Отток капитала из России в оффшор стремительно растёт.
На модерации
Отложенный
Российский капитал, несмотря на «кнут и пряник» правительства России стремительно выводится из страны в оффшорные юрисдикции. Отток валютной ликвидности из банковской системы России спровоцировал нехватку долларов США, необходимых для погашения внешних долгов государства.
Состоятельные россияне и бизнес перестают верить в «светлое будущее» российского рынка, направляя свои денежные активы в оффшоры. В то же время правительство страны продолжает заверять общество в профиците бюджета и бессмысленности объявления санкций Западом против России. В отношении оттока капитала из России Центральный банк страны ухудшил прогнозы с 16 млрд. долларов до 19 миллиардов, объясняя данную тенденцию увеличением цен на нефть. По данным того же российского финансового регулятора за первый квартал 2018 года сумма выведенных капиталов составила около 17 млрд. USD. Так по итогам 2017 года эта сумма составляла 10,7 млрд. USD. То есть по итогам первого квартала можно говорить о том, что 17 млрд. USD – это 4,3% ВВП России, который недополучит государственный бюджет.
Попытки правительства России репатриировать российские активы из оффшоров увенчались лишь временной победой на поприще активной борьбы с оффшорными гаванями в 2015 году. Правительство сразу же поспешило публиковать статистику, по которой было видно, что в Россию из оффшорных юрисдикций, а также из Франции и Германии стали возвращаться деньги российских компаний. По итогам 2016 года Центральный банк России отрапортовал, что возвращено 12, 664 млрд. долларов и заявил, что поток инвестиций в российскую экономику только растёт.
Но на деле активная деоффшоризация в России и вступление в силу закона КИК в 2015 году не смогли переубедить бизнес вернуть активы в страну. Так называемая «амнистия возврата капиталов» сработала лишь на 15%, где владельцы бизнеса воспользовались законом КИК и решились раскрыть властям России свои активы. Правительство в свою очередь решило продлить амнистию для бизнеса и до 1 марта 2019 года будет действовать вторая волна.
Чтобы остановить отток капитала из России широко рекламируется предложение президента России о создании льготных экономических зон в Приморском Крае (остров Русский) и острове Октябрьский в Калининградской области. В июле 2018 года В. Путин утвердил пакет законов о создании специальных административных районов. Создание этих районов предусматривает особые налоговые и валютные правила, похожие на правила всем известных оффшоров. Российские парламентарии предполагают, что «внутренние оффшоры», так назвали они данные районы, смогут стимулировать бизнес идти в Россию, что сможет привлечь более 1 млрд. долларов.
Ещё один шаг правительства России, направленный на возвращение российских активов, заключается во внесении на утверждение Государственной Думы поправок в Налоговый Кодекс в части статей закона о КИК. Последние поправки исключают применение уголовной ответственности в случае возмещения в полном объёме ущерба государству вследствие неуплаты или недоплаты налогов по доходам, полученными контролируемой иностранными компаниями. То есть предусматривается дополнительный переходный период для компаний до 1 января 2019 года, который российские власти решили «подсластить» отменой уголовного наказания.
Но несмотря на все «успехи» российской деоффшоризации бизнес продолжает выводить капиталы за границу и лидером в этом плане можно назвать Кипр, куда за первые три месяца 2018 года было выведено около 9,6 млрд. USD. На втором месте по выводу капитала оказались Британские Виргинские острова (БВО) с 1,9 млрд. USD и Багамские острова, куда состоятельные россияне вывели 1,8 млрд. USD. Среди других стран, в которые богатые граждане России выводили свои деньги были: Ирландия – 1,5 млрд. USD, Голландия – 1,1 млрд. USD и Гонконг – около 1 млрд. USD. Например, в Люксембург и на Бермуды, которые по мнению экспертов теряют привлекательность у россиян, было выведено в общей сложности всего около 1 млрд. долларов.
Также нужно сказать о Кипре, который с 2009 года был лидером по притоку российского капитала, но в 2018 году он начал «сдавать позиции» в пользу БВО. В сравнении с прошлым 2017 годом, доля российского капитала на БВО в первом квартале 2018 увеличилась более, чем в три раза.
Почему это так? Ну, во-первых, многие эксперты связывают данную ситуацию с ужесточением требований Центробанка Кипра по отношению к банкам страны в части оказания услуг компаниям, не ведущих реальной деятельности на Кипре, то есть компаниям «пустышкам». Во-вторых, наличие санкционного законодательства ЕС накладывает ограничения на российский капитал, расположенный в кипрских банках. Хотя законодательства Кипра и БВО основаны на английском праве, БВО всё-таки имеет преимущества, так как зарегистрированные в юрисдикции компании имеют ряд технических возможностей не раскрывать информацию о своих бенефициарах. Возможно поэтому крупные клиенты кипрского оффшора покидают Кипр и ищут другие юрисдикции, среди которых на первом месте оказались БВО.
Тем не менее это совсем не значит, что Кипр перестал быть интересен российскому бизнесу. Так по данным агентства Knight Frank (Лондон, Великобритания), оказывающего консалтинговые услуги по жилой и коммерческой недвижимости, с января по август 2018 года количество заявок на покупку, как жилой так и коммерческой недвижимости со стороны россиян выросло на 40%. В сравнении с 2017 годом российских граждан, желающих получить паспорт Кипра, стало на 25% больше, то есть уже на период конца июля 2018 года было куплено 5 400 объектов недвижимости.
Также российский капитал проявляет интерес к недвижимости Мальты. Как утверждают специалисты такой спрос на европейскую недвижимость связан с возможностью получения гражданства за инвестиции на Кипре и Мальте. Например, на данный момент из 1800 свободных мест для иностранцев по паспортной программе на Мальте, подано уже 1600 заявок.
Так некоммерческая частная организация Соединённых Штатов – Национального бюро экономических исследований, занимающееся аналитическим анализом макро и микроэкономики, подсчитало, что объёмы российского частного капитала в оффшорах составляют около 8% от общих оффшорных активов. В мировых масштабах сумма составляет около 5,6 трлн. долларов, то есть 10% от ВВП всего мира. В масштабах России размеры оффшорных активов россиян составляют 60% от ВВП России, что в переводе по курсу составляет около 1 трлн. долларов США.
Комментарии
Нынешняя система это позволяет и даже стимулирует (узаконила)