Как причащались первые христиане?

На модерации Отложенный

Познакомимся сегодня с одной из страниц древнехристианской истории, и поговорим о Таинстве Евхаристии.

Как известно из Священного Писания, Сам Господь Иисус Христос установил это Таинство во время Тайной вечери. Евхаристия, в переводе с греческого - благодарение, является одним из семи Таинств нашей Церкви. Суть Таинства состоит в том, что в нем хлеб (просфора) и вино освящаются особым образом, происходит их пресуществление (преложение) в Тело и Кровь Христовы. Причащение христиан необходимо для соединения с Богом, а также для спасения.

Изначально Евхаристия происходила примерно таким же образом, как и на Тайной вечере. Первые христиане собирались дома вечером или ночью, для того, чтобы вместе помолиться, петь христианские гимны, читать Священное Писание, причаститься и разделить трапезу, в воспоминание о Господе Иисусе Христе, а также о заповеди о любви. Такие собрания получили название "агапа", что означает с греческого - любовь. Еще такие собрания назывались "вечерей любви".

 

Агапа, изображенная на одной из катакомбных фресок. Фото из открытых источников

 

Агапа, изображенная на одной из катакомбных фресок.

Фото из открытых источников

После того, как христиане причащались Телом и Кровью Христовыми, подражая Тайной вечере, они разделяли братскую трапезу. И, со временем, ужин стал называться "вечерей Господней", и агапа (Евхаристия), была отделена от ужина.

Примечательно, что имеются упоминания о первых Евхаристиях, и там говорится, что сначала христиане причащались Тела Христова, затем следовал ужин, а после него причащались Крови Христовой. Хлеб и вино для Евхаристии располагались на столе на месте, где никто не сидел, на этом месте незримо находился Христос.

Поскольку на Тайной вечере, во время установления Евхаристии, Христос преломил хлеб, то немаловажное внимание уделялось этому моменту. Преломление хлеба делалось исключительно для практической цели, чтобы разделить хлеб и раздать его остальным.

Евангельские христиане (баптисты) относятся к этому моменту совсем иначе. Они не верят, что хлеб и вино могут быть Телом и Кровью Христовыми, и относятся к ним, как к символам пасхальной трапезы. И у них есть Таинство называющееся Хлебопреломлением.

В следующей раз рассмотрим, как стал меняться чин Евхаристии, и как появились Литургии, за которыми мы молимся сегодня.