Сераль в Прасковеевке, или Цзыцзиньчэн в Геленджике
На модерации
Отложенный
Не знаю, как вас, а меня в фильме Навального про «путинский дворец» больше всего поразила не аквадискотека и не кальянная с шестом, не казино и не подземный каток, и даже не цех для обработки яиц. Меня поразило, что в личных покоях хозяина дворца, согласно предъявленным нам планам, нет кабинета.
Обыкновенного рабочего кабинета, за которым правитель работает с документами.
Вот, например, возьмем домик Петра I в родном Путину Питере. Домик имеет размер всего 60 кв. м — в 283 раза меньше, чем упомянутый дворец. Но 23 кв. м в нем занимает рабочий кабинет Петра — с циркулями, картами, книгами и чернильницами.
Рабочий кабинет в домике Петра I. Фото: РИА Новости
Или вот возьмите Шенбруннский дворец и кабинет императора Франца-Иосифа, примыкающий к спальне с узкой походной железной кроватью, на которой спал император. Франц-Иосиф вставал в четыре часа утра, а в пять садился за небольшой стол, за которым обыкновенно работал с бумагами и принимал посетителей до вечера. За свою жизнь император принял около 260 тысяч посетителей. Во время аудиенции император стоял, как и его собеседник.
Кабинет императора Франца-Иосифа. Фото: schoenbrunn.at
Вы, конечно, скажете, что в современном мире управление государством — дело сложное, и одним кабинетом Франца-Иосифа тут не отделаешься.
Согласна. Вот, например, в Белом доме Западное крыло, из которого президент управляет страной, действительно находится отдельно от личных покоев. И в нем есть: Овальный кабинет, Oval Office study (кабинет поменьше), Roosevelt Room, Cabinet Room (зал для совещаний) и Situation Room.
Вход в Западное крыло Белого дома — официальной резиденци президента США. Фото: ЕРА
Но во дворце из фильма ничего похожего нет! Кальянная есть. Подземный хоккейный каток есть. Цех для яиц есть. Казино есть. Специальный зал для игровых автоматов есть. А ситуационной комнаты (ну, знаете, где они в кино все сидят, смотрят на экран и решают, как отражать вторжение инопланетян) — нет. И в личных покоях нет даже письменного стола — одни джакузи, диваны да балдахины. А тот один рабочий кабинет, который есть, приткнули на втором этаже, там же, где казино, театр, кальянная со стрип-шестом и пр. Трудно представить себе, что обитатель этого дворца, как Франц-Иосиф, будет начинать работу с 5 утра, чтобы принять 260 тысяч человек.
Вторая удивительная особенность этого здания заключается в том, что в нем нет библиотеки.
В нем есть читальня (134 кв. м), причем, если верить реконструкции Навального, количество дорогих кресел, столиков и диванов в читальне зашкаливает, а места для книг — раз-два и обчелся.
Это тоже отличает геленджикский дворец от классического европейского дворца, для которого библиотека была одной из важнейших примет. Английская Old Royal Library ведет свою историю, к примеру, с 1470 года.
Точно так же дворцы европейских ренессансных владык собирали предметы искусства. Козимо Медичи начал строить Uffizi в XVI веке, и тогда же Uffizi открыли для публики. Не то — дворцовый комплекс в Геленджике. В нем есть даже хоккейный каток. Но библиотеки нет.
Вы, конечно, скажете: ну зачем библиотека в современном доме? Обитатели такого дворца в любой момент могут в цифровой форме приобщиться к любым сокровищам культуры!
Вот, к примеру, в роскошном доме Билла Гейтса библиотека занимает 200 кв. м. Она набита книгами, включая Codex Leicester — манускрипт Леонардо да Винчи, купленный Гейтсом за 30 млн долларов. Но при этом обитатели дома имеют полный доступ к электронным книгам. Да что там книгам! Дом уставлен экранами совокупной стоимостью 80 тысяч долларов, и любой посетитель может вывести на такой экран свои любимые картины и фотографии, которые хранятся на устройствах стоимостью 150 тысяч долларов.
Дом Билла Гейтса. Сиэтл, США. Фото: Corbis / Getty Images
Наверняка и тут то же самое!
Но увы. На подробнейших планах, которые показаны в фильме, — роспись, мрамор, ковролин, поставщики мебели, и нет ни одного столика под компьютер, нет розеток под интернет. Может, они просто не обозначены. А может, их вообще нет. Может, интеллектуальные потребности обитателей дома обслуживают казино, аквадискотека, кальянная с шестом и цех для обработки яиц. Если бы обитатель этого дворца был правителем эпохи Возрождения, то в этом дворце Возрождения бы не было.
Впрочем, дворцом это называть неверно.
Какой же это дворец?
Дворец (palace, palacio, palazzo, палата) — это исключительно европейский термин. От латинского palatium — в честь Палатинского холма в Риме, где располагались императорские резиденции.
Palatium обозначал вполне уникальный род жилища и вполне специфический способ организации общественного пространства, точно так же, как, например, замок — castle. Замок был очень особой вещью — это было личное жилище, которое одновременно выполняло функции военной крепости.
Замков не было на Древнем Востоке и в Китае, замков не было в России и в Монголии. Там были крепости и лагеря, укрепленные города, но замков — то есть личных крепостей, пожалованных сеньором вассалу в обмен на военную службу, — в них не было.
План Виндзорского замка — резиденции британских монархов. Фото: The Print Collector / Getty Images
Точно так же — западноевропейский дворец.
Для начала — он был общественным, а не личным местом. Личные покои государя занимали в нем очень небольшую часть.
Все остальное было отдано под приемные и тронные залы, бальные комнаты и кабинеты — места, где тусовалось общество, и, заметим, люди, принадлежавшие к определенному классу, проходили в это место без разрешения. Д’Артаньяну не оформляли разовых пропусков на доступ в Лувр.
Парки, музеи и галереи тоже были публичными или полупубличными. Галерея Uffizi была открыта для посещений с XVI века, Эрмитаж — со времен Екатерины, и при входе в него, согласно правилам, составленным императрицей, надо было оставлять «местничество и спесь». Капитанская дочка Маша Миронова встретила императрицу Екатерину II, гуляя в царскосельском саду. Попытка попасть на территорию путинского сада для Маши Мироновой кончилась бы куда плачевней.
Здание музея Уффици во Флоренции. Фото: Universal Images Group / Getty Images
И конечно, самой главной функцией дворца было то, что правитель оттуда правил страной. Это был не сераль, не гарем, не личная купальня — там кишела целая армия секретарей, писцов, адъютантов, помощников, министров и пр. А содержать это место можно было, только имея в распоряжении неограниченные человеческие и финансовые ресурсы. Ни один человек, который зарабатывает деньги сам, не может себе позволить содержать дворец, особенно сейчас. Его может содержать человек, у которого есть бесплатные рабы и крепостные, или неограниченный доступ к госказне, или и то и другое вместе.
Как мы легко можем заметить, этот дворец — не общественное место. Ровно наоборот. Если европейские дворцы стоят посреди столиц, демонстрируя мощь державы, то этот дворец отделен от любопытных глаз стеной и колючей проволокой, бесполетной зоной и даже запретом на проход мимо него по морю. Если дворцы законных королей видели все, то этот дворец не должен видеть никто.
Если европейские дворцы были рассчитаны на общество, пусть и высшее, то этот рассчитан на одного человека. В нем есть стрипушник и кальянная, казино и комната для яиц, но в нем нет ни анфилад приемных залов, ни ситуационных комнат.
По какому же принципу построен этот комплекс?
Этот принцип на самом деле довольно легко понять.
Заметили ли вы, в чем состоит обыкновенная разница между отелем в развитой стране (например, в Италии) и в неразвитой (например, в Турции или Египте)?
В Италии единственное, в чем нуждается турист, — это гостиница. Гостиница, как правило, не обладает собственной инфраструктурой.
Этого не нужно: за ее пределами к услугам туриста — вся развитая инфраструктура города: музеи и парки, общественный транспорт и такси, кафе, рестораны и хайвеи. Не то — Турция или Египет. Там за пределами гостиницы — пустошь, неудобица и нищета. И поэтому гостиница на своей собственной территории создает для туриста все, что ему надо: парк и пляж, кинозал, театр, водные аттракционы, кафе и пр.
Прасковеевский дворец — это шестизвездочная гостиница в нищей стране, предназначенная для одного постояльца.
А по ту сторону колючей проволоки — село Прасковеевка, в котором нет газа (по крайней мере, не было еще в 2011-м), а электричество скачет со 130 на 220.
Есть ли аналог таким типам сооружений: когда строится вся общественная инфраструктура, но для одного человека? Есть. Это резиденции правителей в странах Востока. Турецкий сераль или китайский «запретный город» Цзыцзиньчэн.
Цзыцзиньчэн — дворцовый комплекс в центре Пекина. Фото: ЕРА
Это когда страна тонет в грязи и нищете, а правитель отгораживается от этой страны золотой стеной, создает за ней всю инфраструктуру для себя любимого, и на страну плюет.
Архитектура — самое символическое искусство на свете, и объект в Геленджике — действительно символ правления Путина.
Этот дворец сделан, несмотря на все влитые в него миллиарды, спустя рукава. Он строится 15 лет — бесконечные переделки, плесень, неправильная вентиляция и грибок.
И наконец, это строение является феноменальным символом отношения к стране. В серале есть хоккейный каток и спа, казино и аквадискотека. В соседней Прасковеевке есть клуб, библиотека, почтовое отделение, медпункт, церковь, кладбище и пожарная часть.
Вот все, что вы хотели знать об этих людях, которые говорят о патриотизме и скрепах.
Только не называйте это дворцом. Это Цзыцзиньчэн.
Юлия Латынина
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Это обычный дом отдыха, пансионат для всех желающих, купивших туда путевку.
Потому там и не может быть рабочего кабинета Путина