Кто в семье должен быть главным? Объясняет профессор Алексей Осипов

На модерации Отложенный

Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.

Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.

 

Кто в семье должен принимать окончательное решение? Где проходит грань в уступках своей супруге? Как не стать подкаблучником? На эти вопросы ответил богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Вопрос очень актуальный. Во-первых, надо учитывать, какие каблуки — высокие или низкие…

Вы хотите на каком фундаменте решить для себя этот вопрос? Если на православном, это будет одна картина. Если на том фундаменте, который сейчас особенно ярко проявляется на Западе, я имею в виду феминистское движение, то это будет совсем другое.

Если в дохристианском мире жена была в семье или рабыней, или служанкой (беспрекословное послушание и точка), то христианство сказало своё слово: жена и муж - одна плоть.

А кто же себя, свою плоть будет ненавидеть? Он её и питает, и греет её, и одевает, и ласкает, как пишет апостол Павел. Чего только ради своей плоти мы не делаем. Оказывается, жена — это часть меня, моего тела, моей плоти.

Если под таким углом зрения посмотреть на всё это, то становится понятно, как муж должен относиться к своей жене, и жена — к мужу. Стараться для другого делать то, что мы хотим для себя самого.

Второе. Семья — это не анархия, а определённый порядок. В любой человеческой организации должны быть дисциплина и порядок. Если этого не будет — всё развалится. Развалится и армия, и школа, и фирма, и государство...

Никогда ещё ни одна анархия не приносила обществу счастья и благополучия. Все понимают, что такое анархия в государстве. То же самое из себя представляет анархия в семье. Должны быть правила семейной жизни.

И, в частности, одно из них: муж должен иметь последнее слово в решении всех вопросов семейной жизни, пишет апостол Павел.

Только не надо сейчас возражать мне в ответ, что он у вас пьяница или ненормальный… Мы сейчас говорим не об этом. Мы говорим об обычной семье.

Когда муж и жена имеют совершенно равные права, то что из этого получается? Как принимать решения? Победит тот, кто перекричит другого? Или тот, кто сумеет заставить другого? Или вы будете принимать решения на кулаках? Нет!

Вы должны следовать христианскому образу семейной жизни. И тогда вы не будете подкаблучником, и жена ваша не будет стараться командовать мужем. Но если христианства нет, тогда на каком основании вы будете решать вопросы в семье?

Отношения между супругами должны строиться на идее единства. Возьмём человека, как единый организм. У него есть ум, голова. Есть и сердце – орган, который не просто качает кровь... Это орган самой жизни, переживаний. По самой природе мужчина больше живёт головой, его рацио всегда является первичным. Женщина же живёт больше сердцем, чувствами.

Согласитесь, все эти органы совершенно необходимы для жизнедеятельности всего организма. И здесь должно иметь место даже не соподчинение, а необходимое соотношение этих органов. В противном случае никакого толку не будет.

Представьте себе человека без сердца. Это невозможно! А если представить себе человека без ума? Мы знаем, в каких больницах лечатся такие люди. Словом, и то, и другое необходимы.

Вот и представьте, что в семье решается какой-то важный вопрос. И надо принимать решение. В Священном Писании мы находим открытие, которое в дохристианском мире не было известно. Мы видим заповедь, которую произнёс сам Иисус Христос, и которая подтверждается самой жизнью. Бог открыл нам, какое должно быть соотношение между мужчиной и женщиной. Между умом и сердцем.

При окончательном решении требуется голос ума. То есть требуется, чтобы сердце подчинилось уму.

Мы и сами по себе это знаем: нам порой так очень сильно чего-то хочется, и мы сами же понимаем, что это не полезно. Голос ума берёт вверх. 

Так же и в семье. Сердце должно контролироваться умом. Но и ум должен оживотворяться сердцем.

Итак, православная семья имеет во главе мужа. Если это не так, то очень скоро можно дойти до анархии и безобразия.

Сегодня в нашей стране наблюдается очень большой процент разводов. И главная причина, которая указывается супругами — не сошлись характерами. Но дело не в характерах. А в том, что полностью утрачено православное понимание семьи.