме, считая его проявлением узости и стадности, и даже предлагал изгнать «антисемитских крикунов» из Германии.
Некоторые аспекты философии Ницше оказали заметное влияние на иврит новую литературу, особенно на М. И. Бердичевского, И. Х. Бреннера и Ш. Черниховского, а также на идеологию некоторых течений раннего сионизма, резко отмежевывавшихся от еврейской религиозной традиции

Национализм. Вот что является бедой и проблемой. Вовсе не отдельные несчастные народы.