Уволенная из МВД за поддержку Навального Татьяна Зима — о жестокости полиции и новых протестах
На модерации
Отложенный
Сотрудница конной полиции Татьяна Зима стала широко известна год назад. Тогда заместительницу командира взвода первого оперативного полка Москвы уволили из органов за то, что девушка оказалась подписана на инстаграм Алексея Навального. Причем с пометкой «без возможности восстановления». Своим принципам за прошедшее с того момента время Татьяна Зима не изменила и в эту субботу пришла на митинг сторонников оппозиционного политика на Пушкинскую площадь. Задержана не была. «Сноб» поговорил с бывшей кавалеристкой о новом рекорде градуса ненависти и о том, почему насилия со стороны полицейских к участникам уличных акций становится с каждым годом все больше
Фото: Zimatatiana/Instagram
Некогда любимица руководства московского Главка с первых дней работы в МВД слыла «образцовым сотрудником» и даже была официально признана «самой красивой женщиной-полицейским в России» по итогам опроса среди иностранных болельщиков чемпионата мира по футболу 2018 года. Основная задача конной полиции в Москве — как раз охрана общественного порядка во время проведения массовых мероприятий. Спортивных соревнований, например. И митингов.
В жизни и службе Татьяны все перевернулось весной позапрошлого года. Тогда девушке объявили выговор за то, что в своем довольно популярном инстаграме она назвала Владимира Путина «царем». Вот так она описывала тот визит российского президента в ее кавалерийский батальон: «Сегодня наше подразделение посетил сам "Царь". Владимир Владимирович, спасибо за визит и поздравления. Счастливого пути, а мы пока новый асфальт обратно собирать будем. Теперь главное, чтобы не оказалось, что в нашей стране шутить незаконно. Ведь в каждой шутке…» И хотя десятки СМИ в те дни активно писали, как перед приездом главы государства экстренно ремонтировали все подъезды к батальону, свой пост после выговора Татьяна удалила. Что, впрочем, не спасло ее от увольнения — в декабре 2019 года ее все-таки выгнали из полиции. За то, что она подписана на Алексея Навального в инстаграме.
«Да, я слежу за ним в инстаграме, но это разве запрещено? Я разочарована в системе, не думала, что она настолько прогнившая», — говорила тогда Татьяна Зима в интервью изданию Readovka. Сам Алексей Навальный попросил своих сторонников поддержать девушку добрым словом. Откликнулась даже Ксения Собчак, которая посвятила ей один из выпусков своего ютьюб-шоу. Теперь Татьяна Зима посещает митинги политика уже с другой стороны металлических ограждений.
Ɔ. Когда вы служили в МВД, вам самой часто приходилось работать на протестных акциях? Разгонять людей?
Да, наш конный полк как раз специализируется на массовых мероприятия, так что приходилось бывать и на протестах. Но, вы знаете, как правило, девушек в толпу не пускают, чаще всего мы стояли в цепочках или на дальних постах от эпицентра событий. Так что дубинками не била никого.
Ɔ. А когда другие сотрудники полиции все-таки начинают разгон акции, что они в этот момент чувствуют и чем себя оправдывают? Понимают ли, что нарушают закон (в случае если это мирное мероприятие, конечно)?
Полицейские, поверьте, с большой неохотой идут на такую службу. Они же не в коконе живут. И, к сожалению, каждый полицейский понимает, что в любой момент что-то может пойти не так, все вдруг выйдет из-под контроля. И вот тогда-то и начнутся приказы, которые ты должен выполнить. Но в случае чего-то опасного уже для твоей жизни и здоровья помощи тебе ждать неоткуда. И именно из тебя в итоге начальство сделает крайнего.
Я, хоть и год как не полицейская, все равно скажу так. Невыносимо трудно работать на таких мероприятиях. Ведь даже если ты понимаешь, что происходит в стране, поддерживаешь внутри себя ребят, вышедших на протест, все равно ты вынужденно молчишь, покорно выполняешь свои служебные обязанности. А все эти люди, которые смотрят на тебя, считают, что ты выбрал позицию, занял сторону, что ты против них. Очень часто, даже когда ты просто стоишь у барьера, в тебя летят оскорбления и обвинения. Многие полицейские, конечно, пропускают все эти слова через себя. А это дико сложно морально. Ну и потом, ты же не будешь доказывать каждому из толпы, что в твоей голове все устроено совершенно иначе. Что ты не послушный робот. Многие сотрудники не поддерживают нынешнюю власть. Но пока они просто не могут уволиться по ряду причин — от общего экономического кризиса и страха безработицы до банальной ипотеки.
Ɔ. Вы замечаете, что с каждым годом сотрудники правоохранительных органов действуют все агрессивнее? С чем это может быть связано?
Да, сейчас и правда все стало гораздо жестче и накаленнее. Руководство МВД уже не боится отдавать даже самые дикие приказы. Сотрудники по команде переворачивают нагрудные знаки задом наперед, чтобы журналисты и блогеры их потом не смогли найти по кадрам трансляций. Они по команде сверху закрывают балаклавами лица, снимают нашивки и шевроны. Хотя все это, конечно, запрещено. Все чаще встречаются даже провокации со стороны правоохранительных органов. По приказу сверху легко незначительные правонарушения вроде брошенного пластикового стаканчика меняются на тяжелые уголовные статьи, за которые мирных людей на годы отправляют в тюрьмы.
Участники акции протеста снимают мужчину с плакатом против Навального с уличного фонаря на Пушкинской площади, Москва, 23 января 2021 годаФото: Kirill Kudryavtsev/AFP
Ɔ. А участники акций, в свою очередь, стали злее?
Тут вот какое дело. Я, хоть и не поддерживаю провокации и агрессию силовиков, точно так же не одобряю и аналогичные действия со стороны несогласных. На последнем митинге 23 января я видела, как с фонаря на Пушкинской сняли парня с плакатом против Навального. Он упал в толпу — удивительно, как не сломал себе ничего. Так его тут же другие ребята начали пинать ногами, причем очень больно пинать. Я честно считаю, что это ужасный поступок, который никак не отличает этих людей от омоновцев, которые бьют женщин и детей. Ставит протестующих в один ряд с так ненавидимыми ими полицейскими.
Ɔ. Как вам кажется, полиция до последнего будет защищать своего сотрудника, ударившего пожилую женщину в живот, и делать вид, что все улажено и конфликт исчерпан?
В МВД после подобных публичных скандалов обязательно смотрят на реакцию общества, берут паузу, проверяют настроение публикаций в прессе. И если дело для полиции заведомо проигрышное, такое, что при всем желании сохранить лицо не выйдет, то решение начальство принимает всегда простое — сотрудника довольно демонстративно увольняют. Я, конечно, надеюсь, что на этого росгвардейца заведут уголовное дело за превышение полномочий и нанесение вреда здоровью. Кстати, многие действующие полицейские тоже так считают и однозначно осуждают его действия.
Ɔ. Может ли у полицейских «отрубиться» мозг от усталости и возбуждения? Именно это сказал избивший женщину сотрудник. Почему полицейские вообще делают такие жуткие вещи? Как это в принципе может прийти в голову?
Да, к сожалению, сегодня морально очень трудно нести службу в полиции. Граждане в большинстве своем совершенно не уважают сотрудников. Прибавьте к этому то, что за каждым человеком в форме в первую очередь скрывается обычный человек, дома у которого куча проблем. Хотя, конечно, это не может служить оправданием насилия.
Ɔ. Реально ли, находясь внутри системы, открыто выражать несогласие с ситуацией в стране?
Я не могу сказать за всех бывших коллег, но из тех, кого я знаю и с кем общаюсь, никто не ходит на подобные акции. Действующий сотрудник должен быть вне политики, хотя это нигде не прописано и не запрещено. Но это неформальный закон, за нарушение которого — увольнение без права на восстановление. А если шутить, то им, в общем-то, ходить на акции, даже если инкогнито, некогда. 100% личного состава всегда стоит по другую сторону баррикад.
Ɔ. Кто сегодня идет служить в полицию? И что их может в такой работе привлекать? Явно же не возможность безнаказанно бить женщин в живот.
Чаще всего на службу идут молодые ребята, сразу после армии. Они еще не строили никаких планов на жизнь. Но денег у них уже нет. Как нет и образования. Сегодня полиция — это не элита, а работа по объявлению. Если у тебя есть военный билет и хотя бы школьное образование — добро пожаловать. Весь интернет забит вакансиями от МВД, приглашениями на службу, и в них все очень красиво расписано. В них и сумму зарплаты приукрасят, и график — правда, уже в меньшую сторону. И даже пообещают жилье. Ну а что еще нужно самому простому молодому парню, особенно если он, допустим, родом из маленького города, где нет вообще никакой работы? Здесь у него появляется хоть какая-то надежда на стабильность. Те, кто не находит себя, увольняются в первые три-четыре года. Остальные дослуживаются до пенсии. И чаще всего просто терпят.
Находясь внутри системы, абсолютно нереально открыто выражать свою позицию о ситуации в стране и уж тем более свое несогласие с правящей элитой. История с моим увольнением тому пример.
Подготовили Ренат Давлетгильдеев, Никита Павлюк-Павлюченко
Комментарии