Грех ростовщичества или кредитное рабство капитализма.

На модерации Отложенный

В современном мире кредит воспринимается как неотъемлемая часть жизни. В Америке вообще вся жизнь построена на кредитах. В этой стране не пользоваться кредитами, равно снижению социального статуса, ибо это означает, что государство тебе не доверяет. Credit History - система баллов. Чем выше  баллы, тем выгоднее условия покупки, тем ниже ставка кредита, тем выше твой социальный статус. Наша страна в начале двухтысячных тоже пережила бум потребительских кредитов.

Но вот что интересно, много ли вы найдете людей, довольных вещью, взятой в кредит в то время? Я уверен, что переплатив чуть ли не в два раза, большинство испытывало моральное удовлетворение сравнительно непродолжительное время, а потом наступало горькое разочарование. Это как доза для наркомана, сначала кайф, потом ломка.

Кредит - это основополагающая часть капиталистической системы, возведенная в ранг религиозного обряда. И если основатель протестантизма Мартин Лютер выступал против ссудного процента:

Язычники могли заключить на основании разума, что ростовщик есть четырежды вор и убийца. Мы же, христиане, так их почитаем, что чуть не молимся на них ради их денег. Кто грабит и ворует у другого его пищу, тот совершает такое же великое убийство (поскольку это от него зависит), как если бы он кого морил голодом и губил бы его насмерть... Поэтому на земле нет для человека врага большего (после дьявола), чем скряга и ростовщик, так как он хочет быть богом над всеми людьми.

То другой отец-основатель протестантизма — Кальвин — в написанном им письме о ростовщичестве занимает позицию, совершенно отличную от Лютера. Он бы против наиболее одиозных форм ростовщичества, но вместе с тем считал "естественным" получение барыша от ссуды денег, особенно на цели получения дохода заемщиком и если процент не будет "чрезмерным. Но этой "трещины" ростовщикам этой в позиции христиан было достаточно, процесс завоевания ими новых плацдармов ускорился. В своей статье.

Зачем миллиардеру столько денег, если всё равно он не сможет их потратить за всю свою жизнь?

Я уже писал, что именно протестантизм стал тем спусковым крючком, который и обеспечил мощный экономический рост в странах Запада. Мы как-то забыли, что религия в относительно недавнее время занимала огромнейшее значение в жизни любой страны. Поэтому важнейшим результатом экономического рывка капитализма стало и то, что, по словам Макса Вебера, вера протестантов освобождала "приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и в угодное Богу занятие" 
 Но давайте переместимся с небес на землю, то есть к мирским делам. Как на Руси появилось крепостное право?

Владеющие землей бояре и монастыри зазывали к себе новых крестьян. Для обустройства на новом месте землевладельцы предоставляли им льготы в исполнении повинностей, помогали обзавестись собственным хозяйством. В этот период люди не были прикреплены к земле, имели право искать более подходящие для жизни условия и менять место проживания, выбирая нового землевладельца.

Перевожу на "современный язык".

Владеющие крупными денежными средствами бояре зазывают к себе новых "крестьян", чтобы те пускали в оборот те деньги, что лежат у боярина мертвым грузом.

Затем в России наступила новая эпоха, продолжавшаяся достаточно долго. Начиналась она с постепенной потери возможности свободного переселения на другие территории. Обремененные непомерными выплатами земледельцы не могли погасить задолженности. В итоге крестьяне становились крепостными.

Вы думаете такое в современном мире невозможно? Много ли тех, кто обременен кредитами может просто сорваться и переехать на новое место жительства? Или ещё лет 40 назад мог ли советский человек, потерявший работу, скажем из-за временной "нетрудоспособности", подумать о том, что его могут выселить из квартиры, которую, по словам современных пепси-антисоветчиков, получил за счет налогов, выплачиваемых государству?

Чтобы понять насколько потребительство и ростовщичество пагубно для человечества, надо вернуться к религии и привести пример из истории. Иисус Христос всегда проявлял смирение и терпение в отношении окружавших Его грешников. Молитвами и проповедями он наставлял их на путь истинный. И лишь однажды он применил силу, хотя одним словом Христос мог сделал так, чтоб бесплодная смоковница засохла... 
Поэтому история изгнания Иисусом Христом торговцев и менял из Иерусалимского храма – одна из наиболее ярких и запоминающихся в Новом Завете и как мы знаем, изгнание Христом их из храма было той "последней каплей", которая привела фарисеев и первосвященников к решению об убийстве Сына Божия. (Мф., 21:13). В случае с торговцами и меновщиками он действовал не только и не столько словом, сколько силой - перевернул скамьи торговцев, столы меновщиков, изгнал их из храма, используя хлыст, сплетённый из верёвок. Возможно, этим Он дал понять, что бороться с таким злом, как торгашество и ростовщичество, следует даже силой...

Нет, я не призываю к революции. Но построение справедливого и гармоничного общества не должно основываться на долгах и кредитах. А для попавших в затруднительное положение должна существовать своеобразная "касса взаимопомощи". И если в этом обществе не происходит ни войн ни кризисов, то "касса" постоянно пополняется и следующее поколение живет лучше, чем предыдущее. Капиталистическое же общество живет по другому принципу:

Набирай кредиты, ребенок отдаст.