Лекция профессора В.В. Матвеева и спор о холокосте: предварительные выводы
На модерации
Отложенный
В.В Матвеев
Шумная история произошла в Питере, где профессор Владимир Владимирович Матвеев уволен из Северо-Западного института управления РАНХиГС за критику холокоста.
Пресс-служба учебного заведения обосновала увольнение следующими формулировками: "Опубликованные высказывания Матвеева абсолютно недопустимы ни с научной, ни с общечеловеческой точки зрения. Для института, как и для всех нас, жителей города, отрицание холокоста и жертв нацизма звучит особенно кощунственно в Дни полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Руководство института считает неприемлемым продолжение Матвеевым преподавательской деятельности в стенах СЗИУ РАНХиГС".
От имени евреев выступил президент Российского еврейского конгресса (РЕК), крупный бизнесмен Юрий Каннер:
"В полном соответствии с классическим определением сенсации (это когда не собака укусила человека, а человек собаку) учёный полковник из Петербурга в канун Международного дня памяти жертв Холокоста прославился на весь русский интернет лекцией о том, что Холокоста не было. Система доказательств этой не самой, кстати, оригинальной гипотезы — нагромождение дремучей чуши, давно известных фальшивок и собственных выдумок, свидетельствующих о полном невежестве лектора. Всё это не заслуживает не только повторения, но и опровержения — бред мракобеса... Такая крайняя степень проявления антисемитизма на псевдоинтеллектуальном уровне: мечта о погромах сублимируется в осквернении памяти замученных нацистами. Малопочтенное в мире занятие и даже не безопасное. Во многих странах, в том числе и в России (в рамках закона против реабилитации нацизма), отрицание Холокоста является уголовно наказуемым преступлением. И некоторые особо отличившиеся поплатились за своё увлечение. Так, страстный поклонник Гитлера из Великобритании, физик по образованию, больше известный как писатель, популяризатор и фальсификатор истории нацизма, Дэвид Ирвинг в 2005 году схлопотал три года по приговору австрийского суда и даже треть срока отсидел. Или сотрудничавший с нацистами во время войны профессор из Лиона Робер Фориссон, чрезвычайно популярный в арабском мире за свои работы по отрицанию Холокоста, осуждённый французским судом и лишённый кафедры за фальсификации истории в своих работах. Три года назад он умер в счастливом 89-летнем возрасте. И буквально вчера в когорту знаменитых отрицателей шумно ворвался и наш герой – отставной полковник, действующий профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ Владимир Матвеев... В объяснениях пресс-служба областной администрации ссылается на традиции свободы слова в подведомственном институте, который «не использует практику предварительного цензурирования выступлений, опираясь на образование, квалификацию и опыт педагогической работы спикеров». Конечно, плюрализм мнений — святое дело, и мало кто сомневается, что его строго блюдут в системе отечественного образования издавна. Но свобода была и в выборе докладчика для вебсеминара к Дню Холокоста. Жизненный и административный опыт подсказывает мне, что оригинальный взгляд профессора Матвеева на действия нацистов в отношении евреев не был неожиданностью для устроителей семинара... По всей видимости, в областной администрации получили указание организовать по случаю Недели памяти тематические мероприятия. Но у кого-то то ли там, то ли в самом институте по развитию образования сильно не лежала душа к поминовению жертв Холокоста, а указание надо выполнять. Так и нашли в Санкт-Петербурге, где немало специалистов и по Холокосту, и по Второй мировой войне, и вообще не просто грамотных, а именитых историков для проведения вебсеминара о Холокосте, его воинственного отрицателя, маргинала и мракобеса с академическим званием в далёких от темы областях".
Многие видные евреи РФ требуют для Матвеева уголовного наказания.
Не сомневаюсь, что будет суд.
По крайней мере в Пензе уже судили одного преподавателя за то же самое.
Суд присяжных его, правда, оправдал. Но права преподавать лишили.
В связи с этим выскажу своё мнение:
1) Тема холокоста в мире важна наряду с другими, где напоминают о массовом уничтожении людей и свойственных Западу теориях расового и национального превосходства. Но она крайне политизирована и, что особенно важно, выведена из научного оборота.
Что на мой взгляд не просто неправильно, но указывает на некий скрытый политический интерес, не допустимый там, где ищут Истину.
Один этот факт показывает, что история с холокостом мутная, не до конца изученная и требует серьёзного и всестороннего научного исследования. Поэтому реакция научного сообщества на подобные высказывания должна быть осторожной и взвешенной. А лучше всего провести эти всесторонние независимые исследования силами всех заинтересованных в правде лиц, чтобы понять, что там было на самом деле, помимо того, что уже известно. И широко оповестить об этом мировое сообщество.
В любом случае считать, что по данной теме всё уже выяснено, будет неправильным.
2) С учётом мутности и политизированности данной темы, о ней надо писать и говорить крайне осторожно с учётом исторических обид, избегая резких формулировок и специально оговаривая, что какие-либо сомнения по данному вопросу (что в научном дискурсе не только неизбежно, но и желательно) не являются способом оправдать или отрицать массовые убийства людей силами нацистской Германии и её многочисленных союзников, кои представляли всю континентальную Европу. Причём, важность этой темы для нас особо очевидна с учётом того, как подаётся роль СССР во Второй мировой войне на Западе, где порой можно уже услышать, что в холокосте виноваты не гитлеровцы и нацисты всех мастей, а Советский Союз.
3) Без сомнения холокост был, как и т.н. ордынское иго, но не исключено, что мы его представляем не совсем так, как это было на самом деле.
В любом случае там очень много различных нюансов, которые освещают или скрывают роль и участие в холокосте разных политических сил и национальных групп. И во всём этом надо тщательно, скрупулёзно, дотошно и взвешенно разбираться.
А скрывать там что-либо под предлогом борьбы с сомневающимися будет для науки и общества неправильным.
В этом смысле я не уверен, что политика, когда жертвы холокоста не просто противопоставляются другим жертвам нацизма, но фактически вытесняют их из народной памяти, является правильной. Нам следует чтить всех жертв нацистского террора, не выделяя кого-то особо. И к тому, что евреи из всех жертв нацистского террора выделяют именно своих, относиться с пониманием.
4) В рамках научных исследований особого внимания заслуживает не только тема причин, организации и масштабов холокоста, но также и политика сионистов во главе с Хаимом Вейцманом в этом период, включая их очень непростые отношения с нацистами. Однако эта тема довольно скользкая. И вокруг неё будет особенно много шума и инсинуаций. Но рано или поздно мы правду узнаем. И лучше всё там выяснить самим, не отдавая данную тему на откуп тем, кто может её использовать против России.
5) Что касается лекции В. Матвеева, очевидно, что его обвиняют в том, чего он не говорил. Возможно, его слова были политически не совсем взвешенными, в том смысле, что давали повод толковать их не в его пользу.
Однако он точно:
- не пытался оправдать Гитлера и гитлеровский нацистский режим,
- не отрицал холокост как таковой,
- не утверждал, что массового геноцида евреев не было.
И делать подобные выводы можно только, если мы хотим не разобраться, а осудить.
Подчеркну, учесть такую позицию важно даже не для него, а для нас. Для всех граждан РФ, независимо от национальностей.
Ибо в ней отражается та борьба за историю, которая позволяет снова говорить, что история не наука, а служанка власти и инструмент для сведения счётов со своими историческими и политическими конкурентами.
Оружие в руках власти против инакомыслящих, которое в нынешние неспокойные времена может быть использовано против любого из нас, как это было сделано в годы правления Гитлера..
Как историк я категорически против такого отношения к истории, и воспринимаю это так, будто т.о. историю просто насилуют.
История не инструмент для сведения счётов, хотя и может быть так использована. И мы должны помнить об этом.
Как говорил погибший в гитлеровских застенках Юлиус Фучек:
Люди, я любил вас, будьте бдительны!
Комментарии
Комментарий удален модератором