Арно Арутюнович Бабаджанян-100 лет со дня рождения!
На модерации
Отложенный
https://youtu.be/3SUyRjGYoMk
АРМЯНСКИЙ РОМАНТИК АРНО БАБАДЖАНЯН
Он умел искренне радоваться жизни и самое главное – делиться этим чувством с другими людьми, запросто устраивал праздники в будни и созывал на них любого, кто был не прочь присоединиться к этому веселью. Вся его жизнь стала своеобразной историей любви, разлетевшейся по миру в удивительных песнях. Такую пронзительную музыку удавалось писать только ему – Арно Бабаджаняну.
Лучшее место земли
Как-то раз в Ереване провели музыкальный эксперимент. К прохожим подходили с просьбой исполнить песню Арно Бабаджаняна «Еревани сирун ахчик», которая звучала в фильме «Песня первой любви». Удивительно, но на улице не было ни единого человека, который бы не спел ее от начала и до конца. Композитор был безумно влюблен в свой родной город, его он считал лучшим местом на земле, с ним он никогда не терял связи, даже живя вдали.
Арно Бабаджанян родился 21 января 1921 года. Радости главы семейства – учителя математики Арутюна Бабаджаняна – не было предела. Через три года умер Владимир Ульянов (Ленин) и в стране объявили траур. Тогда отец задумался о смене даты рождения ребенка, ведь каждый год в их доме будет праздник, когда остальная страна скорбит по вождю большевиков. Так день рождения мальчика перенесли на 22 января.
Великий симфонист
Однажды он пришел из детского сада и сообщил родителям, что к ним приходил некий «дядя» и просил детей что-нибудь спеть. Маленький Арно старался, как мог, за что получил от этого «дяди» совет – заняться музыкой. Оказалось, что пение пятилетнего мальчика очень заинтересовало самого Арама Хачатуряна. Арно тут же приняли в музыкальную школу. Стоит заметить, что среди его близких профессиональных музыкантов не было, хотя Арутюн хорошо играл на флейте, а младший Бабаджанян с малых лет пытался играть на старой гармошке.
В 16 лет он отправился в Москву, где его сразу взяли на последний курс престижного музыкального училища имени Гнесиных. За эту поездку Бабаджанян тоже благодарил Арама Ильича, который вовремя заметил в молодом даровании великого симфониста.
Настоящим событием в творческой жизни столицы стала защита Бабаджаняном диплома. В экзаменационной комиссии были знаменитые пианисты и педагоги – Яков Флиер, Александр Гольденвейзер и Генрих Нейгауз. Кроме произведений классиков необходимо было сыграть свое собственное творение. Арно представил на суд выдающихся пианистов произведение в стиле Александра Скрябина. Члены жюри дослушали его и уточнили, что надо исполнить что-то свое, на что музыкант ответил, что как раз это и сделал. Экзаменаторы были в шоке, ведь они досконально знали творчество Скрябина и работу молодого Бабаджаняна приняли за его музыку.
Звездный час Арно Бабаджаняна
Конечно, тогда никто из преподавателей или друзей Арно и представить себе не мог, что славу композитору принесут не симфонии, а песни. И уже ранние его песенные опыты убедили Бабаджаняна в том, что такой жанр совсем не прощает поверхностного отношения к себе. Как раз наоборот, композитор-песенник должен работать с полной творческой самоотдачей, как и при сочинении «серьезных» форм. Арно Бабаджанян позже говорил, что в песенном жанре он не пытается сделать каких-то открытий, напротив – он пишет о простых человеческих эмоциях, воспевает любовь, радость и грусть.
В 1964 году сформировалось потрясающее творческое трио – композитор Арно Бабаджанян, поэт Роберт Рождественский и певец Муслим Магомаев. Сотрудничество звезд своего времени оказалось потрясающе плодотворным. Кто же не слышал песни «Свадьба», «Благодарю тебя», «Позови меня» или «Загадай желание». Они мгновенно становились хитами, звучали по радио, их пели в каждом дворе.
Королева красоты
Тогда же родилась и стала шлягером песня Арно Бабаджаняна «Королева красоты». Оказывается в Ереване в 1964 году был организован один из первых в СССР конкурсов красоты. Стоит ли говорить, что событие для того времени совершенно диковинное. Узнав о предстоящем конкурсе, Арно Бабаджанян решил стать членом жюри. Его так очаровали армянские красавицы, что вскоре появилась мелодия новой песни, на которую потом его друг Андрей Горохов написал стихи, а исполнил ее великий Магомаев. Для композитора сочинить твист в тот период, когда Никита Хрущев боролся с авангардистами и искоренял джаз, было сродни гражданскому подвигу.
Творческий ресурс Арно был неиссякаем – шлягеры будто вылетали из-под его пальцев, быстро подвигая с вершин народных хит-парадов его предыдущие песни. Такую торопливость можно объяснить только тем, что Бабаджанян пытался успеть сделать как можно больше. Его энергию никто не мог сдержать, садясь за рояль, он становился самозабвенно-отрешенным. Так рождались произведения, которые любили и пели почти все.
Кроме сотрудничества с Робертом Рождественским, Арно Бабаджанян работал с поэтами Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко и Леонидом Дербеневым.
А его классические произведения исполняли Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Эмиль Гигельс и другие выдающиеся пианисты.
С Арменией в сердце
Каждое лето Бабаджанян приезжал на родину – в Армению. Он любил повторять, что живет в Ереване, а проживает в Москве. Полюбоваться страной солнца и камней он приглашал всех московских друзей и коллег. Каждый такой приезд он мог превратить в грандиозный праздник с экскурсиями, угощениями и неизменным весельем. В одном из домов творчества он даже устраивал целые футбольные матчи звезд. Игроками становились Николай Добронравов, Родион Щедрин, сам Арно Бабаджанян и его сын Араик. А судейство доверяли тончайшему знатоку и страстному любителю футбола Дмитрию Шостаковичу.
Без шуток Бабаджанян не мыслил своего существования. О его розыгрышах слагали легенды, причем делал он это совершенно беззлобно. Его отец был внешне очень похож на Никиту Хрущева. Арно не раз этим пользовался, подшучивая над своими московскими коллегами.
Национальный вопрос
Арно Бабаджанян не был сосредоточен лишь на музыке, он прекрасно разбирался в живописи и имел большую коллекцию картин. Однажды, будучи у него в гостях, армянский искусствовед Генрих Игитян рассматривал портрет Арно. На вопрос гостя, не переделал ли в картине что-нибудь сам герой полотна, Бабаджанян с видом провинившегося мальчугана признался, что замазал часть своего большого носа.
Эту характерную черту он унаследовал от матери. Нос Бабаджаняна со временем стал его своеобразной визитной карточкой, хотя в молодости он доставлял ему немало переживаний. Только с годами он понял, что эта особенность ему на руку, без такого носа образ композитора было невозможно представить. Но шутить над его длиной разрешалось только самым близким людям.
Очень щепетильным Арно Бабаджанян был и в вопросах, касающихся его национальной принадлежности. Он чтил все армянские традиции и требовал от сына излагать мысли только на родном языке. За ослушание мальчик мог получить чапалах (пощечину), ведь Арно Арутюнович был строг в воспитании. Проблема общения на армянском стала особенно актуальной, когда семья переехала в Москву. Поэтому усиленно практиковать речь сыну приходилось на летних каникулах в Армении. Бабаджанян даже ругался с родителями детей из Еревана, которые не общались с его Араиком на армянском языке.
Жизнь вопреки диагнозу
В 32 года Арно Бабаджанян заболел. Врачи поставили диагноз белокровие, но родные поначалу боялись ему признаться и скрывали это. Возмущению композитора не было предела, когда он узнал правду. В конце 1960-х годов советское правительство пригласило одного из светил французской медицины к больной жене партийного деятеля Алексея Косыгина. Когда об этом стало известно близкому другу Бабаджаняна композитору Эдуарду Мирзояну, он тут же обратился за помощью к первому секретарю армянского центрального комитета партии Антону Кочиняну. Тот позвонил в Москву и попросил, чтобы приехавший врач осмотрел и Арно. Ему сообщили, что доктор берет за одну консультацию 2000 долларов. Кочинян, ни секунды не задумываясь, ответил, что за Бабаджаняна они готовы заплатить миллион. В результате благодаря назначенному лечению Арно Арутюнович поставил своеобразный рекорд. Он прожил с таким тяжелым диагнозом три десятка лет, но вряд ли это было бы возможно без любви.
Муза
Со своей будущей женой Арно Бабаджанян впервые встретился в 1945 году. Студентка Московской консерватории Тереза Оганесян подошла к Арно после его концерта в Доме культуры Армении и восторженно сказала, что играл он как Бог. Именно этой девушке суждено было стать главной женщиной в жизни великого композитора. Эта встреча кардинально изменила ее жизнь, ведь ей пророчили большое будущее пианистки, но Тереза решила посвятить себя любимому Арно. Она повсюду стала сопровождать супруга. А когда он заболел, Тереза постоянно возила с собой набор для оказания первой помощи. Даже когда он лечился в больнице, она помогала ему втайне от врачей съездить на концерт или съемки на телевидении. Ему невозможно было отказать в желании оставаться для всего окружения прежним веселым Арно и писать жизнерадостную музыку. Сердце Арно Бабаджаняна остановилось 11 ноября 1983 года.
ФАКТЫ
Гастроли Арно Арутюновича сделали его известным далеко за пределами СССР. На всемирном конкурсе песни в Японии в 1973 году за композицию «Чертово колесо» он получил первую премию, обойдя в этой номинации знаменитого Фрэнсиса Лэя, который написал музыку к культовым фильмам «Мужчина и женщина» и «История любви».
***
Композитор никогда не забывал своих корней и не давал этого сделать близким. Когда его четырехлетнего сына Араика в Москве спросили, кто он по национальности, ребенок ответил, что он еврей, потому что понятия не имел ни о каких национальностях, а жильцы их московского дома в основном были евреями. После этого он получил от отца очередной чапалах и только потом разъяснения, что он армянин.
Комментарии
Великолепный композитор!