|
Малолетний дебил - это не возраст и не
медицинский диагноз. Это состояние ума.
Гоблин
Свобода - это осознанная необходимость.
Бенедикт Спиноза
Кстати, в продолжение темы битвы поколений.
Попалась вот на глаза занимательная инфографика насчёт возраста борцов с Режымом, выходивших в субботу на Пушкинскую площадь столицы Этой Страны. Сами видите: 66% мамкиных революционэров - моложе 35 лет. Что как бы намекает нам: даже те из них, кто застал "святые" 90-е - помнят оный период в жизни любимого Мордора весьма смутно. Чисто в силу возраста.
В итоге среди небитых хомяков Сисяна затесался даже молодой прогрессивный участковый из Курска - цельный майор полиции. Уже бывший, естественно, ибо его выкинули из органов на мороз по отрицательным основаниям, и теперь найти работу этому пациенту будет весьма непросто.
То есть, мы в очередной раз наблюдаем, что хоть малолетний долбоёб - это таки не про возраст, но возраст, тем не менее, имеет значение. Потому что он напрямую связан с историческим периодом, в коем пациенту довелось пожить.
Вспоминается одно выступление товарища Мараховского, в котором шла речь о злободневном вопросе социальной инженерии.
...Если мы собираемся построить общество по-настоящему сильных и радостных людей, то, боюсь, нам придётся протаскивать каждого нового отдельного человека через всю цепочку социальной эволюции. Дать каждому опыт, убедительно доказывающий ценность холодной воды; ценность печёной в углях картошки, хлеба с маслом; ценность отдыха; ценность милосердия, человеческого общества; ценность благородного поступка, секса; осознания личного открытия каждой банальной истины.
А когда человек неизбежно начнёт эти ценности забывать, охлаждаться к ним, упускать их, а значит - их терять, надо будет включать механизм напоминания и обновления этих ценностей.
Фокус в том, что потоковое создание таких ценных и ценностных людей будет возможно лишь при принудительном помещении младенцев в некую воспитательную матрицу, из которой они будут вылупляться, может быть, годам к 20-30. Но, позвольте, чем это будет отличаться от программирования людей-роботов из антиутопий -если воспитуемые не будут знать, что проходят всего лишь испытание, если они не будут иметь возможности отказаться от экзаменов, если они не будут иметь возможности провалить их, остаться глупыми и злыми?
А если люди будут знать, что проходят испытания, если они будут иметь возможность отказаться от ценностей, если они будут иметь возможность остаться злыми и глупыми, то встанет вопрос: а выпускать их таких несовершенных и неудачных из матрицы в наш мир, или нет?
И если да, то смысла в такой матрице не очень много. Ведь они быстро испортят наш маленький Элизиум, и он перестанет отличаться от условного "мира испытаний". Если же нет - не выпускать, то общество, получается, будет хранить в специальных бункерах тот или иной процент, негодных, неправильных, плохих людей, заточённых в искусственных мирах...
...Я думаю, мудрость в данном случае состоит не в том, чтобы искусственно создавать героев и праведников. И уж точно она состоит не в том, чтобы создавать идеальный санаторий для всех нас. Мудрость, пожалуй, в сохранении и приумножении таких институтов, куда бы мог пойти человек, желающий много учиться, много трудиться и многого добиться. Мир, в котором есть место для самостроительства и самовоспитания каждого, представляется лично мне счастливым куда больше, чем мир потокового воспитания счастливцев.
Товарищ Мараховский, конечно, назвал не все альтернативы. Есть также вариант вернуться к практиковавшимся до торжества гуманизма обрядам инициации - перехода из детства во взрослость, связанных с перенесением рискованных испытаний, неизбежно отсеивающих какой-то процент испытуемых.
Африканские масаи ещё в прошлом веке практиковали такое, считая, что для получения прав мужчины юноше следует окропить своё оружие кровью льва или работорговца.
О подобных испытания, к слову, мечтал тот же недавно неоднократно упоминаемый мною Хайнлайн (и в "Туннеле в небе" мечтал, и в "Звёздном десанте"). Да и наш Михаил Юрьев в своей "Третьей Империи" писал об аналогичном.
Но, полагаю, в нашем обществе найдётся не так уж много людей, склонных подвергать своих отпрысков смертельно опасному риску ради получения ими полного объёма гражданских прав. А значит, демократическим путём такое не внедрить.
Да и стоит ли заморачиваться, учитывая, что упомянутые Мараховским институты, где желающий может много учиться, много трудиться и многого добиться - существуют и действуют? И даже если туда каким-то способом (блат, высокая приспособляемость etc.) пролезает пациент вроде упомянутого в начале поста майора, то он в итоге всё равно проявляет свой долбоебизм и вылетает на мороз.
О работоспособности системы свидетельствует, например, динамика одобрения работы полиции любимого Мордора.
Вот и получается, что система воспитания в Этой Стране, которую мы привыкли регулярно поругивать, таки работает. И не факт, что чаемые нами изменения в ней улучшат, а не ухудшат ситуацию на ниве произростания малолетних дебилов.
Возможно, стоит вспомнить золотые правила образца "работает - не трогай", и на время оставить оную систему в покое.
Ибо она, несмотря на свою внешнюю корявость, таки производит достаточное количество свободных взрослых людей.
P.S. За первую инфографику спасибо камраду yuri_loskutov. |
Комментарии