Байден потребовал от России и Мьянмы сменить курс

На модерации Отложенный

Заявив, что демократия не будет принесена в жертву, Байден потребовал от России и Мьянмы сменить курс

The New York Times  3 февраля 2021 год,

 

Президент скоро обнаружит, как многолетняя усталость от санкций, усугубленная действиями администрации Трампа, и снижение американского влияния могут затруднить выполнение его обещаний.

 

Сторонники военных в Мьянме на этой неделе. По словам союзников, наказание военных может еще больше подтолкнуть генералов к китайцам.

 

WASHINGTON — Через две недели после вступления в должность, президент Байден потребовал, чтобы Мьянма аннулировала государственный переворот и чтобы Россия освободила своего самого известного политика-диссидента Алексея Навального, арест и вынесение приговора которому вызвали протесты такого масштаба и интенсивности, что вызвали удивление у местных властей и, скорее всего, в Кремле.

В обоих случаях г-н Байден заявил, что Соединенные Штаты не потерпят подрыва демократии - или, как в случае Мьянмы, попытки отменить демократические выборы. Не нужно внимательно читать его комментарии, чтобы увидеть подтекст, что Соединенные Штаты все еще сами борются с последствиями подобной опасной попытки.

И в обоих случаях г-н Байден намекнул, что вскоре последуют санкции - излюбленный, хотя сейчас и чрезмерно часто используемый инструмент американских властей.

Для многих критиков администрации Трампа это является освежающим признаком возвращения прав человека на первое место во внешней политике Соединенных Штатов, и ожидается, что эту тему президент Байден затронет в четверг в своем первом внешнеполитическом выступлении. Что характерно, он планирует произнести его из здания, которое президент Дональд Трамп часто называл «Глубинным государственным департаментом».

Но проводить кампанию на тему восстановления моральности американских действий в мире легче, чем заставить своенравных авторитарных политиков и генералов изменить свое поведение.

В очень разных случаях Мьянмы и России г-н Байден скоро обнаружит, что годы усталости от санкций, усугубленные действиями администрацией Трампа, и снижение американского влияния сделают выполнение обещаний намного сложнее, чем в те времена когда он был вице-президентом. Но, особенно в случае с Россией, он также может увидеть некоторые новые возможности.

«Мы попали в ловушку, что санкции - простой ответ на любую проблему», - отметил в среду Иво Даалдер, президент Чикагского совета по глобальным вопросам и бывший посол в Организации Североатлантического договора при президенте Бараке Обаме. «Они демонстрируют вашу заботу и устанавливают некоторую цену, но обычно недостаточную для изменения поведения».

При этом он отметил, что «вы должны быть осторожны, помните, что президенты часто тянутся к ним, потому что делать все остальное кажется им слишком дорогостоящим».

Ужасная правда заключается в том, что при плохом исполнении санкции могут иметь неприятные последствия.

Наказание вооруженных сил Мьянмы чревато риском еще больше подтолкнуть генералов в объятия Китая, - это предупреждение было на этой неделе высказано союзниками, включая Японию. Пекин уже финансирует и строит многие из крупнейших инфраструктурных проектов Мьянмы, например китайский телекоммуникационный гигант Huawei прикладывает усилия по подключению одной из самых изолированных стран мира к сети сотовой связи 5G. Руководители Китая, несомненно, приветствовали бы новые американские санкции как свидетельство того, что Вашингтон - ненадежный партнер.

А официальные лица Госдепартамента признали во вторник, что четыре из высших генералов, организовавших переворот, уже находятся под санкциями. Излишне говорить, что эти санкции не помешали им свернуть десятилетний постепенный переход к демократии. (Также не помогает и то, что г-жа Аун Сан Су Чжи, свергнутый гражданский лидер страны, непоправимо испортила свою репутацию лауреата Нобелевской премии мира, защищая вооруженные силы, совершавшие зверства против мусульман рохинджа.)

Угрожать президенту России Владимиру Путину будет еще сложнее.

Г-н Байден принимал участие в дебатах администрации Обамы в 2014 году о том, следует ли Соединенным Штатам наложить самые суровые санкции против России за вторжение на восток Украины и должны ли они спонсировать сочетание физической и виртуальной войны там. Спустя более шести лет надо признать - этот режим санкций потерпел неудачу в достижении своей единственной цели: заставить г-на Путина изменить курс, вывести свои войска и прекратить преследовать суверенное бывшее советское государство.

Поэтому, когда Соединенные Штаты осудили приговор г-ну Навальному, активисту, чье отравление и арест вызвали протесты людей по всей России - более 10 000 протестующих были задержаны властями, - высшие помощники г-на Байдена признали, по словам одного из них, что когда речь идет о Кремле, «Мы насанкционировались вдоволь».

Помощники г-на Байдена говорят, что отличие сегодняшних действий состоит в том, что они будут работать, чтобы скоординировать давление с союзниками, чьи взгляды г - н Трамп, в течение последних четырех лет, в основном игнорировал, когда он тянулся к телефону , чтобы твитнуть приказ на введение новых санкций или тарифов.

(Эти твиты редко были вызваны нарушением прав человека.)

Для г-на Путина, конечно же, нет более любимого занятия, чем выставлять г-на Навального и протестующих в качестве инструментов Соединенных Штатов, которые стремятся дестабилизировать страну. В последний раз Соединенные Штаты так прямо преследовали его за подавление демократических голосов и надежд в Москве почти десять лет назад, когда тогдашний госсекретарь Хиллари Родэм Клинтон выступила с заявлением о его усилиях по фальсификации парламентских выборов.

Г-н Путин обвинил ее в том, что она послала «сигнал» «некоторым действующим лицам в нашей стране», а аналитики американской разведки позже пришли к выводу, что действия России по краже электронных писем у демократов и их обнародованию, чтобы поставить ее в неловкое положение на президентских выборах 2016 года, представляли собой прямое возмездие.

Но внутри Белого дома Байдена есть надежда, что тысячи россиян, вышедших на улицы в знак протеста, возбужденные историей о том, как правительство пыталось убить г-на Навального, могут дать Соединенным Штатам возможность ввести эффективные санкции. По словам представителей администрации Байдена, в случае их умелого применения и с помощью европейских союзников многие простые россияне могут приветствовать санкции как знак того, что Соединенные Штаты на их стороне.

«Неожиданно в России возникла новая политическая среда, в которой многие хотят посмотреть, как отреагирует мир, начиная с Байдена», - сказал Стивен Сестанович, который работал в нескольких администрациях, занимаясь советскими, а затем и российскими делами.

«Как правило, поддержка демократии наиболее эффективна, когда она сочетается с сильным внутренним толчком внутри страны в поддержку реформ и свободы», - сказал г-н Сестанович, ныне профессор Школы международных и общественных отношений Колумбийского университета. «И до сегодняшнего дня , мы не видели этого в России долгое время».

Известно, что Владимир Ашурков, исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией г-на Навального в Москве, на прошлой неделе написал г-ну Байдену с просьбой ввести санкции в отношении 35 россиян, которые активно участвуют «в репрессиях и коррупции режима Путина».

«Запад должен санкционировать лиц, принимающих решения, которые сделали своей национальной политикой фальсификацию выборов, воровство из бюджета и отравление», - написал он. Эта же группа выпустила видео, на котором запечатлен дворец за миллиард долларов, который, как говорят, друзья-олигархи г-на Путина построили для него.

В эпоху Трампа, конечно, давление в поддержку демократии всегда было расчетливым маневром, который использовался настолько непоследовательно, что подрывал американские требования, утверждения и претензии.

Г-н Трамп мало говорил о злоупотреблениях Китая в концентрационных лагерях Гонконга или Северной Кореи, пытаясь заключить сделки с этими правительствами. Его взгляд на Китай изменился только в последний год его пребывания в должности, когда он начал обвинять страну в коронавирусе, который он назвал «китайским вирусом». Он сказал, что не планирует резко наказывать друзей, таких как Саудовская Аравия, пока они покупают американское оружие, даже после того, как американская разведка связала наследного принца Мохаммеда бин Салмана с убийством журналиста-диссидента Джамаля Хашогги.

Задача г-на Байдена состоит в том, чтобы показать, что он действует более последовательно - есть намеки, что его администрация выпустит отредактированную версию документа с доказательствами по делу Хашогги. Но он приходит к этому с меньшим набором рычагов, чем предыдущие президенты.

Одна из причин этого заключается в том, что американские санкции в последние годы оказались менее устрашающими.

В случае с Ираном многие в окружении г-на Трампа считали, что несколько лет репрессий против экспорта нефти сломают тамошнее правительство или, по крайней мере, как предсказывал сам г-н Трамп, вынудят руководство страны заключить новую сделку. Не случилось ни того, ни другого.

Г-н Трамп переехал в свое поместье Мар-а-Лаго во Флориде. Аятолла Али Хаменеи, стареющий и находящийся под давлением, пережил его.

Тарифы не изменили поведение Китая. Он ускорил наступление на Гонконг, усилил контроль над мусульманскими меньшинствами и выступил с новыми угрозами Тайваню.

Примечательно, что новый госсекретарь Энтони Дж. Блинкен в свой первый день заявил журналистам, что он согласен со своим предшественником Майком Помпео в отношении Китая, что «против уйгуров был совершен геноцид, и это не изменилось».

Выяснение того, как заставить Китай расплачиваться за геноцид, может стать одной из его следующих сложных задач.

 

Дэвид Э. Сэнгер - корреспондент   

.