История кавказских народов: тупик, из которого нет выхода

На модерации Отложенный Эх, золотое было время, когда при Советах на всю страну был один основной учебник истории, плюс несколько региональных. Их можно ругать сколько угодно, но было у них одно большое достоинство: они были согласованы друг с другом и, скажем армянский учебник не противоречил грузинскому.

История кавказских народов: тупик, из которого нет выхода

Отчасти это объяснялось тем, что в стране был четкий запрос на противостояние национализму, который, как известно только обещает светлое национальное будущее, а на деле приводит к самым темным межнациональным проблемам.

И основным действующим лицом в советских учебниках все же был не какой-то народ, а рабочий класс, крестьяне и прочие герои, которые могли иметь любую национальность.

Но потом Союз распался, стали говорить об умалении роли того или иного народа, о несправедливости советской власти и т. п. В итоге народы с места в карьер рванули восстанавливать историческую справедливость с усердием, достойным лучшего применения.

И поскольку это никак не контролировалось, то некогда «дружная семья народов» превратилась в какой-то вольер с бультерьерами, в котором каждый готов разорвать другого.

Особенно ярко это проявилось на Кавказе, который мало того, что очень густонаселен, так еще и бесчисленным количеством народов, далеко не всегда мирно сосуществовавших.

Но если где-нибудь в XVIII веке территориальные претензии в основном сводились к банальным набегам, то сейчас чисто с позиции силы подобные проблемы все же не решаются. Поэтому все резко рванули доказывать свое право на ту или иную территорию.

И если три-четыре столетия назад, скажем азербайджанцам или грузинам, было безразлично, кто там открыл гелиоцентрическую модель вселенной, то теперь величие нации стало идеей фикс, в результате чего Колумб, оказывается, смог доплыть до Америки только благодаря азербайджанским ученым, а Дева Мария превращается в этническую грузинку.

Вообще, если почитать учебники истории различных народов Кавказа и Закавказья, то создается впечатление, что их писал либо шизофреник, либо рерайтер.

О шизофрении скажу ниже, но на мысли о рерайтинге наводит то обстоятельство, что там как в сказках различных народов: одни и те же сюжеты и подвиги отличаются только тем, что их свершителями считаются разные народы.

Достаточно вспомнить алан и сарматов. Есть научный подход к оным: это были ираноязычные народы, которые в настоящее время уже не существуют. Их отдаленными потомками (по крайней мере, по языку) являются осетины.

Но это если смотреть по науке, а если смотреть с позиции национализма (т. е. фактически с позиций безумия), то сарматы и аланы будут превращаться то в ингушей, то в чеченцев, то в балкарцев, то в карачаевцев, то в кабардинцев и это далеко не полный список «детей лейтенанта Шмидта».

Аналогично не поделят скифов, урартов, шумеров, хаттов, а заодно и археологические культуры прошлого. И это не считая того, что спорят и о том, кто первым научился возделывать землю, разводить коней, кто придумал стремена, начал добывать руду и т. д.

При этом Кавказ поделен весьма причудливо. К примеру, некоторые образования слеплены по принципу «коктейля». Хороший пример – Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия.

И там и там часть населения представлена тюркоязычными и родственными по отношению друг к другу карачаевцами и балкарцами, и адыгами (черкесами и кабардинцами). Это примерно как если бы было две версии Латво-Эстонии, но ни одной просто Латвии или просто Эстонии.

В итоге руководство республик даже не знает, какому народу польстить так, чтобы другой не оскорбить. Выход из этого тупика в принципе есть, если обратиться к советскому опыту, но сейчас советский подход принято ругать.

Вот и изобретают исторического тяни-толкая, где на страницах одного учебника размещаются взаимоисключающие версии.

Например, в одном из учебников скифы называются то ирано- то тюркоязычными.

То, что такой учебник не только не помирит, но и внесет дополнительный хаос, предпочитают не замечать. Из всех этих баталий естественным образом выводится самый обычный нацизм.

Нацистами, естественно, себя практически никто не признает, более того, все выступают за дружбу народов и взаимоуважение, просто хотят восстановить историческую справедливость.

А «справедливость» гласит, что тот или иной народ сыграл как минимум на Кавказе роль цивилизатора, а остальные должны быть ему за это благодарны. У других народов на этот счет, разумеется, диаметрально противоположное мнение, и когда они не сходятся, то все заканчивается банальным указанием «варварам» на их место.

До сих пор носятся с давным-давно опровергнутой теорией о происхождении человека на Кавказе (как вариант с теорией зарождения здесь белой расы). Разумеется, не обошлось без ариев, германцев и викингов. Родство с ними обнаруживают тоже практически все. К счастью, на страницы учебников этот бред попадает все же не всегда.

Когда бардак стал очевидным, проблемой заинтересовали в Москве. В итоге даже повели конференцию, в ходе которой пришли к выводу, что история Кавказа заслуживает особого внимания, и ее нужно подать с поистине филигранной точностью и корректностью!

К тому же, как говорят эксперты, роль родовых отношений на Кавказе значительно выше, чем в других регионах, что находит свое выражение как в политике и администрировании, так и в преступности.

Практически все официальные и неофициальные сообщества формируются по национальному и родовому признаку, и каждая новая "метла" первым делом сажает на все места своих. Взаимная же ненависть народов только усиливает эти процессы.

В итоге никак не могут поделить не только территории, но и власть и сферы влияния. Если в советское время на должность претендовали в основном те, кто был более профессионален, то теперь нужно быть в родстве с кем-то, а «академика» или «кандидата наук» тебе сделают. Реальные же академики останутся в стороне.

Увы, попытка создать нормальную общекавказскую историю провалилась, несмотря на неплохое финансирование. Попытка донести до сознания то, что все народы Кавказа являются частью современной России сорвалась о все тот же национализм.

По мнению некоторых российских востоковедов, это не удалось во многом потому, что на Западе есть историческая традиция финансирования националистических или религиозно-экстремистских тенденций в регионе, каждый раз, когда там начинает устанавливаться что-то похоже на порядок.

В то же время другие ученые, в т. ч. кавказские говорят, что Москва прилагает недостаточно усилий, чтобы навести прядок в исторической сфере, благодаря чему она отошла на откуп дилетантам, националистам и им подобным.

Достаточно сказать, что такие люди как, скажем, Дени Баксан принимаются местными властями как те, кто имеет право говорить об истории.

К чему это может привести, модно увидеть по Украине, где сначала выходили свои украинские версии баксановского «Следа Сатаны» (речь о «Краине Моксель»), а потом расцвела махровевшая русофобия, которая расколола собственную же страну.

Впрочем, русофобия в случае с Кавказом, как это ни странно, но играет некую примиряющую роль, поскольку злая роль России и русских – едва ли ни единственный вопрос, в котором сходятся практически все народы Кавказа.

И это позволяет хоть ненадолго забыть о той атмосфере взаимной ненависти, которая началась еще во время горбачевской перестройки, и которая уже успела принести плоды столь «дивной красоты», что отворотясь не насмотришься.

 

https://www.livekavkaz.ru/index.php?newsid=13671