Секреты Введенского кладбища
На модерации
Отложенный
На правом берегу реки Яузы на территории бывшей Немецкой слободы в Лефортово находится самый необыкновенный некрополь Москвы — Введенское кладбище. Свое современное название оно унаследовало от Введенской горки, на склонах которого его и организовали в 1771 году, однако вплоть до Октябрьской революции его чаще называли Немецким. Со времен Екатерины II здесь хоронили выходцев из Европы и христиан западных деноминаций: католиков, протестантов, прихожан Англиканской церкви и пр. Сегодня этот огражденный кирпичной стеной участок в 20 гектаров кажется кусочком Западной Европы на российской земле.
Упокоение на ветхом кладбище нашли многие заслуженные деятели культуры, науки, спорта и политики. Здесь погребены более 770 ученых и около 300 артистов, композиторов и писателей, более 80 художников, скульпторов и архитекторов, и почти 200 заслуженных врачей, учителей, деятелей культуры и мастеров спорта, а также 54 Героя Советского Союза и 27 Героев Социалистического труда.
Архитектурное наследие Введенского некрополя
Кладбище встречает посетителей кирпичными воротами в готическом стиле. Вдоль аллей и дорожек тянутся мраморные распятия и массивные надгробные плиты, необычные часовни и склепы, украшенные классическими скульптурами. Нигде в столице не найдется столько уникальных мемориальных памятников, выполненных самыми именитыми архитекторами и скульпторами своего времени. Александр Мейнгард, Траугот Бардт, Федор Шехтель и многие другие выдающиеся зодчие трудились над скульптурными композициями и надгробиями Введенского некрополя, превратив его в траурное, но величественное произведение искусства.
Введенское кладбище прославилось своими уникальными часовнями-усыпальницами, сооруженными в давние года на родовых участках известных московских семей. Ансамбль из 13 кладбищенских часовен, отличающийся мастерским исполнением и искусным оформлением, в 1995 году был включен в список объектов общероссийского исторического и культурного наследия.
Из ряда величественных гробниц особенно выделяются мавзолей мукомольных заводчиков Эрлангеров, склеп графини Е.Ф. Мусиной-Пушкиной, часовня-сень Николая Кёльха и усыпальница доктора Овера. К сожалению, немало из них находятся в запустении и отчаянно требуют реставрации.
Мавзолей мукомольного короля
Одним из самых известных объектов на кладбище можно считать мавзолей семейства Эрлангер. Эрлангеры поселились в России в 1840-х гг. Немецкий иммигрант Максимилиан Эрлангер писал музыку и многие десятилетия возглавлял оркестр Малого театра Московской императорской труппы. Но настоящую известность семейству принес его сын, прозванный впоследствии королем русских мукомолов. Инженер и предприниматель Антон Максимович Эрлангер построил первую в России автоматическую вальцевую мельницу, основал мельничный комбинат в Сокольниках и начал издание первого профессионального журнала по мукомольному делу. В 1914 на родовом участке Эрлангеров на Немецком иноверческом кладбище благодарные потомки возвели фамильный мавзолей. Этот классический склеп должен был стать последним пристанищем для всей семьи, однако Александр Антонович, сын мукомольного магната, стал первым и единственным человеком, похороненном в его каменных объятьях.
Усыпальница Эрлангеров построена по проекту Федора Шехтеля и представляет собой подземную склеп-крипту, над которой установлена небольшая мемориальная часовня. Ее внутренние стены украшает мозаичное панно К.С. Петрова-Водкина «Христос Сеятель». Облаченный в красочные одежды, Христос идет по вспаханному полю, разбрасывая зерно. Икона напоминает о том, что добрые дела приносят урожай только на хорошей земле.
Хотя увидеть икону сейчас нельзя – двери в часовню закрыты – она ежедневно привлекает к себе десятки паломников, которые почитают ее как чудотворную: согласно городской легенде, написанные на стене склепа желания обязательно сбудутся.
Сегодня белый камень усыпальницы украшают множество карандашных и чернильных надписей с самыми разнообразными мольбами от пожеланий здоровья близким, до просьбы об успешной сдаче экзаменов.
«Вампирка»: склеп семьи Кнопп
Усыпальница текстильного промышленника-миллионера, Иоганна Людвига Кноппа, сразу привлекает внимание прохожих своим необычным внешним видом. Выполненный в виде полуразрушенного античного портика, склеп считается уникальным образцом неоклассического погребального зодчества XIX – начала XX вв. Вплоть до 1943 года на ступенях, ведущих к мавзолею, стояла мраморная скульптура Христа Спасителя работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелло. Сегодня статуя хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры, однако многие посетители кладбища до сих пор рассказывают истории о ее чудотворных свойствах: якобы, когда шел дождь, с руки скульптуры Христа струилась вода, и этой водой можно было лечить самые страшные болезни и раны.
В 90-е мавзолей Кноппов обрел неожиданную популярность у неформальной молодежи. Необычный склеп готы прозвали «вампиркой», и с этим названием связана еще одна легенда. Однажды некий авантюрист залез внутрь, и увидел, как из-под земли к нему тянется мертвая рука. С тех пор у усыпальницы регулярно собираются юноши и девушки в черных одеждах, чтобы обсудить эстетику смерти, кладбищенскую «энергетику» и загадки потустороннего мира.
Кандалы на могиле: захоронение доктора Федора Гааза
Неподалеку от главной аллеи под круглым камнем-валуном лежит самый известный «житель» Введенского некрополя – Федор Петрович Гааз. Святой доктор, как прозвали Гааза современники, прославился своей бескорыстностью и альтруизмом, посвятив свою карьеру спасению жизней и облегчению чужих страданий. Он лечил как богатых вельмож, так и неимущих бедняков, никогда не требуя от последних ни копейки. Занимая должность главврача московских тюрем, он без устали боролся за улучшение жизни узников: по его инициативе было открыто несколько лазаретов и школ для арестантов, отменена практика стрижки налысо осужденных женщин, а в тюремный обиход были введены новые облегченные кандалы с обшитыми кожей наручниками.
В честь заслуг доброго доктора на его могиле был установлен мемориальный памятник в виде Голгофы – горы, на которой был распят Иисус Христос. Окружающие захоронение решетки украшены «милосердными» облегченными кандалами. Каждый желающий сегодня может взять их в руку и сам почувствовать, сколько тащили на себе арестанты, когда шли пешком по Владимирскому тракту. По старой традиции, к памятнику доктора Гаазы возлагают цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, однако сейчас почтить его память приходят все подряд.
Французские корни отечественной новогодней традиции
В 2008 году в ходе инвентаризации и проверки бесхозных захоронений на Введенском кладбище была обнаружена и восстановлена могила знаменитого французского ресторатора, основателя и владельца ресторана «Эрмитаж» на Трубной площади. Именно Люсьену Оливье мир обязан изобретением традиционного новогоднего салата, без которого в этот праздничный день не обходится ни один стол. Повар прожил насыщенную, но короткую жизнь, и оригинальный рецепт салат «Оливье» унес с собой в могилу, поэтому ничего общего он с современным вариантом блюда не имеет.
Могила Люсьена Оливье выглядит скромно: на темной мраморной стеле, увенчанной католическим крестом, установлена табличка с его именем и датами жизни. Под простым орнаментом нанесены слова «От друзей и знакомых». Однако из множества знаменитостей, похороненных на Введенском некрополе, только ресторатор удостоился собственного указателя.
Комментарии