Был ли готов Советский Союз к нападению Вермахта в 1941 г.?

На модерации Отложенный

Кажется, что ответ на этот вопрос известен. Все знают, что СССР не был готов к войне, что, несмотря на многочисленные предупреждения о неминуемом нападении Вермахта на Советский Союз, Сталин им не верил, что в ходе репрессий был ликвидирован почти весь командный состав Красной Армии и т.д. В результате СССР понес огромные человеческие потери, а враг дошел до Москвы…

Однако при более пристальном рассмотрении этого вопроса, мы увидим, что все не так однозначно.

Прежде всего, нужно обратиться к так называемой «финской войне» 1939 г. и к истории этого конфликта. Дело в том, что уже тогда Советское правительство выразило уверенность в неизбежной войне с Германией и пыталось обезопасить свои территории со стороны Финляндии. Именно поэтому территориальный вопрос стал основным в ходе переговоров, состоявшихся в Москве в октябре-ноябре 1939 г. Первым требованием СССР было удалить границу Финляндии от Ленинграда на 90 км.

 

Штурм Выборга, 1940 г.

 

Штурм Выборга, 1940 г.

Иными словами, подготовка к войне с Германией уже шла полным ходом.

Об этом же говорит и сам И.В. Сталин на совещании начальствующего состава по обобщению опыта боевых действий против Финляндии 17/04/1940 г. : «Правильно ли поступили Правительство и Партия, что объявили войну Финляндии? <…> Война была необходима, так как мирные переговоры с Финляндией не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обеспечить, безусловно, ибо его безопасность есть безопасность нашего Отечества. Не только потому, что Ленинград представляет процентов 30—35 оборонной промышленности нашей страны и, стало быть, от целостности и сохранности Ленинграда зависит судьба нашей страны, но и потому, что Ленинград есть вторая столица нашей страны. »

Ленинград немцам так и не удалось оккупировать, что лишний раз подтверждает эффективность территориальной политики СССР по отношению к Финляндии.

Выступление И.В. Сталина на этом совещании интересно также его оценкой боевых действий и недостатков в самой армии, которые лягут на нее тяжелым грузом в начале Великой Отечественной войны.

В частности, И.В. Сталин подчеркивает следующее: «Такие же недостатки были в 7-й армии - непонимание того, что артиллерия решает дело. Все эти разговоры о том, что жалеть нужно снаряды, нужны ли самозарядные винтовки, что они берут много патронов, зачем нужен автомат, который столько патронов берет, все эти разговоры, что нужно стрелять только по цели, - все это старое, это область и традиции гражданской войны. Это не содержит ничего современного. <…> Значит - пехота, ручное оружие с полуавтоматом-винтовкой и автоматический пистолет - обязательны.»

Мы видим очевидное понимание И.В. Сталиным методов ведения современной войны. Только времени на подготовку к этой современной войне оставалось мало.

Более того, к началу войны был уже создан танк победы – знаменитый Т-З4. Уже в 1940 г. планировалось его серийное производство. Протокол Государственного Комитета Обороны о серийном производстве танка Т-34 на заводе № 183 был подписан 31 марта 1940 г.. Общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин. К несчастью, план этот не был реализован. Тем не менее, к 22 июня 1941 г. в строю было 1066 танков Т-34.

 

Т-34 готовы к бою

 

Т-34 готовы к бою

Нужно также заметить, что танк победы не появился сам по себе, благодаря какой-то счастливой случайности.

Совсем нет. Работа над модернизацией советских танков БТ шла уже давно. Так, например, 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдало заводу № 183 тактико-технические требования на новый танк под индексом А-20, после которого и появится лучший танк Второй мировой войны Т-34.

До войны было также создано и другое мощнейшее оружие победы – знаменитая "Катюша", которое вступило в бой уже в июле 1941 г.

 

Батарея "Катюш" готовится к залпу

 

Батарея "Катюш" готовится к залпу

Стоит подчеркнуть, что, если на Т-34 Вермахту удалось хоть как-то ответить «Фердинандом», «Пантерой» и «Тигром II», то на «Катюшу» отвечать Гитлеру было нечем до самого конца войны.

И напоследок, поскольку все познается в сравнении, сравним готовность к войне СССР с готовностью к войне с Германией такой страны как Франция. Ведь Франция сама объявила войну Гитлеровской Германии, и командный состав вооруженных сил этой страны не подвергался никаким «чисткам».

Мы заметим, что Франция была готова к войне с Германией, как никакая другая страна. Французы окружили себя совершенно неприступной линией Мажино.

 

Сооружения неприступной линии Мажино

 

Сооружения неприступной линии Мажино

Во главе вооруженных сил Франции стоит генералиссимус Морис Гамлен, герой Первой мировой войны. Он считается одним из самых умных генералов своего времени, пользуется уважением в самой Германии за свой ум и тонкость. В своих отчетах он специально преувеличивает силу немецких сухопутных сил, чтобы получить дополнительное финансирование армии. Так, например, он говорил о наличии у Германии 22 сухопутных дивизий, которые могут в ходе войны быть доведены до 120, в то время как у Гитлера на самом деле было лишь 7 боеспособных дивизий.

На вооружении имеются превосходные танки Somua S35, зарекомендовавшие себя в первом танковом сражении Второй мировой войны при Анню (Бельгия).

 

Французский танк Somua S35

 

Французский танк Somua S35

Несмотря на поражение в битве, это первое танковое сражение осталось за французами.

Однако ни готовность к войне, ни опыт командиров, ни некоторое превосходство в вооружении, ни сопоставимость сил не позволили Франции при поддержке Великобритании продержаться более 6 недель. Франция проиграла войну и вынуждена была капитулировать.

Потери союзников тоже очень сопоставимы с потерями СССР в начале войны. Общие потери союзников убитыми и ранеными составили 390 000 чел. и 2 млн. попали в плен; общие потери немцев убитыми и ранеными — 177 000 чел., из них 27 000 чел. — убитыми.

Итак, мы видим, что успехи Вермахта не объясняются ни «чистками» в армии противника, ни «мнимой» неготовностью к войне.

 

© Copyright: Сергей Бессонов, 2020
Свидетельство о публикации №220123000153