КАК СССР ШПИОНИЛ В ИЗРАИЛЕ
На модерации
Отложенный
Советский Союз активно засылал шпионов в Израиль, хотя особого смысла в этом и не было. Израиль, в силу его геополитической незначительности, не являлся стратегическим противником СССР. А вследствие удаленности он не мог стать и тактическим противником. Из добываемой советскими разведчиками в Израиле информации удавалось использовать какие-то крохи (сведения о военно-промышленном потенциале США, получаемые из третьих рук). В остальном – добытая информация передавалась арабским союзникам с тем, чтобы увеличить потери Израиля и потрепать нервы США. Обмен явно неравноценный – немалые суммы денег в твердой валюте на трепаные нервы… К тому же СССР столкнулся с серией громких провалов, ставших результатом глупых ошибок.
Сегодня уже мало кто помнит, что Израиль был построен как советский проект. Планировалось создание еще одного социалистического государства – на этот раз форпоста социализма на Ближнем Востоке. Все руководство Израиля принадлежало к социал-демократической партии. Коммунисты также были широко представлены в кнессете (израильском парламенте).
Все крупные компании были национализированы (правда, полностью частную собственность отменить не решились – израильтяне могли иметь магазины, рестораны и даже небольшие фабрики). В кибуцах (израильских колхозах) висели портреты Ленина и Сталина. Первое мая в Израиле было нерабочим днем – все трудящиеся выходили на демонстрацию.
Как же вышло так, что социалистическое на тот момент государство стало врагом СССР? Легенда говорит, что Сталину очень не понравилась информация о приеме, устроенном в московской синагоге Голде Меир, которая на тот момент была послом Израиля в Советском Союзе. Разумеется, прием был согласован. И, разумеется, Голда Меир ни единым словом не позволила себе критиковать советскую политику. Однако прием был столь восторженным, что Сталин решил: советские евреи будут более лояльны новому еврейскому государству, своей исторической родине, чем родине «доисторической» – Советскому Союзу.
Второй причиной охлаждения отношений стало «дело врачей». Советские газеты того времени были полны гневными петициями в адрес еврейских медиков, которые «морили народ». В Израиле информация о «деле врачей» была запрещена к публикации! Однако верхушка страны получала вырезки из «Правды», «Известий» и воспринимала антисемитскую риторику советской прессы со смешанным чувством. С одной стороны, все они были ярыми сторонниками социалистического курса развития общества. С другой стороны, они своими глазами видели, как советский социализм превращается в хорошо знакомый им национал-социализм…
Еще один удар по советско-израильским отношениям был нанесен в 1956 году, когда Хрущёв разоблачил культ личности Сталина. Многие израильские руководители, особенно среднего звена, увидели в этом удар по принципам социализма. Отношения ухудшались вплоть до 1967 года, когда Израиль в ходе Шестидневной войны разгромил арабские страны. После этого они были полностью разорваны. Однако шпионов Советский Союз начал засылать в Израиль еще раньше.
КГБ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛ, С КЕМ ЕМУ НУЖНО БОРОТЬСЯ
Израилю было гораздо легче. Советский Союз вел совершенно неправильную политику относительно отъезжающих. Вместо того чтобы ласково проводить их, сказав: «Ну, поживите там, не понравится – вернетесь», у «отъезжантов» отбирали гражданство, выгоняли с работы. Последним этапом была встреча с советскими таможенниками…
Сразу же по прибытии в Израиль с каждым мужчиной проводится беседа с глазу на глаз. Ведет ее представитель разведки МОССАД. Он интересуется, какой информацией обладают новоприбывшие.
Советские репатрианты, обозленные «теплыми проводами», рассказывали все. То есть вообще все. Скажем, если новый репатриант служил в стройбате, а по соседству была ракетная часть, то, поверьте, – наш человек об этой части знал все. Тем более что евреи всегда отличались хорошей памятью, находчивостью и любознательностью. На каждого человека, который обладал хоть сколько-нибудь ценной информацией, заводилась карточка.
Потом, когда поступала еще какая-то ценная информация, нужного человека находили по карточке и обращались: «Скажите, как вы думаете – это реальная информация? Такое может быть? Вы о чем-то подобном слышали?»
Естественно, у Израиля не было никаких проблем с оценкой военно-экономической мощи Советского Союза. Своими знаниями израильские спецслужбы щедро делились с США.
В это же время Комитет государственной безопасности вообще не представлял, с кем ему нужно бороться. Скажем, в КГБ господствовало мнение, что сбором разведывательной информации в странах социалистического лагеря занимается спецслужба «Натив». На самом же деле в функции этой спецслужбы входило обеспечение репатриации евреев Восточной Европы в Израиль. Для этого они организовывали вызовы от «фальшивых родственников» тем, у кого в Израиле родственников не было, пересылали контрабандой учебники по ивриту и, для поднятия мотивации, сионистскую литературу, обильно издаваемую «Библиотекой – Алия». Контрразведчики бдительно следили за агентами «Натива», но те упорно не желали приближаться к секретным военным базам и атомным электростанциям. Зачем? Сами приедут и сами все расскажут! А вот вам, дорогие, учебник иврита и набор открыток с Мертвого моря!
СОВЕТСКОМУ АГЕНТУ УДАЛОСЬ СТАТЬ СОВЕТНИКОМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА
На фото: СОВЕТСКИЙ ШПИОН ИСРАЭЛЬ БАР (В ЦЕНТРЕ)
Советский Союз активно засылал шпионов в Израиль – но делал это настолько непрофессионально, что потом большинство случаев вошли в учебники по истории разведки – о том, как не надо работать. Сразу хочу оговориться, что мир всегда узнает только о шпионах-неудачниках. Если агент успешно отработал нелегалом 20 лет и потом тихо вернулся на родину – о нем никто не знает. Узнают только о провалах, причем чем провал масштабнее – тем больше узнают…
Феерическим провалом завершилось дело Георга (Исраэля) Бара (Бэра – так его тоже называли), советского агента в Израиле. Бар появился в Израиле из Европы и сразу стал позиционировать себя как коммуниста. Коммунисты в Израиле в это время не смотрелись чем-то враждебным – скорее правящая социал-демократическая партия МАПАЙ воспринимала их в качестве конкурентов. Тем не менее Бар, которому удалось стать советником премьер-министра Давида Бен-Гуриона, находился под пристальным вниманием израильских спецслужб.
В 1956 году в штаб-квартире Движения за дружбу с СССР Бар встретился с советским корреспондентом Сергеем Лосевым. Казалось бы, ничего глупее этого представить было нельзя (дальше мы увидим, что можно). Лосев был известен «Шабаку» (израильской спецслужбе внутренней безопасности) как советский агент. Движение за дружбу с СССР целиком существовало на советские деньги, являясь коллективным агентом влияния СССР в Израиле. Соответственно, его штаб-квартира находилась под постоянным наблюдением. Почему нельзя было случайно встретиться в одном из кафе, которыми уже тогда изобиловал Тель-Авив, – история умалчивает.
Лосев связал Бара со старшим и младшим резидентами советской разведки в Израиле – Василием Авдеенко и Владимиром Соколовым. Резидентура «чекистов» в то время размещалась в русской православной церкви, расположенной в районе Абу-Кабир (Тель-Авив). Как будто никто не обращал внимания на то, что евреи ходят в православную церковь!
Использовать же синагогу в качестве прикрытия советские разведчики не додумались.
Сказать, что советские разведчики полностью были «под колпаком» у израильских спецслужб – это не сказать ничего. Сам факт посещения каким-то израильтянином православной церкви уже ставил его под сильное подозрение… А вы бы не удивились, если бы какой-то Ваня Иванов, житель Рязани, отправился в синагогу?
Однако вернемся к Исраэлю Бару. Его методично пасла израильская разведка, вычисляя цели и задачи разведки советской. Скажем, удалось определить, что советская разведка ищет выходы на Гелена – руководителя разведслужбы ФРГ. Бар часто бывал за границей и там имел возможность встречаться с представителями западных спецслужб – а уж от них «Шабак» узнавал, чем интересуется Советский Союз, и щедро сливал дезинформацию. Когда же дело дошло до Гелена, встретиться с ним Бару попросту не дали.
ПРИ ОСМОТРЕ ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО БАР НЕ БЫЛ ОБРЕЗАН
В 1961 году Соколов вместе с Баром стали всерьез заниматься добычей материалов по израильской ядерной программе. Этого «Шабак» уже допустить не мог, и Бар был арестован. Дальше началось самое интересное. При аресте, перед заключением в камеру, Бара осмотрели. Согласно его анкетным данным, Георг Бар родился в Вене в 1912 году, в еврейской семье. Во время осмотра обнаружилось, что Бар вообще не был обрезан. Дальше отпираться было бесполезно. Внедрить необрезанного агента в среду евреев – это как для ЦРУ выкинуть с парашютом негра в районе той же Рязани. Ничего более глупого придумать было невозможно.
Согласно легенде, Бар закончил Терезианскую военную академию. Израильские спецслужбы воспользовались своей картотекой и выяснили – проживают ли еще в стране люди, закончившие эту академию примерно в это же время. Оказалось – аж двое офицеров, служащих в Армии обороны Израиля, закончили в свое время академию вместе с Георгом Баром.
Практически в один год. Вот только беда – Бар им был неизвестен среди студентов и сам на очной ставке их опознать не смог.
За время пребывания в Израиле Бар так и не додумался сделать себе обрезание, чтобы его не разоблачили на первом же медицинском осмотре. Далее состоялся суд. Приговор – 15 лет лишения свободы; в Израиле шпионов не расстреливают. Для этого есть другие средства – в 1966 году Бар тихо скончался в тюрьме «от тяжелой и продолжительной болезни».
После Бара осталась книга – «Проблемы безопасности Израиля». Книга эта представляет исключительно узкосудебный интерес, однако – что интересно – в качестве ее редактора выступил некий Натан Елин-Мор. Елин-Мор был известен в Израиле как соратник Бегина, ярый националист, сторонник Великого Израиля от Нила до Евфрата. С этими призывами он попал в кнессет в качестве депутата от ультраправой партии «Херут» («Свобода»).
Однако сразу после окончания каденции его взгляды чудесным образом изменились. Елин-Мор неожиданно стал крайне левым, участвовал в создании проарабского движения «Мацпен» («Компас»), в 1967-м подписал воззвание в газету «Правда» против израильской агрессии, а в 1972 году даже посетил СССР.
Безусловно, Елин-Мор был как минимум агентом влияния КГБ. Но стоило ли так грубо «палить» своего ценнейшего агента? В качестве сторонника арабов он не то что перестал быть куда-то вхож, а просто превратился в «нерукопожатную личность»!
КАЛМАНОВИЧ ПЕРЕДАВАЛ В СССР НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Меня могут упрекнуть в том, что я резко критикую действия советской разведки в Израиле – но ведь наверняка были и удачи, не только провалы! Как уже говорилось выше, о самых удачливых агентах мы не узнаем никогда. А дело Шабтая Калмановича, хотя и закончилось арестом агента, все же показало, что КГБ рано сбрасывать со счетов.
Шабтай Калманович родился в 1947 году в Каунасе. После окончания школы пошел в Каунасский политехнический институт, где, видимо, привлек к себе внимание КГБ. После окончания института Калманович отслужил год в Советской армии, а после этого прошел подготовку в разведшколе КГБ. К подготовке нового агента «чекисты» на этот раз отнеслись со всей серьезностью.
В 1971 году семья Калмановича без всяких проблем репатриировалась в Израиль. Там он получил степень в Иерусалимском университете и начал заниматься бизнесом. Агентура без денег работать не может. Но деньги тоже надо как-то легализовать… Калманович открыл бизнес в Африке – и тут ему как поперло! Еще бы Калманович не был удачлив в бизнесе, когда на него работал весь аппарат КГБ в Африке!
Заработав миллионы, Калманович вернулся в Израиль, и тут удачно вписался в нарождающийся высокотехнологичный бизнес. Его фирмы разрабатывали и продавали электронику, он стоял у истоков биотехнологической промышленности Израиля… В то время Советский Союз, находившийся в состоянии острого кризиса, нуждался в новых технологиях. Калмановича использовали очень грамотно. От него не требовали громких заявлений в поддержку палестинских террористов – Калманович гнал в Советский Союз новейшие технологии, разрабатываемые израильским хай-теком…
Калманович проработал на советскую разведку 12 лет – с 1974 года, когда он самостоятельно «встал на крыло», до 1986 года, когда израильское общество было повергнуто в шок громким арестом мультимиллионера…
БЫВШЕГО ШПИОНА РАССТРЕЛЯЛИ В 2009 ГОДУ ИЗ АВТОМАТА В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ
Что привело к аресту Калмановича? Израильская контрразведка скрывает эту информацию. Позволю себе предположить, что не ошибки самого агента, а тот глубокий кризис, постигший Советский Союз с начала 80-х годов прошлого века и приведший к его развалу. Одна из версий – Калмановича сдал советский агент, передающий от него информацию. У агента кончался срок загранкомандировки. Жизнь в Израиле ему понравилась – но остаться в Земле обетованной он не имел шансов, не будучи евреем. Тогда он предложил «Шабаку» выдать важного агента в обмен на израильское гражданство…
В 1987 году Калманович был осужден израильским судом на девять лет за шпионаж. С ходатайством о его помиловании выступил Горбачёв – пожалуй, это худшее, что он мог сделать. Если до этого советская сторона отпиралась, говоря, что Калманович передал в СССР всего лишь несколько незначительных технологий, то прямое вмешательство главы государства только подчеркивало важность арестованного агента.
В 1993 году Калманович был помилован и выпущен из израильской тюрьмы. Учитывая, насколько в Израиле не любят шпионов, это можно объяснить только какой-то закулисной сделкой между разведками двух государств. Шабтай Калманович уехал в Россию, активно занялся бизнесом и очень преуспевал – вплоть до 2 ноября 2009 года, когда его в центре Москвы настигла автоматная очередь. Ни заказчиков, ни исполнителей преступления обнаружить не удалось. Возможно, место за какие-то старые дела, еще по Африке?..
Самое удивительное – в завещании оказалось, что Калманович завещал похоронить себя в Израиле. Теперь прах его покоится на кладбище в Петах-Тикве. Пожалуй, Калмановича можно назвать самым высокопоставленным и удачливым советским агентом в Израиле – из тех, разумеется, о ком мы узнали.
Автор: Александр РЫБАЛКА
Комментарии
Комментарий удален модератором